Почему нет единственно верного способа смотреть фильмы, рассказали в Севастополе

Произведение искусства, в том числе кинематографического, не существует в вакууме — его понимание зависит от контекста. Кроме того, кино — это не иерархическая система, где есть «правильный» и «неправильный» способ восприятия. Наоборот, это демократичный язык, на котором каждый автор говорит со зрителем с помощью своего произведения, а зритель, в свою очередь, имеет право трактовать его по-своему. Исходя из собственного жизненного и профессионального опыта, насмотренности, знаний и прочих факторов.
Обложка: Валерий Борщёв
Пожалуй, таким образом можно обозначить центральную идею лекции, которую прочитал в севастопольском магазине «Бюро находок» режиссёр рекламы Евгений Самошкин. Лекция прошла перед киносеансом, на котором зрители посмотрели фильм французского кинорежиссёра Жан-Пьер Жёне «Большой баг» (2022) (18+). А после сеанса обсудили его вместе с лектором.
Объясняя, почему в качестве материала для изучения особенностей кинематографа, была выбрана именно эта кинолента, Евгений сообщил, что фильм, на первый взгляд, ни на что не претендующий, на самом деле содержит значительную глубину для понимания ситуации, в которой оказался современный человек. Картина Жёне, автора таких разных между собой фильмов, как «Чужой-4» (1997) (18+) и «Амели» (2001) (18+), прекрасно демонстрирует, что можно быть разножанровым режиссёром, но при этом делать свою работу качественно. И при этом не терять в глубине.
Фото: Валерий Борщёв
Режиссёр, как таковой, по мнению Евгения, это не стиль, а видение, которое может проявляться в разных жанрах и контекстах. А для зрителя главное — открытость к восприятию, готовность найти интерес в любом фильме и понимание того, что произведение существует для общения с вами лично, независимо от первоначальных авторских намерений.
Кино как психотерапия и особенность восприятия
Лектор напомнил слушателям о концепции фильма как формы психотерапии, которая работает индивидуально для каждого зрителя. Человек, планирующий ремонт, будет замечать в фильме кухни, мебель, цвета стен. Влюблённый человек видит в фильме о любви отражение собственных чувств. Это не недостаток восприятия, а естественный механизм вовлечения, когда произведение искусства становится зеркалом текущих жизненных проблем зрителя.
Фото: Валерий Борщёв
Существуют специальные методики, когда психологи используют кино как инструмент терапии. Вместо абстрактных примеров психолог показывает клиенту фильм, позволяя ему найти параллели со своей жизнью. Разговор о персонажах, их мотивациях и выборах становится способом обойти психологические защиты и заговорить о собственных проблемах безопасным образом.
Нет единственно правильного способа смотреть кино. Трактовка драматургии, понимание символизма, ловля режиссёрских отсылок — всё это необязательно. Часто человек находит в фильме смысл, который автор и не предполагал. И это нормально.
Сам Евгений предпочитает избегать информации о фильме перед просмотром, чтобы встретиться с произведением с нуля. Он предупредил слушателей, что чтение рецензий, попадание в список лучших фильмов может создать предубеждение. Ведь если фильм получил все награды, то может ли он мне не нравиться? Гораздо приятнее найти что-то хорошее случайно, а потом обнаружить, что весь мир видит в нём те же достоинства.
Фото: Валерий Борщёв
Если фильм не нравится, Евгений порекомендовал найти, чем он может всё-таки понравиться. Даже слабый сюжет может скрывать интересную композицию, необычный цвет, неожиданный диалог. Это не означает, что надо смотреть всё — есть право отключить фильм. Но часто люди упускают возможность найти приятный момент в произведении, которое они заранее осудили.
Любое кино — это срез отражения жизни. Она не состоит только из драматических поворотов или красивых актрис. Жизнь полна ремонтов, мелких проблем, повседневных забот — и это всё есть в кино.
«Большой баг» (2022) описана как простая, театрализованная, нарядная комедия, но произведённая зрелым и осознанным режиссёром. Лектор не позиционировал её как признанный шедевр или необходимую для просмотра классику. Вместо этого он предложил аудитории работать с фильмом многогранно, найти в нём то, что не замечали ни он сам, ни автор, ни кто-либо из критиков. Фильм развлекателен и красив визуально, но требует активного восприятия зрителя для раскрытия более глубоких смыслов, подытожил Евгений.
О чём печалятся и спорят российские кинокритики
Руслан Микаилов
![]()



