Придумай мне алиби: новый сериал с Евгением Стычкиным, как диагноз современному обществу

04-11-2021 19:01

На Первом канале завершился показ многосерийного фильма «Алиби» с Евгением Стычкиным в главной роли. В некотором роде напоминающий антиутопию, сериал кинокомпании «Среда» очень наглядно, с немалой долей юмора и цинизма, показывает нам общество тотальной лжи. Чтобы выжить в этой системе, надо играть по определённым правилам. И при этом идти по пути саморазрушения и быть готовым к серьёзным потерям. Сериальная продукция редко способна вынести диагноз нашему времени. Но здесь приятное исключение. Перед нами – деградация современной России и отдельно взятого в ней человека.

Главный герой Пётр Решетников – успешный сценарист и вполне перспективный писатель, который всё время откладывает на потом «главный роман» своей жизни. Ведь у него пока есть дела поважнее – собственное агентство по «прикрытию» пороков сильных мира сего. Его клиентами становятся звёзды шоу-бизнеса, политики, бизнесмены. Кто-то просит скрыть очередной «поход налево», кто-то наоборот – наладить отношение с супругой, а иногда олигархи просят вытащить из истории своих нерадивых отпрысков.

Фото: kino.mail.ru

Решетников виртуозно распутывает самые, казалось бы, безнадёжные случаи. В его кабинет так и просится большой плакат во всю стену с распечатанным интернетовским мемом – Робертом Дауни мл. с раскинутыми руками. Но однажды любая система даёт сбой. И хорошо, если вовремя осознаёшь, что у обмана есть своя цена. Однако персонаж Стычкина не придаёт этому значения. Ровно до того момента, пока за алиби к нему не обращается его жена Ольга (Ольга Сутулова), ничего не подозревающая о прибыльном бизнесе мужа. За стеклом она не видит, кому рассказывает свою проблему, а голос «решалы» изменён компьютерной программой. Узнавшего об измене супруги, не успевшего прийти в себя Решетникова, добивает ещё одна новость – его сын спит со своей учительницей.

Пытаясь распутать тугой клубок бытовых проблем, а вместе с этим удержать на плаву свой бизнес, главный герой становится заложником собственных демонов, которые от серии к серии только сильнее дают о себе знать. Всё бы ничего – в принципе, будничная зарисовка жизни среднестатистического россиянина – да тут в трещащую по швам реальность Решетникова врывается «наше всё» Фёдор Михайлович. Персонаж Стычкина по началу встречается с ним в своих видениях и получает немало тумаков от великого русского писателя, смеющегося над «творческим гением» своего коллеги. Едва узнаваемый в гриме Достоевского Тимофей Трибунцев не просто на 16 серий «влез в шкуру» русского классика, а ощутимо нагрел смысловое ядро сериала.

Фото: vokrug.tv

Даже несмотря на то, что великий писатель у Нурбека Эгена подан зрителю в слегка карикатурной форме, без такого персонажа «Алиби» смотрелось бы как марафон по копанию в грязном белье больших людей. Надо признать, что, конечно, где-то с середины сериала, это ощущение нарастает – очередной «пузатый кошелёк» сменяет другой, а цель – скрыть любовную интрижку. Персонаж Достоевского как бы невольно подталкивает нас к тому, чтобы уйти от поверхностного восприятия и, что называется, «смотреть между кадрами».

«Великая русская» галлюцинация Решетникова (которая по ходу сериала всё сильнее завладевает сознанием героя) кидает в пространство весьма хлёсткие цитаты: «Чтобы быть писателем, нужно быть бедным и страдать». И сколько бы горе-бизнесмен не садился за свой роман – всё тщетно. Стараниями сценаристов он ещё настрадается и, как полагается, главное испытание создателя «Алиби» ждёт в финальном эпизоде. Сделать выбор. Иногда для человеческой природы это непосильная задача.

И в этом смысле образ Достоевского здесь смотрится вполне уместно. Ведь главной философской проблемой, над которой Фёдор Михайлович бился всю жизнь – это человек со своим полчищем демонов. Для писателя было всегда очевидным, что состояние «всё дозволено» не является для человека подлинной свободой, а лишь подталкивает его к краю пропасти. И Решетников по ходу действия всё глубже врастает в эту жуткую систему, где уже все давно забыли, что если есть преступление, то и наказание не заставит себя долго ждать.

Фото: 1tv.ru

Надо понимать, что название сериала несёт куда более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд. «Алиби» – это не просто агентство, созданное главным героем для «маскировки» человеческих пороков. «Алиби» – это всеобъемлющая ложь, в которую сегодня, увы, погрузилось наше общество. Все лгут друг другу на каждом углу, прикрываясь тем, что это ложь во благо.

Если отстраниться от довольно слабых актёрских работ (разве что, за исключением Тимофея Трибунцева, чьё появление в кадре действительно ждёшь) и временами проседающего сценария, и воспринимать «Алиби» как метафору нашего недалёкого будущего, то новый продюсерский проект Александра Цекало может быть весьма смотрибельным.

Хотя, если учитывать, что сериал был снят в 2018 году, а в эфир вышел только сейчас, то, в принципе, становится очевидным, что это «будущее тотальной лжи» уже наступило. Сразу как-то невольно задумаешься о сегодняшних царящих в стране реалиях и честно себе признаешься: «Правды мы никогда не узнаем».

Арсений Веденин

Заглавное фото: kino-teatr.ru

Loading



Евгений Стычкин, кинокомпания «Среда», Первый канал, сериал «Алиби»,

Поделиться:

Похожие посты

«Мы не лошади, мы — люди»: разбираем финал сериала «Игра в кальмара»

27 июня на платформе Netflix вышел финальный третий сезон известного южнокорейского сериала «Игра в кальмара». Чтобы заработать баснословную сумму, отчаявшиеся 456 человек участвуют в смертельно опасных состязаниях. После победы в первом сезоне игрок

Что такое аудиосериалы и почему это революция в мире аудиокниг

В последнее время аудиокниги становятся всё более популярны. Многие занятые книголюбы, у которых недостаточно времени на чтение бумажной книги, предпочитают слушать аудиовариант. Сейчас на рынке появился ещё один формат — аудиосериалы. Что это такое,

«28 лет спустя»: удалось ли возродить зомби-франшизу?

В международном прокате успешно показывают зомби-хоррор «28 лет спустя». Спустя более чем два десятилетия Дэнни Бойл и Алекс Гарленд возвращаются к своей культовой франшизе ужасов. Российские прокатчики символично поставили премьеру фильма на 28 июня

Красные мотоциклы и подростки со сверхсилой: «Акира» в российском прокате

Добро пожаловать в Нео-Токио, где спустя 31 год после Третьей Мировой войны люди так и не оправились от ядерного удара. Правительство подавляет любые попытки мятежа, а военные проводят в секретных лабораториях эксперименты над детьми. «Акира» — культ

«Кей-поп-охотницы на демонов»: чем цепляет новый анимационный хит

20 июня состоялась премьера нового анимационного фильма от Netflix и Sony Pictures Animation — «Кей-поп-охотницы на демонов». Он мгновенно стал хитом: зрители ликуют, соцсети заполнены эдитами, вырезками из проекта, ажиотаж не собирается стихать. Как

Новости ForPost

Метки

Театр Лавренёва хоррор Неделя моды Обзор кино Санкт-Петербург праздник мультфильмы 2023 концерт афиша Севастополь BLACKPINK музыка 2024 изоляция Мода музыка 9 мая Клим Шипенко коронавирус фэнтези детектив СевТЮЗ сериалы 2025 Херсонес Таврический Большой севастопольский офицерский бал Модный показ спектакли игры 2024 Balenciaga скандал K-pop музыка 2025 искусство российские фильмы Дворец культуры рыбаков мастер-классы Dior Обзор фильма ДКР карантин Музей-заповедник "Херсонес Таврический" фильмы ужасов Театральная улица ЦГБ им. Л.Н.Толстого аниме 2025 мода и стиль Севастопольский ТЮЗ аниме 2024 Netflix живопись Charli XCX Аниме День ВМФ Конкурс "Живая классика" балет сериалы 2024 Севастополь мультфильмы Российские сериалы Новый год обзор аниме СЦКиИ Афиша Севастополя фестиваль Крым Театр имени Луначарского фильмы 2024 Психо Дель Арт Григорий Лифанов Федюхины высоты музыка 2023 Севастопольский театр оперы и балета Marvel сериалы 2023 куда сходить мультфильмы 2024 Сергей Безруков художники фильмы 2023 арт-отель "Украина" Фильмы 2025 комедия театр игры 2023 Херсонес рецензия театр Луначарского Золотая балка театр драмы "Психо Дель Арт" выставки День Победы выставка Театр им. Кукол фильмы Александр Петров Тейлор Свифт опера книги спектакль "Кинопоиск" Андрей Маслов