«Прометей прикованный»: из зоны комфорта к сути вещей

16-01-2018 12:49

9 февраля в Севастопольском театре юного зрителя состоится спектакль «Прометей прикованный» в постановке Ольги Ясинской. Эта история кардинально отличается от того, что обычно ставит наш ТЮЗ. Режиссер приглашает зрителя к серьёзной внутренней работе и предлагает задуматься над тем, что сегодня происходит с людьми. О том, к чему себя готовить, идя на спектакль, рассуждал в своей рецензии завлит Севастопольского ТЮЗа Денис Алтухов. 

Одна из задач театра — попытаться понять (или хотя бы задать вопрос): что происходит с человечеством и почему? Есть разные способы. Севастопольский ТЮЗ выбрал один из них, совершенно новый для себя. Исходя из того, что трудно увидеть картину в целом, будучи частью этой картины, режиссер спектакля Ольга Ясинская постаралась максимально удалиться от текущих событий, посмотреть на сегодняшнюю жизнь не изнутри, а снаружи, из временного далёка.

Так и было принято решение обратиться к древнегреческой трагедии. Это не трагедия в нынешнем привычном «шекспировском» понимании, не конфликтная ситуация, приводящая ее участников к печальному финалу, вызывающему слезы зрителей. В древнегреческой трагедии все могло закончиться относительно хорошо (если вообще уместно оперировать категориями «хорошо-плохо»), а слезы зрителей не поощрялись. В театр ходили не плакать, а по-новому осмыслить известные сюжеты и в результате осмысления получить ответы на важные вопросы.

Трагедия—очень символичное искусство. Спектакль «Прометей прикованный» начинается с того, что на сцене стоит жертвенный столб, потому что, по мнению Ольги Ясинской, трагедия Эсхила—это трагедия о жертвоприношении, о том, как Прометей приносит в жертву себя. Жертвоприношение—то, что соединяет новый спектакль театра и древний ритуал. Это не случайно. Театр вырос из ритуальной драмы. Сначала был ритуал, в котором и исполнители, и публика были равнозначными участниками действа, и только потом жрецы ушли на сцену, оставив зрителей в зале. Ту, изначальную связь театру очень хотелось бы сохранить в спектакле.

Возрождением античной трагедии занимается выдающийся режиссер и теоретик театра Теодорос Терзопулос. Именно его труды—книги, тренинги, методики работы с актерами—и вдохновили О. Ясинскую на эту постановку. Терзопулос считает, что для постановки античной трагедии нужен театральный язык, который позволит актерам и зрителям обмениваться энергией. Терзопулос называет его «языком Диониса», и он отличается от языка русского психологического театра, к которому привыкли и актеры, и зрители Севастопольского ТЮЗа. Актеры произносят текст Эсхила, обращаясь не к партнеру, а к Дионису, богу. Это необычно, странно. Это не по школе Станиславского. Разговор на языке Диониса непрост и требует погружения, вовлеченности в действо. «Прометей прикованный»—не тот спектакль, на который можно зайти случайно и просто отдохнуть. От зрителей тоже потребуется труд, но он будет вознагражден.

Древние греки точно знали, на что шли, значит, перед спектаклем и нам можно и нужно вспомнить миф о Прометее. Точнее, часть мифа. Слово «прикованный» в названии очень важно. Трагедия Эсхила начинается с того, что Прометея по воле Зевса (в наказание за украденный у богов огонь) приковывает к скале Гефест. Все два акта Прометей висит на цепях, терпит муки, проклинает Зевса и пророчествует, предсказывает будущее. Заканчивается трагедия тем, что Прометей по воле все того же Зевса проваливается под землю. У Прометея есть возможность откупиться, прекратить страдания. Для этого он должен открыть некую тайну, от которой зависит будущее Зевса. Но Прометей отказывается и остается прикованным. Значит, в этом есть смысл?

Ольга Ясинская ставила спектакль о том, что Прометей остается на скале ради тех, кому он отдал божественный огонь, ради смертных, «чей век, как день», то есть ради нас. Мы должны видеть Прометея на скале, чтобы понять: он останется прикованным, пока мы, люди, не изменимся.

Человечество восприняло дар Прометея утилитарно—для спасения физического. У огня грелись, на нем готовили пищу, потом с его помощью научились уничтожать врагов, а потом—еще больше врагов. Люди не использовали огонь и другие подарки Прометея (а ведь он дал людям многие знания и науки) для истинного блага, ограничившись материальным. Как провидец, Прометей понимает, что если материальное так и останется во главе всего, то люди уничтожат себя сами и без помощи Зевса, зато с помощью того самого огня.

Прометей остается прикованным, давая людям шанс помнить о том, что божественный огонь дан им для спасения, а не для войн, но пока люди все еще твердят голосами Океанид, что их воля не сможет нарушить законы Зевса, а закон Зевса—это закон силы, закон победы сильного над слабым. Эсхил противопоставляет воле людей, которая не может победить Зевса, некую другую силу, которая людей изменит. И сила эта—сила любви. В «Прометее прикованном» эта сила называется «слабость». «Слабой предпочтет прослыть, но никаким убийством не запятнанной»,—пророчествует Прометей несчастной Ио, жертве страстей Зевса. Именно в роду Ио родится та самая женщина, которая «слабой предпочтет прослыть», а потом, через много поколений,—Геракл, который освободит Прометея. Ольга Ясинская полагает, что рождение Геракла и освобождение Прометея—события будущего. А пока (уже тысячи лет) Прометей прикован к скале.

Но нашлось в трагедии и место для надежды. В основу музыкального оформления спектакля легло произведение немецкого композитора Карла Орфа «Прометей». Орф избегал слова «опера», предпочитая определение «переложение на музыку». «Прометей» Орфа исполняется на древнегреческом языке и очень труден и для музыкантов, и для вокалистов, и для слушателей. Орф постарался реконструировать античный «оркестр», звучание которого сегодня так же непривычно, как и античная трагедия на сцене театра. В творении Орфа и в спектакле Севастопольского ТЮЗа дважды (во время того самого пророчества Прометея Ио и в финале, после грохота скал, сомкнувшихся над Прометеем) звучит робкая и нежная тема любви.

Стремление добраться во всем до первоосновы, сути вещей предопределило художественное оформление спектакля. Зрители не увидят привычных по многим постановкам греческих туник. Костюмы и декорации созданы художником-постановщиком Татьяной Карасевой на основе работ и теорий основоположника супрематизма Казимира Малевича, формой и цветом пытавшегося выразить сущность явлений.

Театру очень важно знать: готовы ли зрители воспринять язык античной трагедии сегодня? Согласны ли, как часто сейчас говорят, «выйти из зоны комфорта»? Согласны ли с такой трактовкой поступков Прометея?

Источник: slavasev.ru
Фото: Юлии Высоцкой

 243 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Театр с доставкой на дом: Севастополь во второй раз стал участником БДФ-квеста

С 15 сентября в Севастополе проводится проект «Театральная доставка. БДФ-квест21». Это увлекательная театральная игра от команды создателей Большого Детского Фестиваля (БДФ) под руководством Сергея Безрукова. Основа БДФ-квеста – серия размещённых на

«Дюна»: начало чего-то великого

Последние полтора года мы часто слышим, как кинотеатрам выносят смертный приговор. И правда, зачем они нам, когда есть стриминговые сервисы вроде Netflix: не нужно никуда ехать, смотри с кем хочешь и как хочешь. Ещё и безопаснее выходит. Так просмотр

«Психо Дель Арт» 5 лет в ДКР: неутешительные итоги

13 сентября на сцене Дворца культуры рыбаков народный театр драмы «Психо Дель Арт» отпраздновал двойной юбилей – 30-летие Периметра и 5 лет работы в стенах ДКР. ForPost-Афиша могла бы конечно написать, как всё было замечательно, как театр любят и цен

Любовный треугольник с острыми углами: МХАТ им. Горького покажет в Севастополе «Леди Гамильтон»

В Севастополь в рамках федеральной программы «Большие гастроли» приехал МХАТ им. Горького. Два года назад прославленный театр уже привозил в наш город две свои постановки – «Женитьбу Белугина» по Островскому и инсценировку повести Валентина Распутина

Один из самых «золотомасочных» театров России привёз в Севастополь свои лучшие спектакли

В эти дни в Севастополе проходят гастроли Новосибирского театра музыкальной комедии – обладателя 15 «Золотых масок»! Таким количеством не могут похвастаться даже столичные театры, работающие в этом жанре. Два «золотомасочных» спектакля коллектив прив

Новости ForPost

Метки

Музеи онлайн современное искусство опера арт-отель "Украина" книги Севастополь Дворец культуры рыбаков Григорий Лифанов День Победы художники ДКР творчество кино СевТЮЗ Мариинский театр живопись шоу коронавирус Золотая балка Фонд «Живая классика» Театральная улица Крымская весна Море Молодёжь Федюхины высоты День ВМФ пандемия VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» онлайн-марафон самоизоляция балет кинофестиваль Святой Владимир художник выставка Эрмитаж фестиваль театр спектакли 75 лет Победы выставки Опера в Херсонесе «Эхо БДФ» спектакль Херсонес Херсонес Таврический искусство концерт Александр Петров Большие гастроли театр драмы "Психо Дель Арт" Крым 9 мая История Международный день танца группа Ленинград Театр им. Кукол Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Картины #WineFest праздник Андрей Маслов Живая классика Бесы танцы Сергей Шнуров Анна Каренина СЦКиИ Театр имени Луначарского Сергей Безруков Лев Толстой Балаклава Крымский военно-исторический фестиваль Таврида-АРТ дети карантин Zакрытый покаZ театр танца Вадима Елизарова Великая Отечественная война фильмы поэзия мастер-классы Клим Шипенко Михаил Булгаков Афиша Севастополя Достоевский Большой севастопольский офицерский бал театр Луначарского открытие сезона Музей-заповедник "Херсонес Таврический" благотворительность Мастер и Маргарита Конкурс "Живая классика" Ольга Панкратова Динопарк Санкт-Петербург музыка Севастопольский ТЮЗ кинорецензия Психо Дель Арт изоляция