«После иконы»: как молодые художники искали священный образ
На выставке «После иконы» представлены работы художников, которые специализируются в области современного христианского искусства. Майолика, литье, мозаика, работы из бронзы и дерева, коллажи – авторы экспериментировали с традиционными и современными техниками.
Выставка открылась в здании Фонда № 4 музея-заповедника «Херсонес Таврический» и проходит в рамках проекта «Икона после иконы». Молодые художники-монументалисты из различных городов России, по большей части из Москвы, воплотили свои новаторские идеи, оставаясь при этом в рамках существующего канона церковного искусства. Есть и консервативные работы, выполненные в традиционной манере.
«Главная задача проекта – сохраняя традиции религиозного искусства, не повторять. Есть даже такой девиз: в каноне, но не копируя. Обращаясь к древним образам религиозного искусства, попытаться найти что-то новое, в таком, казалось бы, консервативном направлении, как церковное искусство», — рассказал ForPost+Афиша заместитель директора по развитию музея-заповедника «Херсонес Таврический» Александр Капусткин.
Художники-монументалисты видят церковное искусство как часть современного. Привычные религиозные образы каждый автор переосмысляет по-своему. Взять хотя бы для примера работу Анны Моториной «Богоматерь». Разглядеть в ней икону Божьей Матери можно издалека – по цвету, расположению фигуры. Здесь можно заметить даже элементы авангарда.
В основе одной из коллажных работ — альбом по иконописи. Евгения Колесникова обыграла обложку каталога. Да, это выходит за рамки привычных нам работ, но почему бы и нет? Это искусство в разных формах и выражениях.
Дмитрий Зарва представил на выставке работу под названием «Хризма». Это монограмма Иисуса Христа, которая подана весьма необычно – на декоративном фоне. Она прекрасно вписана в общее пространство, являясь в то же время его центром.
Обожженная глина, расписная глазурь — в технике майолика любопытно обыграна тема крещения. Её автор — Анатолий Червяков показал свое видение христианского таинства.
«Можно предположить, что это Иисус Христос – угадывается его лик. Основание – граница водного пространства. Видим голубя, который традиционно является символом Святого Духа и от него словно исходит свет», — рассказывает Александр Капусткин.
Директор музея-заповедника Светлана Мельникова вспомнила выставку молодых художников в Италии, реализованной под патронатом известного итальянского кинодраматурга, поэта, прозаика, художника Тонино Гуэрро. По его просьбе авторы представили свои мысли о том, как закончилась Тайная Вечеря.
«И увидев нашу выставку «После иконы» я испытала такие же ощущения, как на той выставке в Италии. Это ощущение поиска, человека, который мыслит, думает, рождает свое понимание и отношение», — поделилась своими впечатлениями с ForPost+Афиша Светлана Мельникова
Посмотреть на столь разные, но объединенные христианским искусством работы можно до 4 сентября (еженедельно со среды по воскресенье). Вход свободный.
Татьяна Руснак
Фото автора