«Позор гостиных» и пузеля: чем забавлялись аристократы XIX века

19-10-2020 17:20

Играть любят не только дети, но и взрослые. Так было всегда, просто игры отличаются по своему содержанию. В России в светских салонах XIX века люди собирались не только для того, чтобы порассуждать о политике и экономике, но и для развлечения. Как можно было поехать в Париж на выставку, не выходя из-за стола? Какие «невинные игры» были популярны и почему они так назывались? Об этом и не только рассказывает «Культурология» . Возможно, игры из прошлого станут для кого-то вполне занимательным настоящим.

«Почта в шляпе» источник каламбуров и «летающие пальцы» за круглым столом

Перед началом игры «Летающие птицы» участники рассаживались вокруг круглого стола и клали на него указательные пальцы. Назначался водящий, в задачу которого входило перечисление одушевлённых и неодушевлённых предметов. Если он называл предмет, который способен летать, игроки должны были поднять свой палец со стола. Когда кто-то ошибался, например, палец полетел вверх при слове «огород», значит это проигрыш.

Очень модной была игра под названием «Почта в шляпе». Все присутствующие получали по листку бумаги, на котором нужно было написать свой вопрос. После этого записочки складывались в шляпу и тщательно перемешивались. Затем игроки по очереди вынимали бумажки, но не разворачивали, а писали ответ на вопрос на другой стороне. Обработанные записки складывались в другой головной убор, до тех пор, пока вопросы не заканчивались. Тогда бумажки вынимались, вслух прочитывались вопросы и совершенно неожиданные ответы, раздавался громкий смех — так очень часто возникали забавные каламбуры.

За столом: «В Париж на выставку», гусек и лото

Игра в лото была очень популярна. / Фото: samara-clad.ru

Очень нравились посетителям салонов настольные игры. Их было много и все они состояли из игрового поля, фигурок, и кубика, с помощью которого можно была начислить очки или высчитать, на сколько шагов фигурка может быть передвинута. Есть мнение, что настольные игры произошли от старинной русской игры «гусек», то есть гусь, смысл которой был в передвижении к финишу и одновременном собирании по дороге симпатичных птиц.

Настольная игра часто отражала идеи путешествия. К примеру, знаменитая «В Париж на выставку» — игроки должны были ехать в столицу Франции, чтобы не опоздать к началу выставки достижений хозяйства. Ну и, конечно же, лото. Завезенное в XVIII веке из солнечной Италии, оно сразу пришлось по душе жителям России. Эта игра была во многих домах, и семейные вечера проходили за приятным соревнованием.

Правила просты и неизменны до сих пор. Все игроки получают карточки, на которых написаны числа. Ведущий вытаскивает из мешочка деревянные бочонки и называет номера, которые нужно зачеркнуть. Выигрывает тот, кому удается первым «забить» ряд по горизонтали. В XIX веке лото было невероятно популярным, в него играли на деньги, проигрывая целые состояния. Из-за этого азартная забава была запрещена в общественных местах.

Пузеля никакого отношения к пузу не имеют

Пузеля или пузели – это пазлы, которые сегодня продаются повсюду. / Фото: i01.fotocdn.net

Сегодня эта игра называется пазлы. А в 19 веке она носила забавное имя «пузеля». Изобретена она была английским картографом Спилсбери, который умудрился приклеить географическую карту на широкую доску, потом распилить её на части и предложить своим детям собрать её заново из кусочков. В России пазлы быстро завоевали популярность в салонах. Называли их либо пузели (так звучит на немецком), либо пузеля (а это на французский манер).

Люди сосредоточенно собирали не только карты, но и пейзажи, натюрморты, другие красивые картинки. Чем сложнее были вырезаны кусочки, тем интереснее игра. Она помогала развивать художественное мышление, тренировала усидчивость, приносила удовольствие. Поэтому пазлы собирают взрослые и дети во всём мире и поныне.

Коварные карты: игровая зависимость уже существовала

Карты считались непристойной игрой. / Фото: citifox.ru

Карточные игры нравились очень многим, но в 19 веке их считали непристойными. Они даже носили такие громкие названия как «растлитель нравов», «тормоз просвещения» и «позор гостиных». В некоторых салонах карты были запрещены, а в других, наоборот, приветствовались. Существовавшие тогда книги по светскому этикету содержали в себе советы для молодых людей, предупреждающие о коварности карт — об игровой зависимости знали уже тогда. Тем не менее в карты играли мужчины и женщины, молодые и старые, богатые и бедные.

Азартные карточные игры подразделялись на те, в которых всё зависит от игрока и его умения быстро соображать, и на случайные. Последние были сродни современным игровым автоматам, то есть выиграть мог любой. В русской литературе есть много примеров, связанных с картами. Взять хотя бы «Пиковую даму» — Герман был игроком. Вспомним также Арбенина из «Маскарада» Лермонтова, Гоголевского Хлестакова из «Ревизора» и многих других. Самыми известными играми со случайным исходом были штосс и фараон.

Невинные игры: Горелки, фанты да рифмы

Невинными называли подвижные игры. / Фото: i071.radikal.ru

Существовали так называемые «невинные игры». По-французски их называли petits-jeux и точный перевод был «маленькие игры». Это были подвижные забавы, обычно не слишком длительные. Пришли они из народа, и приобрели некоторый салонный лоск. Например, самая любимая игра — это горелки. А наиболее популярными были фанты, в которые играют и сегодня. Игроки должны были сложить свои фанты в какую-нибудь ёмкость, чаще всего в шляпу. Затем ведущий закрывал глаза и вытаскивал фант, принадлежащий определенному человеку. Перед этим потенциальному хозяину фанта давались различные, порой очень смешные задания — попрыгать на одной ноге вдоль всей комнаты, кукарекнуть, замычать и так далее.

Не слишком подвижная, но весьма невинная игра — рифмы. Игроки садились в круг. Один из них брал платок и неожиданно бросал другому. При этом нужно было произнести какое-то слово. Тот, к кому летел платочек, должен был обязательно поймать его и при этом ответить чётко в рифму. Так платок летал по кругу, собирая смешные слова. Очень интересно было загадывать сложное словечко, к которому непросто было подобрать рифму.

 557 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Выиграть в ящик: выбираем бюджетные адвент-календари

До Нового Года осталось чуть больше месяца, а значит — самое время позаботиться о подарках. С презентами близким разобраться не так сложно, а что подарить себе любимому? На помощь приходит главный тренд сезона — адвент-календари. ForPost-Афиша подобр

Сезон скидок: откуда взялась «Черная пятница»

25 ноября стартовала самая масштабная распродажа года. Сложно найти витрину, которую бы не украшала надпись: «Скидки!». А на первой странице маркетплейсов и онлайн-магазинов нас повсеместно встречает «Черная пятница». Но почему в этот день продавцы п

Познавая Пелевина: каким вышел новый фильм про писателя?

22 ноября свой день рождения отмечает самый популярный и загадочный писатель современной России — Виктор Пелевин. По случаю юбилея, режиссёр Родион Чепель попытался узнать больше о писателе, и создал одноимённый документальный фильм. Удалось ли ему р

Как футболисты играют на поле высокой моды?

Некоторые звёзды футбола любят чередовать газон стадиона с подиумом модного показа. Тем временем, эстетика спортивной формы всё активнее проникает в коллекции брендов. Вот и перед ЧМ-2022 Роналду и Месси сделали вирусный проект с Louis Vuitton. В это

The Devil In Me: интерактивная история ужасов

Вышла заключительная часть первого сезона игр франшизы «The Dark Pictures Anthology» от Supermassive Games. Студия стала известна благодаря подростковому хоррору Until Dawn и недавно выпущенной The Quarry. Именно интерактивное кино и игры с множество

Новости ForPost

Метки

фильмы Балаклава арт-отель "Украина" ЦГБ им. Л.Н.Толстого праздник театр Михаил Булгаков Сергей Шнуров мастер-классы Достоевский концерт Лев Толстой Музей-заповедник "Херсонес Таврический" ДКР Конкурс "Живая классика" Театр танца им. В.А.Елизарова Таврида-АРТ художники СевТЮЗ Великая Отечественная война Херсонес Таврический Андрей Маслов Крымский военно-исторический фестиваль Россия День ВМФ дети Театр им. Кукол Ольга Панкратова Фонд «Живая классика» Картины рецензия Фестиваль «Таврида — АРТ» Театральная улица Живая классика Виталий Либа фестиваль «Природа Искусства» Мастер и Маргарита книги Театр Лавренёва Фёдор Достоевский Александр Петров Дворец культуры рыбаков поэзия кино спектакль театр драмы "Психо Дель Арт" Музей обороны Севастополя самоизоляция живопись Херсонес История День Победы выставка Конкурс красоты 9 мая Мода Новый год Театр имени Луначарского Море художник Федюхины высоты Севастопольский театр оперы и балета балет Сергей Безруков Санкт-Петербург театр Луначарского коронавирус выставки опера фестиваль Психо Дель Арт Золотая балка музыка творчество кинофестиваль Святой Владимир 75 лет Победы «Оперные вечера в Севастополе» искусство Григорий Лифанов Молодёжь Крым Севастопольский ТЮЗ изоляция карантин Мариинский театр Анна Каренина Бесы спектакли Эрмитаж Динопарк Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Опера в Херсонесе Валерий Либа Музеи онлайн Севастополь Большой севастопольский офицерский бал танцы СЦКиИ Афиша Севастополя Клим Шипенко