Показывает Эрмитаж: «оттепель» советского фарфора
До 4 апреля в Государственном Эрмитаже открыта выставка «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре» при участии Императорского фарфорового завода.
В витринах представлены фарфоровые изделия 1950-1960-х годов – периода «оттепели». В состав экспозиции вошло более 160 экспонатов ‒ сервизы, вазы, образцы мелкой пластики. Эти вещи отразили ключевые события советской эпохи: активная стройка жилья, освоение космоса, международный фестиваль молодёжи и студентов, кукурузная кампания…
Источниками формирования нового стиля стали художественные традиции модерна и ар-деко. Но главная особенность всех изделий – стремление к минимализму – отказ от лепных, рельефных украшений и сложных силуэтов. Даже цветочная роспись упрощается. Появляется интерес к пейзажу, абстракции.
Цветовое решение стало предельно сдержанным и лаконичным, упор делается на контрастность, либо, наоборот, на полутона.
В декоре появляется тема новостроек.
Для фарфоровой пластики характерны жанровые композиции: работы «Новая причёска» (1962), «Купальщица» (1959), «Читающая книгу» (1965). Присутствуют и анималистические сцены: скульптура «Чёрная пантера» (1956) и композиция «Жирафы» (1960).
В композиции Т.М. Чапургиной «Конкурсные модели» романтические платья и стильный рабочий костюм воплощают «эталонные» образы из модного советского издания 1950-х годов.
На экспозиции также представлены новые работы художников предприятия, вдохновлённых той эпохой. Символический для «оттепели» образ кукурузы иронично воплощён в композиции «Царица полей» Г.А. Белаш. Роспись панно «Жизнь среди звёзд» Т.В. Афанасьевой посвящена другой важной теме периода – освоение космоса.
Анна Корнилова
Фото автора