Под давлением: почему печатная графика живёт законами шахмат
Каждый художник стремится выразить свои чувства или передать впечатление с помощью комплекса выразительных средств. Чем податливее материал, тем легче достичь состояния, в котором автор перестаёт ощущать сопротивление красок и холста (бумаги). С печатной графикой всё иначе, считает художник Владимир Новиков. Материал сопротивляется, а значит обязывает продумывать ходы наперёд и принимать непривычные решения.
В библиотеке имени Толстого открылась выставка печатной графики «Под давлением» севастопольской арт-корпорации МОСТ. Она продлится до 12 мая.
Классические техники (чёрно-белая и цветная линогравюра, офорт, сухая игла) и авторские исследования в области эстампа представили: Владимир Новиков, Елена Мелькова, Алина Сумченко, Сергей Меркулов, Дарья Самошина, Катя Луганская, Мария Щериля, Валерия Соколовская и Дарья Наумова.
Лейтмотив выставки «Под давлением» можно воспринимать двояко. Он отражает главные особенности печатной графики.
С одной стороны, гравюра печатается под давлением — большим или меньшим. Например, офорт (глубокая печать на металле) — под большим давлением, высокая печать — под меньшим. Плоская печать — практически без давления. С другой стороны, давление испытывает на себе автор.
«Материал «диктует» свои условия, которые заставляют художника меняться, мыслить по-другому. Даже, если художник — график, то при создании гравюры он будет выглядеть иначе. Думаю, большая часть наших зрителей может не угадать нас в этих работах. По сюжету узнать возможно. Но по стилю — в гравюре мы меняемся, — рассказывает ForPost-Афише Владимир Новиков, — Художник делает такой выбор добровольно, чтобы материал «надавил» по-своему. Почувствовать его сопротивление — приятно».
Из-за того, что материал «диктует» свои условия, возникает множество технических барьеров. В итоге строго «наказывает» тех, кто подошёл к процессу неметодично. Но в разы «награждает» художника, который не отступил перед трудностями.
Работа с печатной графикой — удивительное соавторство художника и материала. При этом не всегда удаётся понять, какие идеи воплотил автор, а что его «заставила» сделать техника. Таким образом, художник может прийти к тому, что изначально вовсе не планировалось.
Работа с выгравированной доской — лишь один из этапов. Не меньшее внимание отводится бумаге и краскам. Например, акварелист может работать практически на любой бумаге. Гравюра — более требовательная.
Для Владимира Новикова самой «строгой» техникой является высокая печать — линогравюра (способ гравирования на линолеуме) или ксилография (гравюра по дереву).
«Офорт легче исправить. Брак можно заполировать и превратить обратно в белый цвет. А в высокой печати, если вырезал — вернуться на шаг назад нельзя, — рассказывает Владимир Новиков. — Когда мы трудимся над чёрно-белой линогравюрой, работаем с пустотой — вырезаем то, что будет белым. Нужно думать наоборот. Когда я хочу поставить точку — должен вырезать всё вокруг. Таким образом, мы начинаем думать не чёрным на белом, а белым на чёрном».
Безусловно, печатная графика обязывает художника работать в жёстких рамках. Но благодаря этому он становится свободнее, убеждён Владимир Новиков.
«Художнику следует всегда ставить себе рамки (стилистические, по цвету и т.д). Таким образом, происходит рост. Когда мы чувствуем ограничения, то начинаем из них выходить и показывать свои возможности другим способом. Например, чёрно-белая гравюра может быть цветной. Да, это сложно представить. Но чёрный и белый цвет в зависимости от того, как он исполнен, может смотреться по-разному. Это выход за рамки, который поставлен изначально», — считает автор.
Что важнее — «Что сделано?» или «Как представлено?». «Важнее «Чем», — отвечает художник. Ведь одна и та же идея, реализованная с помощью несхожих техник, произведёт разное впечатление.
Татьяна Руснак
Фото автора, vk.com/svlib