Последняя дуэль: особенности средневековой любви
В своей исторической драме Ридли Скотт мастерски исследует грязный и жестокий мир средневековья. А также впервые за несколько лет показывает, за какие умения его считают одним из величайших режиссёров индустрии.
Время и место дуэли — Франция XIV век. Два друга-сквайра Жан де Карруж и Жак ле Гри участвуют в сражениях против войск Англии. Но по окончанию военной кампании их пути постепенно начинают расходиться: один обвиняет другого в пресмыкательстве перед аристократией, они судятся за клочок земли и уже давно перестали жать друг другу руки. Последний гвоздь в крышку гроба рыцарской дружбы вбивает Маргарита, жена де Карружа, обвиняя ле Гри в изнасиловании.
И тут повествование замирает… после чего начинается заново. Название первой главы — «Истина глазами Жана де Карружа» — ясно даёт понять, что всё это время мы смотрели на историю с его точки зрения. Теперь черёд Жака ле Гри. И его глаза видят немного другую истину. Если версия де Карружа напоминает легенду о храбром воине, мстящем за любимую, то его другу всё происходящее видится как куртуазная история любви. Со сменой угла обзора меняется отношение к персонажам и их поступкам. Так храбрость Жана превращается в глупость, а стремление отсудить спорную землю — в проявление мелочности.
Подсказать что правда, а что субъективный взгляд обиженного сквайра, призвана третья глава — «Истина глазами Маргариты», где слово «истина» задерживается на экране чуть дольше. Её воспоминания рисуют перед нами совсем другой мир: вместо доблестных рыцарей и пиров — тяжёлая судьба средневековой женщины, она даже не имела права выйти из своего замка без разрешения мужа. Зрителю предлагают почувствовать все те цепи традиций и условностей, сковывающих героиню Джуди Комер. «Истина Маргариты» показывает, что никому нет дела до её личности. Она мало отличается от лошади или коровы, которых её муж пестует исключительно с корыстными намерениями.
Жестокое средневековье восхитительно представлено в фильме. Перед зрителем предстаёт вся мерзость эпохи – её бесчеловечные устои и бредовые убеждения. Костюмы и декорации отлично подчёркивают атмосферу скованности догмами. И без того сильное впечатление от визуала Ридли Скотт усиливает прекрасной постановкой кадра, игрой со светом и весьма точными акцентами. Сцена дуэли вызывает бурю эмоций, заставляя вздрагивать от каждого лязга оружия. И вроде в голове есть осознание того, что это бой двух бессердечных нарциссов, но дрожь от волнения всё равно не покидает тело вплоть до развязки.
В этом, само собой, заслуга прекрасного актёрского состава. Мэтт Деймон буквально утонул в образе де Карружа и выдал одну из своих лучших ролей. То же самое относится и к Маргарите в исполнении Джуди Комер. Она вызывает симпатию, демонстрируя ум и доброту, и сопереживание, когда принимает на себя удары эпохи. Адам Драйвер и его Жак ле Гри — прекрасное попадание в образ стервозного и самовлюблённого романтика-идеалиста. И нельзя забывать про Бена Аффлека. Если бы не его эксцентричный граф Пьер, вражды между сквайрами можно было бы избежать.
Главная тема «Последней дуэли» невольно заставляет проводить параллели с нашим временем и его новой этикой. Но за исключением пары моментов (например, когда точка зрения Маргариты преподносится как «более правдивая»), современные веяния никак не затрагивают происходящее в картине. Это брутальный и откровенный фильм с массой достоинств и очень смутными недостатками. Будем надеяться, что «Последняя дуэль» для Ридли Скотта окажется лишь крайней.
Котляров Денис
Фото: kinopoisk.ru