Почему опасно перечитывать романы Александра Дюма?

03-10-2018 18:57

Кто из нас в детстве не зачитывался романом Александра Дюма «Три мушкетёра»? Атос, Партос, Арамис, Д’Артаньян – за приключениями этой компании мы следили, не отрываясь, как на страницах книг, так и на экранах телевизоров. Спустя годы многие поклонники произведения вновь обращаются к первоисточнику. Автор этого материала также решил перечитать роман, но теперь у него известная трилогия вызвала немало вопросов. Были ли мушкетёры воплощением и эталоном рыцарства? Являлись ли они носителями высоких нравственных идеалов? Обладали  ли выдающимися моральными качествами? Анализ текста Дюма, увы, привёл к неутешительным выводам…

…Результат нового прочтения оказался весьма неожиданным: я обратил внимание на эпизоды, которые раньше просто пробегал взглядом. И эти эпизоды порой меня просто шокировали. Если суммировать впечатление, произведенное на меня повторным чтением романа, придется сказать, что его герои на этот раз показались мне не такими уж и положительными. А поведение их, в ряде случаев, мягко говоря, не слишком красивым.

Вот, например, благородный гасконский дворянин д’Артаньян нанимает в Париже слугу по имени Планше и не платит ему оговоренного жалованья. В ответ на вполне законные просьбы Планше выплатить долг по зарплате, или, в крайнем случае, отпустить его на другую службу, д’Артаньян жестоко избивает его. Данный поступок вызывает полное одобрение у его друзей-мушкетёров, которые приходят в восторг от «дипломатических талантов» гасконца.

Ещё более благородный Атос требует от своего слуги Гримо полного молчания и сам не разговаривает с ним: желания своего господина тот должен угадывать по взгляду или жестам. Если Гримо не понимает хозяина и ошибается, Атос спокойно и без всяких эмоций избивает его. В результате, как пишет Дюма (вернее будет сказать, его очередной «литературный негр»), бедняга Гримо почти разучился говорить. Не надо думать, что А.Дюма написал остросоциальный роман, обличающий жестокие нравы того времени: ничуть не бывало – все это сообщается между делом и как само собой разумеющееся.

Но вернёмся к тексту. Вот типичный «маленький человек», забитый и несчастный галантерейщик Бонасье просит у своего благородного жильца д’Артаньяна (который задолжал ему приличную сумму за квартиру и отдавать ее не собирается) защиты и помощи в поисках пропавшей жены. Д’Артаньян охотно обещает и то, и другое, начинает в счёт этой помощи пользоваться у своего квартиродателя неограниченным кредитом, требуя лучшего вина и закуски не только для себя, но и для своих гостей. Но помощи никакой не оказывает, более того, позволяет полицейским арестовать его у себя на глазах, что вызывает непонимание и неудовольствие даже у его приятелей-мушкетеров. А защитить галантерейщика очень легко: у д’Артаньяна и его друзей есть и шпаги, и пистолеты, а полицейские безоружны. Когда представители закона попытаются арестовать хорошенькую жену галантерейщика, которая, не дождавшись помощи, сама сбежала из-под стражи, д’Артаньян прогонит их один, просто обнажив шпагу. И вот только теперь гасконец все же великодушно намеревается оказать реальную помощь г-ну Бонасье – планирует заменить его в супружеской постели.

Интересно также поведение мушкетёров в гостиницах во время знаменитой поездки в Англию за подвесками королевы. Портос, из-за сущего пустяка ввязался в дуэль, был ранен и остался в гостинице. Хозяин организует для него лечение у местного врача и уход. В качестве благодарности Портос угрожает ему физической расправой, и вообще, требует не беспокоить по таким пустякам, как оплата счетов. Вообще-то, деньги у него были – д’Артаньян выдал ему четверть суммы, украденной г-жой Бонасье у собственного мужа, но Портос их проиграл. И теперь, вместо того, чтобы попытаться как-то договориться с хозяином, терроризирует бедолагу, который не смеет ни выгнать его, ни кому-то пожаловаться. Думаю, любой наш «браток» из 90-х признал бы, что благородный Портос – просто беспредельщик и отморозок и «быкует не по понятиям».

С благородным Атосом ещё интереснее: его обвиняют в попытке расплатиться фальшивыми монетами, причем речь явно не идёт о какой-то тюрьме или каторге, все благополучно решится в течение часа-двух. Но Атос психует, ввязывается в схватку и, отступив, баррикадируется в хозяйском погребе. Укрытие не слишком надёжное: был бы реальный приказ кардинала об аресте, вытащили бы Атоса оттуда за 5 минут. Но, подобно пресловутому «неуловимому Джо», никому Атос не нужен. Обнаружив в погребе изрядные запасы вина, Атос забывает обо всем на свете и начинает заниматься тем, что у него в этом романе получается лучше всего: уходит в запой. Хозяина в «приватизированный» им погреб, он, разумеется, не пускает. А когда появляется д’Артаньян, бывший граф действует по принципу «что не съел, то понадкусаю»: портит оставшиеся продукты и разливает недопитое вино.

Но это, разумеется, всего лишь невинная шалость – данный мушкетер способен на большее. В припадке пьяной откровенности, Атос рассказывает о том, что он, оказывается, аристократ не из последних: граф, «знатный, как Дандоло или Монморанси», «был полновластным господином на своей земле и имел право казнить и миловать своих подданных». И о шестнадцатилетней девушке, «прелестной, как сама любовь», на которой он когда-то женился.

И, обнаружив на плече жены клеймо в виде лилии, «совершенно разорвал платье на графине, связал ей руки за спиной и повесил ее на дереве» (ничего особенного: «всего лишь убийство», – говорит Атос потрясенному этим рассказом д`Артаньяну). Давайте остановимся на минуту и попытаемся сообразить, что же такого могла натворить несовершеннолетняя девочка, что ее заклеймили, как преступницу? Атос скороговоркой отвечает: «была воровкой». Но позже выясняется, что воровкой его жена не была: влюбленный в молодую монахиню священник украл церковные сосуды, чтобы уехать с ней «в другую часть Франции, где они могли бы жить спокойно, ибо никто бы их там не знал». При попытке бегства они были арестованы. Священника заклеймили и осудили на 10 лет. Палач из Лилля оказался братом этого священника, он решил, что малолетняя неопытная девочка (лет 14, наверное, тогда ей было) виновата в том, что её соблазнил взрослый педофил. Что-то очень знакомое, на языке вертится, а, вспомнил!

«Твои волосы, губы, и плечи – твои преступленья, потому что нельзя быть на свете красивой такой».

Он выследил её и самовольно заклеймил. А, между тем, ставшая графиней бывшая монахиня (по утверждению самого Атоса) была умна, образованна, хорошо воспитана и прекрасно справлялась с ролью «первой дамы» графства. Возможно, девочка – сирота из «хорошей семьи», насильно отправленная в монастырь опекуном, присвоившим ее имущество. Но Атосу лень разбираться: повесил ее – и нет проблемы. Так поступает он с женщиной, на тот момент равной ему по статусу. Не трудно представить, как обращался граф с «простонародьем», имевшим несчастье проживать на подвластной ему территории.

В общем, был благородный Атос типичным «диким помещиком». Стоит ли удивляться, что потомки крестьян, дворянских слуг, трактирщиков и прочих галантерейщиков, когда пришло время революции, стали дружно уничтожать потомков Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна? Просто потому, что те были дворянами. Слишком долго, из поколения в поколение, копилась ненависть и слишком концентрированной она была, чтобы разбираться, кто из бывших хозяев прав, а кто – виноват. То же самое было и в России.

Продолжение этого громкого литературного разоблачения читайте на портале Topwar.

 583 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

«Операция «Фортуна»: миссия провалена?

После небольшого перерыва в игру возвращается любимец российского кинозрителя — Гай Ричи. На большие экраны выходит «Операция «Фортуна»: искусство побеждать» — новый боевик со старым добрым Джейсоном Стэйтемом. Сработала ли проверенная формула ещё ра

Майор Гром: разбираем «Трудное детство»

Кинопоиск продолжает радовать авторскими проектами, и к началу нового года приносит нам, — что бы вы думали, — приквел. За несколько лет история Игоря Грома смогла вернуть зрителю как веру в отечественное кино, так и привить любовь к самобытным комик

Чебурахнуться можно: каким вышел фильм «Чебурашка»?

Рекламная кампания фильма «Чебурашка» сейчас известна даже больше самого фильма. Многие видели фото постера, где из названия исчезла «Ч». Ожидания от ремейка были примерно на том же уровне. Отечественные киноделы частенько измываются над советской кл

Лучшие фильмы и сериалы 2022 года

Последние несколько лет оказались для индустрии кино непростыми. Коронавирусные ограничения, отмена прокатных лицензий —  и вот мы уже тонем в ремейках и сиквелах. Но даже в самые тёмные времена можно найти луч света. В этой статье ForPost-Афиша собр

Кошмар на Рождество: «Ведьмак: Происхождение»

Конвейер сиквелов и ремейков не останавливается даже в праздники. Обычно в это время года «достаётся» именно новогодней классике: так появилась Ирония Судьбы по-американски, Ёлки 9, и многое другое. Но в этом году Netflix решил сыграть по-крупному, с

Новости ForPost

Метки

СЦКиИ Россия ЦГБ им. Л.Н.Толстого Федюхины высоты Ольга Панкратова Театр Лавренёва фестиваль художник музыка Фонд «Живая классика» Лев Толстой карантин спектакли театр Фестиваль «Таврида — АРТ» День ВМФ ДКР кинофестиваль Святой Владимир Театр танца им. В.А.Елизарова художники Херсонес Сергей Шнуров балет Динопарк театр драмы "Психо Дель Арт" дети Сергей Безруков 9 мая поэзия театр Луначарского Севастополь Мастер и Маргарита Клим Шипенко опера выставка праздник Михаил Булгаков Театр им. Кукол рецензия Дворец культуры рыбаков Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Конкурс "Живая классика" Большой севастопольский офицерский бал Конкурс красоты Санкт-Петербург Андрей Маслов живопись изоляция Григорий Лифанов Балаклава Севастопольский ТЮЗ Крым Афиша Севастополя Театр имени Луначарского танцы Новый год Музеи онлайн 75 лет Победы Музей обороны Севастополя Валерий Либа искусство книги Александр Петров арт-отель "Украина" СевТЮЗ Достоевский Херсонес Таврический Бесы Мода Таврида-АРТ История Эрмитаж Психо Дель Арт спектакль Театральная улица самоизоляция «Оперные вечера в Севастополе» мастер-классы творчество Золотая балка Картины Мариинский театр Молодёжь фестиваль «Природа Искусства» Севастопольский театр оперы и балета Фёдор Достоевский Живая классика Великая Отечественная война Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Море выставки коронавирус Опера в Херсонесе фильмы День Победы Виталий Либа Анна Каренина кино Крымский военно-исторический фестиваль концерт