Подмена ценностей: Чеховская «Чайка» глазами юных МАНовцев

04-12-2019 18:07

Как сегодня наши юнкоры, пробующие себя в интернет-журналистике, воспринимают Чехова? Как анализируют поступки его персонажей? Какими предстают перед ними Аркадина, Тригорин, Треплев? Такие пробы юного пера очень интересны ForPost-Афише. Впечатлениями от чеховской «Чайки» в постановке Григория Лифанова с нами поделилась Александра Нессен.

Итак, к концу второго акта мы имеем одного мёртвого и десять исключительно несчастных лиц. Константин Гаврилович Треплев, безграничную трагедию которого передал актёр Пётр Котров, решил покончить со своим существованием, пустив в себя пулю. Причём этот поступок не следствие «минуты безумного отчаянья» – это неизбежный результат прожитой им жизни, продукт ее многочисленных дней.


И ему, думаю, повезло более, чем тем, кого он вздумал покинуть. Те, например, обречены страдать, не имея внутренних сил исправить своё положение. А если не страдать, то бесцельно открывать поутру глаза и продолжать без толку тратить силы и поглощать кислород.

Что станет с Аркадиной (Татьяна Бурнакина)? На мой взгляд, материнское горе сдерёт с неё напускную моложавость и, возможно, подтолкнёт к бутылке. Её ручная собачонка Тригорин, образ которого детально передал Нечаев, унюхает нечто лучшее, нежели постаревшая артистка, и убежит искать сюжеты для «милой и пошлой прозы» в ком-нибудь другом. Персонаж Санаева – Сорин, который хотел да и только, тихо скончается года через два от ревматизма.

Обезумевшая от несчастной любви и горя Маша, сопьётся окончательно. Маша, которую проникновенно изобразила Мария Кондратенко, вообще являлась камертоном несчастий. Ну а Нина….та самая – с лучезарным взглядом, звонким смехом и огромным желанием жить… Той самой нет.  Её погубил мир, который принимает лишь приспособленцев. Поэтому жить будет безвкусно одетая, пустая и пошлая приспособленка.

Какая трагедия развернулась перед зрителями за каких-то 2 часа! Как быстро, больно и закономерно становятся люди несчастными. И путь, последовательность этого становления с детальностью ювелира показал нам Григорий Лифанов.


Эта постановка – наглядный пример того, что спектакль надо чувствовать кожей. Зритель на собственной, простите, шкуре ощущает значение смены освещения, костюмов, положения актёров. Например, холодный свет, любовные метания Заречной и Треплева и музыка будто капающий кран – все это дало мне ощущение загадочности, мистицизма даже. И это заветное «люди, львы, орлы и куропатки…» на протяжении всего спектакля отдавалось эхом в стенах театра, почему-то не предвещая ничего хорошего.

Треплев, на мой взгляд, центральное лицо в этой истории, вокруг которого, в свою очередь, происходят роковые события. Непонятно, чего хочет этот герой, к чему стремится. Манит ли его шик богатой жизни успешного писателя или присутствия родной души будет хватать с лихвой? Он и сам ближе к финалу озвучит свою потерянность. Но мне показалось, что это человек, которому постоянно приходится себя латать. Именно латать – зашивать внутренние раны, затыкать повреждённую душу.

Ведь мать Треплева, вынужденная играть бесспорную роль в его сознании, играет только глупые старомодные пьески. Где-то там, глубоко, она любит сына, но нравственная разница между ними её пугает и отталкивает. Заостряя внимание на его костюме в первом акте, мы видим гиперболизированную заплатку на старом поношенном сюртучке. Прореха внешняя и прореха личная заделаны, но надолго ли? И лодка, куда всегда в отчаянии уходил молодой писатель, не спасала его. Скрытая и больная любовь между матерью и сыном является, я думаю, прародительницей несчастья Треплева. Привычка быть непонятым и не понимать других сломит даже сильного человека.

Нина! Порхающая над этим миром, словно мотылёк, Нина! В ней Треплев разглядел своё спасение, чудо, что залечит его кровоточащие прорехи. Но он не только восторженный юноша, он – пророк. Жест в виде убитой чайки означает убитую мечту, убитую чистоту, убитую нравственную свободу Нины. И перегородка, стоявшая между зрителем и сценой и разделявшая тех героев, чьё сближение немыслимо (Маша и Треплев), отныне станет и между ними. Треплев почувствовал, что Заречная, которая, казалось, должна была вернуть ему образ чистой, незапятнанной матери, отдалилась от него.


Жизнь прожита, былого не вернёшь. Персонажи Чехова пытаются оправдать себя, защитить, смягчить положение. И лишь Треплев до конца остаётся верен себе, потому что он чист. Это другие пытаются отмыться, смыть грязь позора. Это другим надо подходить к бочке и погружать туда свою голову. Треплеву – нет. Он сменил свой старый костюм на новый, но такой же простой, он живет талантом.

В то время как Заречная с болью пускается в разврат и пошлость, мать с Тригориным совсем вжились в роль «дамы с собачкой», а Сорин не женился и не сделался литератором, душа Треплева томится. Беспокойство по поводу своей ненужности, бесполезности приводит к душевному кризису. Несчастный вид и щебет прошлой мечты – Нины становится каплей, переполнившей сосуд. И поэтому в доме играют в лото, а Константин Гаврилович застрелился…


В мире кто-то подменил ценности. Мечты стали мелкими. Человек, который это понимает, испытывает серьезные душевные муки. Поиск себя невероятно труден: не за что зацепиться. Треплев пытался поверить в людей, делать для них хорошее, но это никому не нужно. А сближение с человеком, которого он любил и ненавидел больше всех на свете, пришло лишь с его гибелью. Он будто отрезанный ломоть, будто прокажённый, которому нет места в этом мире. Все несчастны, а Треплев счастлив. Поэтому к концу второго акта мы имеем одного мёртвого.

Александра Несен, ТО «Интернет-журналистика» МАН
Фото Татьяны Миронюк

 82 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Новаторства не будет: в Севастопольском ТЮЗе Яна Тумина ставит «Нос» Гоголя

24 и 25 апреля на сцене Севастопольского ТЮЗа состоится долгожданная премьера – спектакль "Нос" по повести Николая Гоголя в постановке петербургского режиссёра Яны Туминой. Как отмечают авторы инсценировки, зрителей ждёт спектакль-трансформация, спек

В Севастополе пройдут гастроли Свердловского академического театра драмы

Свердловский академический театр драмы возвращается в Севастополь спустя 6 лет.  С 1 по 4 мая на сцене театра имени Луначарского будут представлены самые знаковые постановки, собирающие на родной сцене неизменные аншлаги. Первым спектаклем гастрол

Мир семьи Турбиных: Иван Миневцев рассказал о своей «Белой гвардии»

«Белая гвардия» — одно из самых знаменитых произведений Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно неоднократно экранизировалось, а также ставилось на сцене драматических театров. Уже совсем скоро севастопольцы смогут увидеть новое прочтение романа русского

«Бездонное озеро» проблем: вы не захотите пропустить эту премьеру

Ещё не были на премьерной постановке Севастопольского ТЮЗа? Ну, тогда торопитесь! Окунуться в «Бездонное озеро» можно будет уже совсем скоро — 10 и 29 апреля. На сегодняшний день инсценировку пьесы молодого драматурга Марии Завадской успели оценить м

«Встретимся в пути»: о фильме Хлои Чжао «Земля кочевников»

Два качества, которые определяют фильм «Земля кочевников»: умный и человечный. И если ум и человечность всё ещё высоко ценятся, это вселяет надежду. В российском кинопрокате идёт тихое и печально-счастливое кино от режиссёра Хлои Чжао. Не

Новости ForPost

Метки

Живая классика Александр Петров выставка ДКР конкурс Херсонес Севастополь праздник Фонд «Живая классика» арт-отель "Украина" группа Ленинград вокал Ольга Панкратова Клим Шипенко Конкурс красоты карантин спектакль Театр имени Луначарского День Победы Санкт-Петербург Золотая балка Психо Дель Арт творчество кинофестиваль Святой Владимир Федюхины высоты Театр им. Кукол #WineFest Севастопольский офицерский бал театр танца Вадима Елизарова Фёдор Достоевский Афиша Севастополя Конкурс "Живая классика" художник История балет Крымская весна Динопарк открытие сезона Херсонес Таврический Картины поэзия Мастер и Маргарита коронавирус искусство кинорецензия Балаклава Достоевский СЦКиИ благотворительность 75 лет Победы кино Музеи онлайн Великая Отечественная война выставки Кванториум музыка Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Лев Толстой Бесы театр Театральная улица дети Море Анна Каренина Крымский военно-исторический фестиваль фестиваль современное искусство театр драмы "Психо Дель Арт" Михаил Булгаков художники живопись мастер-классы День ВМФ Крымская война Севастопольский военно-исторический музей-заповедник шоу Эрмитаж Опера в Херсонесе изоляция Дворец культуры рыбаков Севастопольский ТЮЗ Импровизационный батл концерт пандемия 9 мая книги онлайн-марафон фильмы VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Григорий Лифанов театр Луначарского СевТЮЗ самоизоляция Большой севастопольский офицерский бал опера День рыбака Россия Сергей Шнуров Молодёжь спектакли