«Прометей прикованный»: из зоны комфорта к сути вещей

16-01-2018 12:49

9 февраля в Севастопольском театре юного зрителя состоится спектакль «Прометей прикованный» в постановке Ольги Ясинской. Эта история кардинально отличается от того, что обычно ставит наш ТЮЗ. Режиссер приглашает зрителя к серьёзной внутренней работе и предлагает задуматься над тем, что сегодня происходит с людьми. О том, к чему себя готовить, идя на спектакль, рассуждал в своей рецензии завлит Севастопольского ТЮЗа Денис Алтухов. 

Одна из задач театра — попытаться понять (или хотя бы задать вопрос): что происходит с человечеством и почему? Есть разные способы. Севастопольский ТЮЗ выбрал один из них, совершенно новый для себя. Исходя из того, что трудно увидеть картину в целом, будучи частью этой картины, режиссер спектакля Ольга Ясинская постаралась максимально удалиться от текущих событий, посмотреть на сегодняшнюю жизнь не изнутри, а снаружи, из временного далёка.

Так и было принято решение обратиться к древнегреческой трагедии. Это не трагедия в нынешнем привычном «шекспировском» понимании, не конфликтная ситуация, приводящая ее участников к печальному финалу, вызывающему слезы зрителей. В древнегреческой трагедии все могло закончиться относительно хорошо (если вообще уместно оперировать категориями «хорошо-плохо»), а слезы зрителей не поощрялись. В театр ходили не плакать, а по-новому осмыслить известные сюжеты и в результате осмысления получить ответы на важные вопросы.

Трагедия—очень символичное искусство. Спектакль «Прометей прикованный» начинается с того, что на сцене стоит жертвенный столб, потому что, по мнению Ольги Ясинской, трагедия Эсхила—это трагедия о жертвоприношении, о том, как Прометей приносит в жертву себя. Жертвоприношение—то, что соединяет новый спектакль театра и древний ритуал. Это не случайно. Театр вырос из ритуальной драмы. Сначала был ритуал, в котором и исполнители, и публика были равнозначными участниками действа, и только потом жрецы ушли на сцену, оставив зрителей в зале. Ту, изначальную связь театру очень хотелось бы сохранить в спектакле.

Возрождением античной трагедии занимается выдающийся режиссер и теоретик театра Теодорос Терзопулос. Именно его труды—книги, тренинги, методики работы с актерами—и вдохновили О. Ясинскую на эту постановку. Терзопулос считает, что для постановки античной трагедии нужен театральный язык, который позволит актерам и зрителям обмениваться энергией. Терзопулос называет его «языком Диониса», и он отличается от языка русского психологического театра, к которому привыкли и актеры, и зрители Севастопольского ТЮЗа. Актеры произносят текст Эсхила, обращаясь не к партнеру, а к Дионису, богу. Это необычно, странно. Это не по школе Станиславского. Разговор на языке Диониса непрост и требует погружения, вовлеченности в действо. «Прометей прикованный»—не тот спектакль, на который можно зайти случайно и просто отдохнуть. От зрителей тоже потребуется труд, но он будет вознагражден.

Древние греки точно знали, на что шли, значит, перед спектаклем и нам можно и нужно вспомнить миф о Прометее. Точнее, часть мифа. Слово «прикованный» в названии очень важно. Трагедия Эсхила начинается с того, что Прометея по воле Зевса (в наказание за украденный у богов огонь) приковывает к скале Гефест. Все два акта Прометей висит на цепях, терпит муки, проклинает Зевса и пророчествует, предсказывает будущее. Заканчивается трагедия тем, что Прометей по воле все того же Зевса проваливается под землю. У Прометея есть возможность откупиться, прекратить страдания. Для этого он должен открыть некую тайну, от которой зависит будущее Зевса. Но Прометей отказывается и остается прикованным. Значит, в этом есть смысл?

Ольга Ясинская ставила спектакль о том, что Прометей остается на скале ради тех, кому он отдал божественный огонь, ради смертных, «чей век, как день», то есть ради нас. Мы должны видеть Прометея на скале, чтобы понять: он останется прикованным, пока мы, люди, не изменимся.

Человечество восприняло дар Прометея утилитарно—для спасения физического. У огня грелись, на нем готовили пищу, потом с его помощью научились уничтожать врагов, а потом—еще больше врагов. Люди не использовали огонь и другие подарки Прометея (а ведь он дал людям многие знания и науки) для истинного блага, ограничившись материальным. Как провидец, Прометей понимает, что если материальное так и останется во главе всего, то люди уничтожат себя сами и без помощи Зевса, зато с помощью того самого огня.

Прометей остается прикованным, давая людям шанс помнить о том, что божественный огонь дан им для спасения, а не для войн, но пока люди все еще твердят голосами Океанид, что их воля не сможет нарушить законы Зевса, а закон Зевса—это закон силы, закон победы сильного над слабым. Эсхил противопоставляет воле людей, которая не может победить Зевса, некую другую силу, которая людей изменит. И сила эта—сила любви. В «Прометее прикованном» эта сила называется «слабость». «Слабой предпочтет прослыть, но никаким убийством не запятнанной»,—пророчествует Прометей несчастной Ио, жертве страстей Зевса. Именно в роду Ио родится та самая женщина, которая «слабой предпочтет прослыть», а потом, через много поколений,—Геракл, который освободит Прометея. Ольга Ясинская полагает, что рождение Геракла и освобождение Прометея—события будущего. А пока (уже тысячи лет) Прометей прикован к скале.

Но нашлось в трагедии и место для надежды. В основу музыкального оформления спектакля легло произведение немецкого композитора Карла Орфа «Прометей». Орф избегал слова «опера», предпочитая определение «переложение на музыку». «Прометей» Орфа исполняется на древнегреческом языке и очень труден и для музыкантов, и для вокалистов, и для слушателей. Орф постарался реконструировать античный «оркестр», звучание которого сегодня так же непривычно, как и античная трагедия на сцене театра. В творении Орфа и в спектакле Севастопольского ТЮЗа дважды (во время того самого пророчества Прометея Ио и в финале, после грохота скал, сомкнувшихся над Прометеем) звучит робкая и нежная тема любви.

Стремление добраться во всем до первоосновы, сути вещей предопределило художественное оформление спектакля. Зрители не увидят привычных по многим постановкам греческих туник. Костюмы и декорации созданы художником-постановщиком Татьяной Карасевой на основе работ и теорий основоположника супрематизма Казимира Малевича, формой и цветом пытавшегося выразить сущность явлений.

Театру очень важно знать: готовы ли зрители воспринять язык античной трагедии сегодня? Согласны ли, как часто сейчас говорят, «выйти из зоны комфорта»? Согласны ли с такой трактовкой поступков Прометея?

Источник: slavasev.ru
Фото: Юлии Высоцкой

 315 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

King's Man: шпионаж с привкусом клюквы

Спустя несколько переносов, новое детище Мэттью Вона наконец-то увидело свет. И пока одни зрители рады возвращению балагурного шпионского боевика, другие воспринимают подзаголовок «Начало» как начало конца. Картина изящно рассказывает нам предысто

В Севастополе набирают актёров в труппу первого профессионального уличного театра

30 января, в 12:00, в Севастополе пройдет набор актёров в труппу профессионального уличного театра «Мягкий знак». В рамках проекта начиная с мая каждые выходные на севастопольских улицах будут проходить спектакли. Принять участие в кастинге может каж

«Последний богатырь: Посланник Тьмы»: сказка для неприхотливых

Пока славянское фэнтези начинает робко заявлять о себе в поп-культуре, наши киноделы дают мастер-класс по тому, как загнать жанр обратно в забвение. И вот уже третий по счёту, но всё ещё последний «Богатырь», становится их главной жертвой. Пожалуй, н

Театра им. Кукол больше нет: худрук Артём Макеев обратился к зрителям

Как уже успели заметить многие театралы, с «радаров» культурной жизни Севастополя пропал Театр им. Кукол – семейное пространство с пронзительными и мудрыми спектаклями, созданное режиссёром Артёмом Макеевым. С октября 2021-го года, в связи антиковидн

«Не смотрите наверх»: комедия, от которой не до смеха

Пусть этот заголовок не вводит вас в заблуждение. Фильм способен  неоднократно рассмешить. Но в какой-то момент придёт осознание: то, что происходит на экране — не так уж далеко от реальности. И вот это уже не смешно. Астрофизик Рэндалл Минди и ег

Новости ForPost

Метки

художники День ВМФ Александр Петров Крым ДКР Динопарк Ольга Панкратова шоу концерт Большой севастопольский офицерский бал Григорий Лифанов Музеи онлайн Фонд «Живая классика» Конкурс красоты Театральная улица Картины кино праздник Клим Шипенко Андрей Маслов книги СЦКиИ Херсонес VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Виталий Либа Афиша Севастополя Театр имени Луначарского изоляция Севастопольский военно-исторический музей-заповедник театр драмы "Психо Дель Арт" Севастополь Лев Толстой Крымская весна Таврида-АРТ спектакль Zакрытый покаZ Мариинский театр Федюхины высоты Валерий Либа Новый год Молодёжь театр театр танца Вадима Елизарова Балаклава Севастопольский ТЮЗ Международный день танца искусство День Победы Великая Отечественная война выставки выставка мастер-классы опера творчество кинофестиваль Святой Владимир Театр Лавренёва Херсонес Таврический пандемия Дворец культуры рыбаков коронавирус Театр им. Кукол живопись карантин самоизоляция поэзия музыка Санкт-Петербург танцы художник фильмы фестиваль балет История Крымский военно-исторический фестиваль Достоевский Опера в Херсонесе Сергей Безруков «Оперные вечера в Севастополе» онлайн-марафон Живая классика Золотая балка Фёдор Достоевский Психо Дель Арт Михаил Булгаков дети Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Конкурс "Живая классика" театр Луначарского СевТЮЗ Эрмитаж благотворительность Анна Каренина Большие гастроли 75 лет Победы Море 9 мая «Эхо БДФ» арт-отель "Украина" Сергей Шнуров спектакли