Премьера луначарцев «Троянская война. Начало» раскрывает конфликт между долгом и велением сердца
В основе премьерного спектакля «Троянская война. Начало» в постановке заслуженного артиста России и Украины Евгения Журавкина — трагедия Еврипида «Ифигения в Авлиде». Война и мир. Интересы государства и отцовская любовь. Порой противоречащие интересам личности чувства и поступки по-прежнему вплетаются в нити человеческой судьбы.
Спектакли проекта «Античный театр» — настоящее путешествие сквозь эпохи. Зритель в одночасье становится современником тех, кто вместе с Эсхилом воевал против персов, слышал победную песню юного Софокла, живо обсуждал несчастливые браки Еврипида. Вопросы, которые волновали людей около 2,5 тысячи лет назад, не теряют своей актуальности и сегодня.
Греки готовятся к походу на Трою, но богиня Артемида немилостива к ним — и насылает безветрие. Как наполнить ветром паруса кораблей? Гадатель провозгласил, что Артемида требует человеческой жертвы. Стать ею должна старшая дочь царя и полководца Агамемнона — Ифигения. Чтобы убедить жену Клитемнестру приехать вместе с дочерью в войско, аргосский царь придумывает предлог — свадьбу дочери с доблестным воином и красавцем Ахиллом…
Казалось бы, сюжет древнегреческой пьесы вновь разворачивается вокруг необходимости жертвоприношения, чтобы умилостивить богов, добиться «высшей цели». Но «Ифигения в Авлиде» заметно выделяется среди трагедий современников Еврипида. Актёры театра Луначарского акцентируют внимание, прежде всего, на внутренних переживания своих персонажей.
«Менее чем за 100 лет развития древнегреческой драматургии пройден огромный путь. В трагедиях Эсхила общее — государственное, гражданское — преобладает над частным, личным, индивидуальным. В его пьесах бы не стоял вопрос приносить ли жертву или нет. Однозначно да. Более того, человеческие жертвы иногда были добровольными. Но времена изменились, и всего лишь спустя несколько десятков лет Еврипид уже индивидуализирует каждого персонажа», — рассказывает ForPost-Афише Евгений Журавкин.
Например, царь Агамемнон терзается в сомнениях, и в какой-то момент меняет решение. Он отправляет старика-раба с письмом об отмене приказа, но письмо перехватывают. Да и Ифигения не сразу соглашается со своей судьбой. Но в итоге она не желает междоусобицы и соглашается со своей участью. При этом конец этой истории не столь однозначен, как может показаться.
«На мой взгляд, спектакль удался. Конечно, так это первый показ, постановка ещё будет оттачиваться. В создание спектакля привлечены большие творческие силы — это и режиссёр-постановщик Евгений Журавкин, и художник по костюмам — лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» Фагиля Сельская (г. Санкт-Петербург), и художник-сценограф Ирина Сайковская», — отмечает Григорий Лифанов.
Около двух месяцев велась подготовка к спектаклю — репетиции, создание одежды и военной амуниции. Работники декорационного цеха вручную сделали доспехи древнегреческих героев. Отливались кирасы и шлемы, создавались наручи, поножи, копья — проделана действительно колоссальная работа.
В июле спектакль «Троянская война. Начало» можно посмотреть в Античном театре «Херсонеса Таврического» 15, 22 и 29 июля.
Татьяна Руснак
Фото Вячеслава Богомолова