Подземный поэтический вечер Натальи Макеевой

02-07-2019 21:06

В музее «Подземный Севастополь» состоялся творческий вечер Натальи Макеевой. Гость проекта «Поэтическое прибежище» почитала свои стихи и поделилась с севастопольской аудиторией своими впечатлениями о Донбассе и Крыме. В эксклюзивном интервью ForPost-Афише известный московский поэт, публицист, обозреватель Федерального агентства новостей рассказала о лирической поэзии, общественной жизни и своей гражданской позиции.

Наталья окончила Литературный институт имени Горького, работает журналистом – в данный момент является обозревателем Федерального агентства новостей. Автор трех книг – «Сияющий бес», «Векторный лотос» и «Ничего странного». Кроме того, тексты Макеевой вошли во множество сборников и литературных интернет-проектов, а также были опубликованы в сетевых и бумажных СМИ. Член Союза писателей России и Союза писателей Донецкой народной республики, эксперт Изборского клуба. Наталью Макееву признал своей ученицей патриотический писатель-метафизик Юрий Мамлеев. В 2014 году, после начала трагических событий в Новороссии, она выступила с поддержкой пророссийских активистов, выезжала на территорию Донецкой и Луганской народных республик. Её поэтический сборник «Векторный лотос» вышел в 2015 году в Донецке под патронатом Изборского клуба Новороссии и Союза писателей ДНР и был представлен в столице республики и двух городах – Горловке и Харцызске.

Корреспонденту «Форпост-Афиша» Тихону Синицыну удалось побеседовать с автором о творчестве.

Наталья, расскажите о своей поэзии, истоках творчества.

Какие страшные вопросы вы задаете. Я начала писать стихи лет в 12, но откуда это все берется, наверное, ни один автор толком сказать не может. Не было такой задачи, да и нет, – писать стихи. Это же не работа.

Просто начинает хотеться написать что-то – вот и пишу. Истоки – я художник, я так вижу. Почти уверена, что у всех так. Стихи, в отличие от прозы, – это не труд, а скорее выплеск себя. Часто – практически мгновенный. Выплеск даже не переживаний как таковых, скорее некой совокупности мыслей, рефлексий и т. д. Того самого ахматовского «сора». К примеру, о чем-то думала, анализировала, что-то сказал человек в метро, вспомнилось нечто, – все это как-то преломилось, наложилось на найденный старый черновик.

– Поведайте об изданных книгах.  В каких жанрах Вы выпускали свои произведения?

В 2008 году, под Новый год, в питерском издательстве «Геликон+» вышла моя первая книга – сборник рассказов и эссе «Сияющий бес» с предисловием Юрия Витальевича Мамлеева, моего учителя. Он же помог мне ее составить. Я вообще не знала, как подступиться к сборнику! Юрий Витальевич придумал концепцию: сначала «сюжетные тексты», потом – с не очень выраженной сюжетной линией, а в конце – эссе. Долго потом рассылала книгу и уже почти отчаялась: мне либо не отвечали, либо хотели денег. Неожиданно позвонил Александр Житинский и сообщил, что мои тексты ему понравились. В качестве иллюстраций, в том числе в оформлении обложки, были использованы мои рисунки разных лет.

Вторая книга – вышедший в 2015 году в Донецкой народной республике сборник стихов «Векторный лотос». С ним получилось, пожалуй, интереснее всего. Дело в том, что я давно подумывала издать стихи, коих накопилось довольно много. Я пишу, конечно, меньше, чем многие другие поэты, но все равно вопрос «А не замахнуться ли на поэтический сборник?» назрел. Я дозрела до этого решения в 2015 году. Второй год шла война в Донбассе. Мне было совершенно понятно, что издавать книгу в Москве смысла нет. Точка сборки во всех смыслах – в Новороссии. «Векторный лотос» вышел в Донецке. Всю работу по верстке и печати взял на себя Изборский клуб Новороссии. Деньги на издание дало Брянское отделение Изборского клуба. На обложку поместили мой рисунок – стилизованный символ Евразийского союза молодежи, собственно Векторный лотос. В качестве иллюстраций также были использованы мои рисунки.

Третья книга – еще один мой прозаический сборник – «Ничего странного» формально вышла в издательстве Интернационального союза писателей в прошлом, 2018 году, но бумажная версия стала доступна для заказа только в 2019. На обложку помещен мой рисунок еще школьных лет. Вошли туда мои рассказы и эссе. А вот презентации еще не было: просто нет времени и сил все организовать.

 – Какую роль в вашем творчестве занимает тема Донбасса, Новороссии? Повлияла ли «донецкая повестка» на литературную» жизнь «русского мира»?

Знаете, тут сложно все довольно. С одной стороны, после 2014 года писать, забыв о Русской весне и Новороссии, о войне в Донбассе, просто невозможно. Эти события вошли в наш генетический код, прошли сквозь нас, изменили нас. Теперь все иначе. Мы иначе думаем, иначе говорим, иначе дышим. Причем совершенно неважно, о чем именно ты пишешь – о войне или же о любви, цветах, первом снеге, осени…

Но при этом, я считаю, что в первую очередь должны писать о событиях на Территории те, кто имеет к ним более непосредственное отношение, нежели я. Мне это как-то психологически неудобно, поэтому стихотворений таких у меня мало, и это нормально. Кроме того, я пока не отошла от событий на ту дистанцию, на которой возможно творчество. Такая у меня особенность, может немного странная…

Вообще же творчество, так или иначе связанное с Новороссией, – это реальный феномен. Мы сейчас живем в такую эпоху, когда феноменов в принципе нет. Но это как раз тот случай. Литературный процесс, порожденный Русской весной, можно сравнить только с литпроцессом, порожденным Великой Отечественной войной. Та же Афганская война – при всем моем глубочайшем уважении к ее участникам и авторам, которые отразили ее в своем творчестве, – отдельного литературного процесса не получилось. На мой взгляд, это связано с тем, что именно события в Новороссии отозвались в русских сердцах таким набатом, что его звон не смог не вылиться в творчество. Эсхатологические, цивилизационные, очень глубинные ощущения, желания, предчувствия русских и породили Русскую весну, которая и сама по себе – результат переосмысления действительности. Творческий акт. Кто бы там что ни говорил, но литература – это не башня из слоновой кости, как может показаться на первый взгляд. А авторы не пришельцы из космоса, они – часть общества и, возможно, несколько острее ощущающая пульс истории и общественной жизни.

Я думаю, уже очень скоро будут написаны  научные работы об этом литературном процессе, а вузы, в частности Литературный институт им. Горького, будут изучать его наравне с творчеством поэтов-фронтовиков.

При этом я, естественно, не разделяю авторов, проживающих в ДНР и ЛНР, и тех, кто пишет о происходящем, постоянно находясь в РФ, либо приезжает лишь время от времени. Это процесс, затронувший весь Русский мир.

– Расскажите о своих впечатлениях от Крыма, как часто вы здесь бываете?

Все предельно просто. Крым прекрасен. Всегда – в любое время года. В сознательном возрасте я приехала в Крым впервые в 2005 году и теперь почти каждый год приезжаю летом. А еще два раза была вне курортного сезона – в ноябре и феврале. То, что Крым и Севастополь вернулись в состав России, – настоящее чудо, которое, правда, омрачает, причем существенно, то, что такого чуда не произошло – возможно, пока – с Донбассом.

– Какое впечатление производит Севастополь?

Раньше была здесь несколько раз проездом, но познакомилась с  городом лишь в этом году. Присоединюсь к мнению, что Севастополь восхитителен в своем здоровом милитаризме, духе истории и неповторимом колорите. В общем, мне здесь понравилось. Думаю, приеду еще. Возможно, еще до конца этого года.

Что вы думаете о перспективах современной русской литературы и поэзии в частности? 

Понимаете, литература существует не сама по себе. Она часть исторических, цивилизационных процессов. А вот что будет происходить в 2014 году, когда должен осуществиться, что называется, трансфер власти – большой вопрос. В эпоху перемен, тем более глобальных, жить, конечно, страшновато, но именно такие времена дают стимул искусству и литературе в частности.

В целом же, при всем том, что ощущается некая исчерпанность и пресыщенность, говорить о похоронах русской литературы не приходится. Сколько уже раз ее хоронили, но жива ведь. А уж что мы все собой представляем, будет видно потом. Как не раз бывало – модное и обсуждаемое часто оказывается забыто, а ценное, но не ставшее модным, впоследствии обретает в глазах читателей свою истинную ценность. В общем, посмотрим.

Тихон Синицын

С разрешения автора публикуем несколько стихотворений Натальи Макеевой

***
Мои деревья подточил прилив.
Мне бесконечно грустно. Я – полип.

И, тулово раскинув по ветвям,
Свисает озадаченное «я»,

Волнуется и гроздьями трясёт,
И будущего радостного ждёт,

Немеет, уцепившись за кору –
Улитки доедят его к утру.

Мечтает раскорячиться звездой
Небесной, непонятной, голубой,

Катиться по нехоженым мирам,
Где карлицы трепещут по углам,

Где звёздам – уважение и власть
И невозможность без вести пропасть.

Но тело бледно-серое висит.
Мне бесконечно грустно. Я полип.

КРЫМ (2018)

Почему эта синь заливается прямо в мозг,

И снова напиться тянет не в бровь, а в глаз.

Я вернусь, ты вернёшься, и будет закат промозгл,

и душные шубы укроют продрогших нас

 

И душные ночи, если решим в побег,

Будут несносно медленно нас душить.

Грязные тени лягут на грязный снег

смерть не придёт, будет просто такая жизнь,

 

Литрами льющая в мозг душно-серый жмых,

Клейкою лентой лепящая к себе.

Как получилось, что ты ещё жужжишь?

Просто жужжишь, уже не пытаясь петь.

 

Не торопись. Будет, будет такая синь –

Жгучей, иссиня-чёрной воды провал.

Ты уж, пожалуйста, доживи не сгинь,

Помнишь, как жарко он нас тогда обнимал?

 

Будет ещё невозможная синева –

С куполом белым прямо над головой…

Встретит живая тебя на земле трава,

А белизна уляжется за тобой.

 

Ну а пока – принимай синеву в себя –

Как принимают с горя, с тоски ль на грудь…

Я вернусь, ты вернёшься когда-нибудь,

И да минует нас душная муть сия.

 

НА БЛОКПОСТАХ

На блокпостах – сиянье горних крыл

И крепкий чай, белёсый от сгущёнки.

Следы в седой теряются позёмке,

И каждый след по-своему простыл.

 

Тревожный взгляд, неспешный разговор

Под дальний «шум» и шорохи степные.

Там ходит кто или метнулись крылья

И унеслись за старый террикон?

 

– Кто здесь? – Да тут стоял один,

Он родом, говорят, из Краснодона.

Пришёл в чём был, отпет по позывному…

Вон, за пригорком несколько могил.

 

А землю укрывает снегопад,

И белые куда-то едут фуры.

Продрогшие крылатые фигуры

На блокпостах заснеженных стоят.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ КРЫМА (2017)

Я не знаю, в какой мы области,

Бесконечность зелёного цвета,

На предельной несёмся скорости,

М4, прости нам это.

 

Всё живое, а мы – холодные,

С места брошенный взгляд мой каменный

Разбивает поля дородные

И деревьев стволы хрустальные

 

После нас – листопад и изморозь,

Пятна чёрные в поле стынут,

Псы голодные рвутся с привязи,

Край заброшен и дом покинут

 

Эта трасса видала многих,

Мы ведь тоже на ней проездом,

Завтра раны залечит поле

И посадки проснутся лесом.

Наталья Макеева

 134 Всего просмотров



поэзия, Творческий вечер,

Поделиться:

Похожие посты

«Ожившие картины» и «Небесные символы»: программа «Ночи музеев» в Севастополе

В прошлом году мероприятия «Ночи музеев» проводились в онлайн-формате. Наконец появилась возможность вновь присоединиться к акции офлайн. Вы сможете стать «живым экспонатом» в иммерсивном перформансе, отправиться в увлекательное путешествие к далёким

Манеж сияет и зовёт: в Севастополе проходят гастроли цирка-шапито «Феникс»

Конец 20 века стал периодом небывалого творческого подъёма советского цирка и признания его на всех манежах мира. Поэтому активно начали строиться стационарные цирки-дворцы, а при них комфортабельные гостиницы для артистов.  А вот количество передвиж

Кино на праздники: 20+ фильмов и сериалов, с которыми вы отлично проведёте выходные

Накануне Дня Победы принято пересматривать кино о войне, но в этот раз мы решили отойти от устоявшегося правила и собрать в одной подборке фильмы и сериалы, которые вы возможно пропустили. Если вы цените хорошую драматургию и пробирающую актёрскую иг

Выразительно и современно: творчество братьев Либа позволит по-новому взглянуть на повседневность

Как передать ощущение цветущего дерева или знойного полдня в чёрно-белой графике? Почему не каждая композиция подойдёт для гобелена? Как не упустить момент, но при этом не стать заложником этюда? Об этом и не только рассказали севастопольские художни

Таинство театра: зрители фестиваля Алушта.Green отправятся в параллельную реальность

15 мая приморская Алушта соберёт в одном пространстве десятки талантливых творцов. На фестивале Алушта.Green-2021 актёры и художники из театров разных российских городов покажут свои лучшие представления и увлекут за собой зрителей в захватывающее пу

Новости ForPost

Метки

Россия 75 лет Победы группа Ленинград кинорецензия Федюхины высоты вокал Театр им. Кукол Михаил Булгаков живопись Конкурс "Живая классика" Международный день танца Эрмитаж мастер-классы Севастопольский военно-исторический музей-заповедник День ВМФ искусство День рыбака театр Луначарского Херсонес Крым опера История СЦКиИ 9 мая спектакли концерт театр танца Вадима Елизарова самоизоляция Ольга Панкратова Море кинофестиваль Святой Владимир изоляция современное искусство театр выставка праздник театр драмы "Психо Дель Арт" Молодёжь Театральная улица ДКР Золотая балка коронавирус Григорий Лифанов Афиша Севастополя выставки Театр имени Луначарского Крымский военно-исторический фестиваль СевТЮЗ День Победы книги Динопарк #WineFest Сергей Шнуров Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Херсонес Таврический Музеи онлайн Опера в Херсонесе Крымская весна творчество Достоевский VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» открытие сезона Севастополь художники Балаклава Мастер и Маргарита танцы Севастопольский ТЮЗ фильмы художник шоу Александр Петров балет Санкт-Петербург Лев Толстой благотворительность конкурс Большой севастопольский офицерский бал Дворец культуры рыбаков Севастопольский офицерский бал поэзия Картины Конкурс красоты арт-отель "Украина" Бесы Психо Дель Арт Анна Каренина Клим Шипенко карантин Фонд «Живая классика» Великая Отечественная война кино онлайн-марафон Живая классика дети спектакль Фёдор Достоевский пандемия музыка фестиваль