Под девизом Comic opera: в Севастополе прошёл шестой концерт «Оперных вечеров»
Очередной вечер проекта Севастопольского театра оперы и балета посвящён опере Франции XIX века. В музыкальных произведениях раскрываются самые невероятные истории любви: от мифических и сказочных сюжетов до событий из жизни обычных людей. В центре внимания — взаимоотношения, где кокетство и легкомысленность — лишь маски, за которыми скрываются глубокие чувства и преданность.
Париж — один из главных музыкальных центров XIX века. Опера была любимым местом досуга горожан. Поэтому неудивительно, что зарисовки из театральной жизни часто встречаются в произведениях писателей Виктора Гюго, Оноре де Бальзака и Гюстава Флобера. Почувствовать атмосферу одного из самых романтичных городов смогли и гости лекции-концерта цикла «Оперные вечера в Севастополе».
Во Франции в XIX веке процветала большая опера (гранд-опера), отличавшаяся большим числом участников и зачастую создававшаяся на исторические темы.
Спектакли называли ожившими картинами, потому что они выглядели как живописные полотна в музеях. На заднем плане изображались пейзажи или города, а на самой сцене находилась массовка, артисты хора и балета. К сцене даже подключали водопроводные трубы, чтобы в фонтанах струилась вода. Создавались специальные люки, чтобы герои моментально исчезали под сцену.
Кроме того, парижский театр внедрял и всевозможные новинки в области освещения: для выступлений артистов использовались электрические лампы.
Необычные световые решения были применены и в спектакле «Фауст» (при жизни композитора Гуно). Специально для сцены поединка использовался прибор «молот и наковальня», который имитировал искры. Когда персонажи бились на шпагах, от ударов появлялись световые вспышки. Интересное решение придумали и для героя Мефистофеля — певец входил в невидимый публике металлический круг, и когда касался его клинком, то по кругу искрилась световая линия.
Если Джакомо Мейербер — один из основоположников большой оперы, то Шарль Гуно — мастер лирических опер.
Несомненным шедевром считается его «Ромео и Джульетта». В отличие от больших опер, где важны массовые сцены, хоры и театральные эффекты, в лирических операх на первый план выходит драматическая история героев. Поэтому в их основе — арии и дуэты — проникновенные, мелодичные, как вальс из «Ромео и Джульетты» Гуно.
Параллельно с большой оперой во Франции развивалась опера-комик — музыкальные спектакли с разговорными диалогами. Этот жанр похож на итальянскую оперу-буффа или немецкий зингшпиль.
В концерте, посвящённом французской опере, приняли участие лауреаты международных конкурсов, солисты Камерной сцены им. Б.А. Покровского Большого театра России Александра Майская (сопрано), Мария Патрушева (меццо-сопрано) и Азамат Цалити (баритон), а также лауреат международных конкурсов, солист Большого театра России Иван Максимейко (тенор).
«Мне ближе всего именно французская опера, если сравнивать с итальянской, немецкой или русской. Она очень тонкая и романтичная. Для этого концерта подготовил «Элегию» Массне — для меня это открытие, самое приятное, пожалуй, за последнее время», — поделился Азамат Цалити.
Во французской опере, как и в любой другой, одна из важнейших ролей отводится виолончели — причём не только как инструменту в общем музыкальном контексте, но и в качестве соло. В этом смогли убедиться гости концерта.
Удивляет не только мастерская игра квартета, но и то, что одному из инструментов — около 200 лет!
«Он занесён в книгу родоначальников Тирольской школы как первый инструмент мастера Давида Хопфа», — отмечает виолончелистка Ирина Жолудева.
Подробнее об удивительных фактах из истории оперного театра Франции XIX века читайте здесь.
Татьяна Руснак
Фото Анны Корниловой