Почему опасно перечитывать романы Александра Дюма?

03-10-2018 18:57

Кто из нас в детстве не зачитывался романом Александра Дюма «Три мушкетёра»? Атос, Партос, Арамис, Д’Артаньян – за приключениями этой компании мы следили, не отрываясь, как на страницах книг, так и на экранах телевизоров. Спустя годы многие поклонники произведения вновь обращаются к первоисточнику. Автор этого материала также решил перечитать роман, но теперь у него известная трилогия вызвала немало вопросов. Были ли мушкетёры воплощением и эталоном рыцарства? Являлись ли они носителями высоких нравственных идеалов? Обладали  ли выдающимися моральными качествами? Анализ текста Дюма, увы, привёл к неутешительным выводам…

…Результат нового прочтения оказался весьма неожиданным: я обратил внимание на эпизоды, которые раньше просто пробегал взглядом. И эти эпизоды порой меня просто шокировали. Если суммировать впечатление, произведенное на меня повторным чтением романа, придется сказать, что его герои на этот раз показались мне не такими уж и положительными. А поведение их, в ряде случаев, мягко говоря, не слишком красивым.

Вот, например, благородный гасконский дворянин д’Артаньян нанимает в Париже слугу по имени Планше и не платит ему оговоренного жалованья. В ответ на вполне законные просьбы Планше выплатить долг по зарплате, или, в крайнем случае, отпустить его на другую службу, д’Артаньян жестоко избивает его. Данный поступок вызывает полное одобрение у его друзей-мушкетёров, которые приходят в восторг от «дипломатических талантов» гасконца.

Ещё более благородный Атос требует от своего слуги Гримо полного молчания и сам не разговаривает с ним: желания своего господина тот должен угадывать по взгляду или жестам. Если Гримо не понимает хозяина и ошибается, Атос спокойно и без всяких эмоций избивает его. В результате, как пишет Дюма (вернее будет сказать, его очередной «литературный негр»), бедняга Гримо почти разучился говорить. Не надо думать, что А.Дюма написал остросоциальный роман, обличающий жестокие нравы того времени: ничуть не бывало – все это сообщается между делом и как само собой разумеющееся.

Но вернёмся к тексту. Вот типичный «маленький человек», забитый и несчастный галантерейщик Бонасье просит у своего благородного жильца д’Артаньяна (который задолжал ему приличную сумму за квартиру и отдавать ее не собирается) защиты и помощи в поисках пропавшей жены. Д’Артаньян охотно обещает и то, и другое, начинает в счёт этой помощи пользоваться у своего квартиродателя неограниченным кредитом, требуя лучшего вина и закуски не только для себя, но и для своих гостей. Но помощи никакой не оказывает, более того, позволяет полицейским арестовать его у себя на глазах, что вызывает непонимание и неудовольствие даже у его приятелей-мушкетеров. А защитить галантерейщика очень легко: у д’Артаньяна и его друзей есть и шпаги, и пистолеты, а полицейские безоружны. Когда представители закона попытаются арестовать хорошенькую жену галантерейщика, которая, не дождавшись помощи, сама сбежала из-под стражи, д’Артаньян прогонит их один, просто обнажив шпагу. И вот только теперь гасконец все же великодушно намеревается оказать реальную помощь г-ну Бонасье – планирует заменить его в супружеской постели.

Интересно также поведение мушкетёров в гостиницах во время знаменитой поездки в Англию за подвесками королевы. Портос, из-за сущего пустяка ввязался в дуэль, был ранен и остался в гостинице. Хозяин организует для него лечение у местного врача и уход. В качестве благодарности Портос угрожает ему физической расправой, и вообще, требует не беспокоить по таким пустякам, как оплата счетов. Вообще-то, деньги у него были – д’Артаньян выдал ему четверть суммы, украденной г-жой Бонасье у собственного мужа, но Портос их проиграл. И теперь, вместо того, чтобы попытаться как-то договориться с хозяином, терроризирует бедолагу, который не смеет ни выгнать его, ни кому-то пожаловаться. Думаю, любой наш «браток» из 90-х признал бы, что благородный Портос – просто беспредельщик и отморозок и «быкует не по понятиям».

С благородным Атосом ещё интереснее: его обвиняют в попытке расплатиться фальшивыми монетами, причем речь явно не идёт о какой-то тюрьме или каторге, все благополучно решится в течение часа-двух. Но Атос психует, ввязывается в схватку и, отступив, баррикадируется в хозяйском погребе. Укрытие не слишком надёжное: был бы реальный приказ кардинала об аресте, вытащили бы Атоса оттуда за 5 минут. Но, подобно пресловутому «неуловимому Джо», никому Атос не нужен. Обнаружив в погребе изрядные запасы вина, Атос забывает обо всем на свете и начинает заниматься тем, что у него в этом романе получается лучше всего: уходит в запой. Хозяина в «приватизированный» им погреб, он, разумеется, не пускает. А когда появляется д’Артаньян, бывший граф действует по принципу «что не съел, то понадкусаю»: портит оставшиеся продукты и разливает недопитое вино.

Но это, разумеется, всего лишь невинная шалость – данный мушкетер способен на большее. В припадке пьяной откровенности, Атос рассказывает о том, что он, оказывается, аристократ не из последних: граф, «знатный, как Дандоло или Монморанси», «был полновластным господином на своей земле и имел право казнить и миловать своих подданных». И о шестнадцатилетней девушке, «прелестной, как сама любовь», на которой он когда-то женился.

И, обнаружив на плече жены клеймо в виде лилии, «совершенно разорвал платье на графине, связал ей руки за спиной и повесил ее на дереве» (ничего особенного: «всего лишь убийство», – говорит Атос потрясенному этим рассказом д`Артаньяну). Давайте остановимся на минуту и попытаемся сообразить, что же такого могла натворить несовершеннолетняя девочка, что ее заклеймили, как преступницу? Атос скороговоркой отвечает: «была воровкой». Но позже выясняется, что воровкой его жена не была: влюбленный в молодую монахиню священник украл церковные сосуды, чтобы уехать с ней «в другую часть Франции, где они могли бы жить спокойно, ибо никто бы их там не знал». При попытке бегства они были арестованы. Священника заклеймили и осудили на 10 лет. Палач из Лилля оказался братом этого священника, он решил, что малолетняя неопытная девочка (лет 14, наверное, тогда ей было) виновата в том, что её соблазнил взрослый педофил. Что-то очень знакомое, на языке вертится, а, вспомнил!

«Твои волосы, губы, и плечи – твои преступленья, потому что нельзя быть на свете красивой такой».

Он выследил её и самовольно заклеймил. А, между тем, ставшая графиней бывшая монахиня (по утверждению самого Атоса) была умна, образованна, хорошо воспитана и прекрасно справлялась с ролью «первой дамы» графства. Возможно, девочка – сирота из «хорошей семьи», насильно отправленная в монастырь опекуном, присвоившим ее имущество. Но Атосу лень разбираться: повесил ее – и нет проблемы. Так поступает он с женщиной, на тот момент равной ему по статусу. Не трудно представить, как обращался граф с «простонародьем», имевшим несчастье проживать на подвластной ему территории.

В общем, был благородный Атос типичным «диким помещиком». Стоит ли удивляться, что потомки крестьян, дворянских слуг, трактирщиков и прочих галантерейщиков, когда пришло время революции, стали дружно уничтожать потомков Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна? Просто потому, что те были дворянами. Слишком долго, из поколения в поколение, копилась ненависть и слишком концентрированной она была, чтобы разбираться, кто из бывших хозяев прав, а кто – виноват. То же самое было и в России.

Продолжение этого громкого литературного разоблачения читайте на портале Topwar.

 434 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

«Блондинка»: хроника страданий Мэрилин Монро

Спустя 60 лет Мэрилин Монро продолжает оставаться культовой персоной мира Голливуда. Её стиль — в творчестве тысяч «вдохновившихся», а сияющее от улыбки лицо — на рекламных постерах и старых афишах. Но реальная жизнь дивы не была лишена страданий. Им

Польское аниме оказалось лучше? «Cyberpunk: Edgerunners»

Несколько дней назад Netflix презентовал новый аниме-сериал во вселенной Cyberpunk 2077. Практически сразу проект столкнулся с предвзятым отношением: зрители ожидали увидеть в нём типичную «адаптацию Netflix» и без того неоднозначной игры от студии C

Изба-читальня: книга, которую нельзя называть

Продолжая серию своих литературных обзоров, Павел Кухмиров решил поделиться впечатлением от романа Юрия Мамлеева "Шатуны". По его словам, об этой книге гово

Необыкновенное чудо Григория Лифанова

Григорий Лифанов свой новый, совершенно очаровательный и дивный спектакль «Обыкновенное чудо» посвятил Марку Захарову. «Учителю – великому режиссеру…» – такое признание мы читаем в программке к новой работе Севастопольского академического русского др

Магия «Обыкновенного чуда»: какой вышла музыкальная сказка театра Луначарского

Премьера «Обыкновенного чуда» в театре имени Луначарского стала одним из самых ожидаемых событий этого сезона. Ещё на стадии репетиций режиссёр Григорий Лифанов отмечал, что нас ждёт некое музыкальное хулиганство по пьесе Евгения Шварца. Хотя, в нача

Новости ForPost

Метки

Григорий Лифанов Картины Театр Лавренёва спектакли Дворец культуры рыбаков Андрей Маслов мастер-классы Конкурс красоты спектакль Международный день танца Фестиваль «Таврида — АРТ» Сергей Шнуров Валерий Либа кино Сергей Безруков Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Клим Шипенко 75 лет Победы «Оперные вечера в Севастополе» Театр им. Кукол Ольга Панкратова Великая Отечественная война Херсонес Виталий Либа Михаил Булгаков Конкурс "Живая классика" Федюхины высоты выставка Динопарк живопись Балаклава театр драмы "Психо Дель Арт" выставки ЦГБ им. Л.Н.Толстого Живая классика праздник дети Молодёжь самоизоляция День Победы Санкт-Петербург изоляция Херсонес Таврический фильмы коронавирус кинофестиваль Святой Владимир Музей обороны Севастополя Большой севастопольский офицерский бал Лев Толстой творчество фестиваль «Природа Искусства» Севастополь Театр имени Луначарского СЦКиИ Опера в Херсонесе Севастопольский военно-исторический музей-заповедник книги поэзия Мариинский театр Золотая балка театр Луначарского Театральная улица Анна Каренина Бесы СевТЮЗ пандемия опера История театр Психо Дель Арт Севастопольский ТЮЗ карантин Фёдор Достоевский балет арт-отель "Украина" концерт Мастер и Маргарита онлайн-марафон Россия Александр Петров 9 мая художники Севастопольский театр оперы и балета Достоевский ДКР танцы Таврида-АРТ фестиваль Музеи онлайн Крымский военно-исторический фестиваль Море Большие гастроли Эрмитаж Афиша Севастополя День ВМФ Фонд «Живая классика» Крым искусство музыка художник