Раскрывая юные таланты: в Севастополе стартовал II фестиваль «Словотворение. Дети»
С момента первого детского «Словотворения» прошло полгода. В эти дни у юных артистов вновь появилась возможность выразить свою самобытность — без каких-либо режиссёрских и сценографических находок, спецэффектов. В этот раз организаторы получили вдвое больше заявок, чем в прошлом году. Изменился и подход к выбору произведений. Подробнее — в нашем материале.
II фестиваль актёрских монологов «Словотворение. Дети» проходит в Севастопольском ТЮЗе. В этом году оргкомитет получил 80 заявок. В финал вышли 15 человек.
В фестивале участвуют студийцы театра «Фарт», театра «Восхождение» средней школы № 48, театра-студии пластической драмы «Мы босиком», театрального объединения «Художественное слово», медиа-студии «Станции юных техников», театра драмы «Психо Дель Арт» и, конечно, студийцы Севастопольского ТЮЗа. В творческое состязание вступили представители трёх возрастных групп: младшей, средней и старшей.
Воспитанница «Театральной студии ТБМ» Анна Воронцова выбрала отрывок из произведения Бертольда Брехта «Страх и нищета в Третьей империи».
Автор написал книгу на основе свидетельств очевидцев и газетных сообщений. По словам немецкого театроведа Эрнста Шумахера, не связанные общим сюжетом сцены призваны показать, как фашизм проникает во все сферы жизни нацистской Германии, «как разрушает семью, как с ног на голову ставит традиционные нормы морали, как превращает правосудие в фарс».
Он — немец. Она — еврейка. Участница фестиваля выбрала сцену, в которой жена прощается со своим возлюбленным. Главная героиня вынуждена уезжать в другую страну и сообщает об этом мужу в день отъезда.
«Эта сцена меня тронула до глубины души. И в целом мне зачастую интересны герои произведений, которые старше меня, — рассказала ForPost-Афише Анна Воронцова. — Не в первый раз участвую в подобных проектах. Участие в этом фестивале для меня — ценный опыт, возможность показать свои умения и прожить образ».
В прошлом году участники в основном выбирали произведения из школьной программы. В этот раз многие отошли от этого вектора. Несмотря на преобладание классики на фестивале, школьники часто обращались к современным писателям. Например, четыре человека на отборе выбрали произведения Андрея Усачёва.
В отличие от многих конкурсов чтецов «Словотворение. Дети» — возможность показать мини спектакли.
«Мы видим, как на городских площадках вместе со взрослыми выступают дети — в театре имени Луначарского, Дворце культуры рыбаков, театре имени Лавренёва. То есть они уже заряжены искусством театра и понимают его особенности. Кроме того, в Севастополе много театральных студий, которые готовят будущих артистов. Поэтому, учитывая специфику нашего театра, мы хотели поддержать именно юных актёров. Детский фестиваль появился как сателлит взрослого «Словотворения», — рассказал директор Севастопольского ТЮЗа Андрей Маймусов.
В составе жюри фестиваля:
- заслуженный деятель искусств города Севастополя, художественный руководитель фестиваля Людмила Оршанская;
- заслуженный деятель искусств города Севастополя, главный режиссёр театра имени Луначарского Григорий Лифанов;
- актёр и режиссёр Московского областного государственного театра юного зрителя под руководством Ноны Гришаевой, композитор Аркадий Черкашин.
Как и на взрослом «Словотворении», на детском фестивале тоже работает журналистское жюри. В его составе: Дмитрий Кириченко, Аксинья Норманская и Ольга Базурина.
По мнению Аркадия Черкашина, одно из главных преимуществ юных артистов — пластичная детская психика. Они более тонко чувствуют реакции окружающих людей и сами могут реагировать более остро.
«Детей в зрительном зале сложно обмануть — они всегда чувствуют фальшь и теряют внимание, когда это происходит. То же самое работает и в обратную сторону. Дети-исполнители остро чувствуют реакцию зала. Одна и та же обратная связь может по-разному восприниматься: одни — начнут переживать, другие — наоборот, соберутся с силами и преодолеют препятствие. Мне кажется, что именно этот опыт — преодоления — в дальнейшем поможет ребятам в их деятельности».
Какая бы не была дальнейшая деятельность, «Словотворение. Дети» — не просто точка роста. Возможно, для кого-то фестиваль определит профессиональный путь, и мы увидим его во взрослом «Словотворении».
Татьяна Руснак
Фото пресс-службы фестиваля «Словотворение. Дети»