Почему опасно перечитывать романы Александра Дюма?

03-10-2018 18:57

Кто из нас в детстве не зачитывался романом Александра Дюма «Три мушкетёра»? Атос, Партос, Арамис, Д’Артаньян – за приключениями этой компании мы следили, не отрываясь, как на страницах книг, так и на экранах телевизоров. Спустя годы многие поклонники произведения вновь обращаются к первоисточнику. Автор этого материала также решил перечитать роман, но теперь у него известная трилогия вызвала немало вопросов. Были ли мушкетёры воплощением и эталоном рыцарства? Являлись ли они носителями высоких нравственных идеалов? Обладали  ли выдающимися моральными качествами? Анализ текста Дюма, увы, привёл к неутешительным выводам…

…Результат нового прочтения оказался весьма неожиданным: я обратил внимание на эпизоды, которые раньше просто пробегал взглядом. И эти эпизоды порой меня просто шокировали. Если суммировать впечатление, произведенное на меня повторным чтением романа, придется сказать, что его герои на этот раз показались мне не такими уж и положительными. А поведение их, в ряде случаев, мягко говоря, не слишком красивым.

Вот, например, благородный гасконский дворянин д’Артаньян нанимает в Париже слугу по имени Планше и не платит ему оговоренного жалованья. В ответ на вполне законные просьбы Планше выплатить долг по зарплате, или, в крайнем случае, отпустить его на другую службу, д’Артаньян жестоко избивает его. Данный поступок вызывает полное одобрение у его друзей-мушкетёров, которые приходят в восторг от «дипломатических талантов» гасконца.

Ещё более благородный Атос требует от своего слуги Гримо полного молчания и сам не разговаривает с ним: желания своего господина тот должен угадывать по взгляду или жестам. Если Гримо не понимает хозяина и ошибается, Атос спокойно и без всяких эмоций избивает его. В результате, как пишет Дюма (вернее будет сказать, его очередной «литературный негр»), бедняга Гримо почти разучился говорить. Не надо думать, что А.Дюма написал остросоциальный роман, обличающий жестокие нравы того времени: ничуть не бывало – все это сообщается между делом и как само собой разумеющееся.

Но вернёмся к тексту. Вот типичный «маленький человек», забитый и несчастный галантерейщик Бонасье просит у своего благородного жильца д’Артаньяна (который задолжал ему приличную сумму за квартиру и отдавать ее не собирается) защиты и помощи в поисках пропавшей жены. Д’Артаньян охотно обещает и то, и другое, начинает в счёт этой помощи пользоваться у своего квартиродателя неограниченным кредитом, требуя лучшего вина и закуски не только для себя, но и для своих гостей. Но помощи никакой не оказывает, более того, позволяет полицейским арестовать его у себя на глазах, что вызывает непонимание и неудовольствие даже у его приятелей-мушкетеров. А защитить галантерейщика очень легко: у д’Артаньяна и его друзей есть и шпаги, и пистолеты, а полицейские безоружны. Когда представители закона попытаются арестовать хорошенькую жену галантерейщика, которая, не дождавшись помощи, сама сбежала из-под стражи, д’Артаньян прогонит их один, просто обнажив шпагу. И вот только теперь гасконец все же великодушно намеревается оказать реальную помощь г-ну Бонасье – планирует заменить его в супружеской постели.

Интересно также поведение мушкетёров в гостиницах во время знаменитой поездки в Англию за подвесками королевы. Портос, из-за сущего пустяка ввязался в дуэль, был ранен и остался в гостинице. Хозяин организует для него лечение у местного врача и уход. В качестве благодарности Портос угрожает ему физической расправой, и вообще, требует не беспокоить по таким пустякам, как оплата счетов. Вообще-то, деньги у него были – д’Артаньян выдал ему четверть суммы, украденной г-жой Бонасье у собственного мужа, но Портос их проиграл. И теперь, вместо того, чтобы попытаться как-то договориться с хозяином, терроризирует бедолагу, который не смеет ни выгнать его, ни кому-то пожаловаться. Думаю, любой наш «браток» из 90-х признал бы, что благородный Портос – просто беспредельщик и отморозок и «быкует не по понятиям».

С благородным Атосом ещё интереснее: его обвиняют в попытке расплатиться фальшивыми монетами, причем речь явно не идёт о какой-то тюрьме или каторге, все благополучно решится в течение часа-двух. Но Атос психует, ввязывается в схватку и, отступив, баррикадируется в хозяйском погребе. Укрытие не слишком надёжное: был бы реальный приказ кардинала об аресте, вытащили бы Атоса оттуда за 5 минут. Но, подобно пресловутому «неуловимому Джо», никому Атос не нужен. Обнаружив в погребе изрядные запасы вина, Атос забывает обо всем на свете и начинает заниматься тем, что у него в этом романе получается лучше всего: уходит в запой. Хозяина в «приватизированный» им погреб, он, разумеется, не пускает. А когда появляется д’Артаньян, бывший граф действует по принципу «что не съел, то понадкусаю»: портит оставшиеся продукты и разливает недопитое вино.

Но это, разумеется, всего лишь невинная шалость – данный мушкетер способен на большее. В припадке пьяной откровенности, Атос рассказывает о том, что он, оказывается, аристократ не из последних: граф, «знатный, как Дандоло или Монморанси», «был полновластным господином на своей земле и имел право казнить и миловать своих подданных». И о шестнадцатилетней девушке, «прелестной, как сама любовь», на которой он когда-то женился.

И, обнаружив на плече жены клеймо в виде лилии, «совершенно разорвал платье на графине, связал ей руки за спиной и повесил ее на дереве» (ничего особенного: «всего лишь убийство», – говорит Атос потрясенному этим рассказом д`Артаньяну). Давайте остановимся на минуту и попытаемся сообразить, что же такого могла натворить несовершеннолетняя девочка, что ее заклеймили, как преступницу? Атос скороговоркой отвечает: «была воровкой». Но позже выясняется, что воровкой его жена не была: влюбленный в молодую монахиню священник украл церковные сосуды, чтобы уехать с ней «в другую часть Франции, где они могли бы жить спокойно, ибо никто бы их там не знал». При попытке бегства они были арестованы. Священника заклеймили и осудили на 10 лет. Палач из Лилля оказался братом этого священника, он решил, что малолетняя неопытная девочка (лет 14, наверное, тогда ей было) виновата в том, что её соблазнил взрослый педофил. Что-то очень знакомое, на языке вертится, а, вспомнил!

«Твои волосы, губы, и плечи – твои преступленья, потому что нельзя быть на свете красивой такой».

Он выследил её и самовольно заклеймил. А, между тем, ставшая графиней бывшая монахиня (по утверждению самого Атоса) была умна, образованна, хорошо воспитана и прекрасно справлялась с ролью «первой дамы» графства. Возможно, девочка – сирота из «хорошей семьи», насильно отправленная в монастырь опекуном, присвоившим ее имущество. Но Атосу лень разбираться: повесил ее – и нет проблемы. Так поступает он с женщиной, на тот момент равной ему по статусу. Не трудно представить, как обращался граф с «простонародьем», имевшим несчастье проживать на подвластной ему территории.

В общем, был благородный Атос типичным «диким помещиком». Стоит ли удивляться, что потомки крестьян, дворянских слуг, трактирщиков и прочих галантерейщиков, когда пришло время революции, стали дружно уничтожать потомков Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна? Просто потому, что те были дворянами. Слишком долго, из поколения в поколение, копилась ненависть и слишком концентрированной она была, чтобы разбираться, кто из бывших хозяев прав, а кто – виноват. То же самое было и в России.

Продолжение этого громкого литературного разоблачения читайте на портале Topwar.

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Мысли-женщины романов Мураками: в Севастополе представили постановку по мотивам книг писателя

«Все божьи дети могут танцевать» (18+). Так называется рассказ японского писателя Харуки Мураками и сборник, куда вошло произведение. И словно желая проиллюстрировать этот посыл, актёры севастопольского «Театра горожан», занятые в постановке-впечатле

Причиняем добро: чем хорош новый сериал «Из многих»

Создатель культового сериала «Во все тяжкие» Винс Гиллиган представил своё новое детище — научно-фантастическую драму «Из многих» (Pluribus). Из-за космического вируса человечество познало счастье и стало мыслить как один. Лишь немногие люди с иммуни

Музыкальная реликвия: чем удивляет Lux от Розалии

После дерзкой пластинки Motomami Розалия выпускает Lux — оркестровую симфонию о вере, любви и свете. Вместе с Лондонским симфоническим оркестром она строит совершенно новую архитектуру звука, соединяя фламенко, арт-поп и академическую традицию. В рец

Как японский поэт-русофил вдохновил севастопольского художника на создание книги из кальки

Необычная лекция-беседа «Штрих-слово» (12+), объединившая японскую поэзию начала XX века и современную печатную графику, прошла в Севастополе. Мероприятие состоялось в рамках параллельной программы выставки Российской галереи искусств (РГИ), посвящён

От романа до признания: «Таврида.АРТ» назвала победителей издательской программы

Три Екатерины и одна Елена. Издательская программа арт-кластера «Таврида» подвела итоги и выбрала победителей.
Обложка: пресс-служба академии «Меганом» («Таврида.АРТ»)
Ими стали две писательницы в категории «бестселлер» (жанровая проза) Ек

Новости ForPost

  • No items

Метки

балет карантин музыка 2024 Крым живопись "Кинопоиск" Balenciaga Большой севастопольский офицерский бал День Победы мультфильмы СЦКиИ поэзия BLACKPINK книги Фильмы 2025 Конкурс "Живая классика" обзор аниме 9 мая Обзор художники фильмы 2023 сериалы 2024 игры 2024 аниме 2025 музыка аниме 2024 Dior игры 2023 Александр Петров Дворец культуры рыбаков спектакль музыка 2023 спектакли арт-отель "Украина" ДКР Театр им. Кукол опера Аниме выставки поп-музыка Российские сериалы 2025 искусство сериалы 2023 афиша Севастополь фильмы ужасов праздник фильмы Тейлор Свифт мода и стиль театр драмы "Психо Дель Арт" выставка мультфильмы 2023 театр Луначарского Григорий Лифанов Золотая балка музыка 2025 фэнтези театр Netflix Херсонес Таврический Клим Шипенко Неделя моды в Париже российские фильмы кино Хаяо Миядзаки фильмы 2024 Театр имени Луначарского Севастопольский театр оперы и балета СевТЮЗ Психо Дель Арт Неделя моды K-pop Новый год Игры 2025 современное искусство Севастопольский ТЮЗ рецензия Charli XCX куда сходить комедия Билли Айлиш Российские сериалы концерт Мода Херсонес Театральная улица мастер-классы Модный показ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" сериалы 2025 мультфильмы 2024 детектив Севастополь рэп Афиша Севастополя хоррор фестиваль изоляция Федюхины высоты коронавирус