Почему «Ирландец» Скорсезе достоин «Оскара»

12-12-2019 21:28

В конце ноября на Netflix вышел новый фильм Мартина Скорсезе «Ирландец», снятый по книге «Я слышал, ты красишь дома». В нем рассказывается о бывшем водителе грузовика Фрэнке Ширане, ставшем киллером и сотрудником профсоюза. Несмотря на то, что фильм длится три с лишним часа, он стал одним из самых ожидаемых в этом году. Платон Беседин для RUPOSTERS — о том, что Скорсезе снял манифест настоящего кино и оставил зрителю надежду, что оно не исчезнет.

Я всегда ценил стариков. Они рассказывали мне истории о том, как они выживали, как двигались дальше и как побеждали. На войне и в мирное время. От окопов Сталинграда до строительства БАМ. Современные люди, могу ошибаться, так не могут — они слабее. Для кино это утверждение справедливо также. Только старикам в нем и место. Мартин Скорсезе своей новой лентой «Ирландец» доказал это в полной мере.

Слово «эклектика» означает смешение, сочетание разнородных стилей, идей, то есть сочетание несочетаемого. С греческого же термин переводится как «избранный, отборный». Так вот, «Ирландец» прежде всего эклектичен.

Для начала уже тем, что вышел на платформе Netflix. Патриархальное, консервативное и во многом назидательное кино появляется на современном стриминговом сервисе, который в отличие от гигантов-киностудий не пожалел 159 миллионов долларов на то, чтобы мастер воплотил все свои мысли и желания на экране. Скорсезе снял большое кино, которое так и не вышло на большом экране. Теперь оно претендует на «Оскар». Во многом это уже революция. И есть подозрение, что вскоре такое кино уж не будут снимать в принципе, потому что не умеют. Когда уйдут Скорсезе, Ханеке, Годар, вы будете наслаждаться только историями про обиженок и психопатов.

Фильм Скорсезе, собственно, о том, что эпоха титанов ушла. Она была яркой, скандальной, кровавой, но за ее алым фасадом скрывалась обыденность вроде той, с которой мясник разделывает туши. Зло в фильме Скорсезе явлено не просто банально (как у Ханны Арендт) — оно сведено до примитивной повседневности, оно есть форма жизни, в которой задыхаются больные люди. Все эти профсоюзные лидеры, политики, гангстеры в действительности ничто, облаченное в роскошный костюм. Политика равно коррупция, ложь равно метод, жизнь равно пустота — ничего настоящего. Только кровь на стене.

Неслучайно в новой ленте Скорсезе использует дорогостоящий эффект омоложения актеров. Вот пожилой Де Ниро, а вот он же как бы моложе. Происходит это по двум причинам. Во-первых, только такие люди, как Де Ниро и Аль Пачино, могли сыграть столь масштабных персонажей. Тут, впрочем, надо отметить блестящую работу Джо Пеши, реанимированного Скорсезе после девятилетнего простоя. Во-вторых, эффект омоложения есть отражение непрерывности и необратимости зла. Маска подправляется, но суть остается неизменной.

Зло скучно. Оно не рогатый демон и не маньяк с бензопилой. Нет, зло — это пожилой человек с прилизанными волосами и в забавной пижаме. Тот, кто сядет за стол вместе с детьми, а вечером отправится «красить дома» (изящное название для работы киллеров). Им, этим солдатом зла, может оказаться твой сосед, муж, отец — кто угодно, потому что зло сжирает человека. Оно так же голодно, как и банально.

Слово «солдат» использовано мною неслучайно. Ведь Фрэнк Ширан, воплощенный Де Ниро, не самодеятельный маньяк, не инфернальный адепт, а всего лишь сломанный человек, прошедший войну и промышляющий мелкими злодеяниями. Его судьба — отражение того, как одно зло (война, например) порождает другое, как оно бесконечно плодит свои сущности, стирая и сомнения, и грани, и в принципе ощущения. Нил Сорский так описывал разрастание греха в человеке:

Сперва возникает представление помысла или предмета – прилог; потом принятие его – сочетание; далее согласие с ним – сложение; за ним порабощение от него – пленение; и, наконец – страсть.

Вряд ли Скорсезе читал православного преподобного XV века, но именно эту эволюцию греха он и показал в своем фильме.

Получил ли Фрэнк кару за свои грехи? В реальной жизни Ширан облегчил душу. В фильме он отказался говорить о деле убитого Хоффы, профсоюзного босса, чье исчезновение считается одной из главных загадок криминальной Америки. Меж тем финал открыт: Фрэнк просит не закрывать дверь, оставить щелочку. Камера отдаляется — с нами прощается одинокий старик. Все, кто окружал его, умерли. И вопрос лишь в одном: есть ли что-то после их смерти? Этим терзается Фрэнк, торгуясь за зеленый гроб. И уже то, что он задается подобными размышлениями, уничижает его. Ведь если нет ничего после смерти, то он исчезнет навсегда, а если есть, то грехи будут искупаться вечно.

Впрочем, наказание преследует Фрэнка уже при жизни. Оно заключено в отношении к нему его дочери Пегги. Она сторонится, а после и откровенно презирает отца. И происходит это сразу после того, как Фрэнк избивает на ее глазах торговца, ломает ему руку. Избивает, так ему казалось, за дело (толкнул Пегги), но жестокость эта вырезает его из сознания и чувств близких. Фрэнк уже наказан. Таких глубинных смыслов можно отыскать в «Ирландце» десятки.

Кто-то задается вопросом: почему фильм растянут на целых три с половиной часа? Нашлись даже «вундеркинды», которые предложили смотреть ленту как сериал. Лишнее свидетельство того, что мир перестал воспринимать серьезные вещи, утратил цепкость и цельность ума («Ирландец», к слову, и об этом). У Скорсезе каждый кадр выстроен идеально: потрясающая работа художников — максимальное погружение в эпоху.

При этом режиссер не стесняется полемизировать с самим собой. Скорсезе — один из тех, кто, как принято говорить, воспел гангстерскую эстетику, насилие. Речь о его фильмах «Славные парни», «Таксист», «Казино». В «Ирландце» все иначе: сцены насилия здесь скупы — они нужны лишь как сцепки. Скорсезе будто анализирует ранее им сделанное и максимально отдаляется от него, дрейфуя в сторону пасторского кино. «Ирландец» — это своего рода путь в Дамаск для Скорсезе, путешествие от «Славных парней» к «Молчанию», дорога перемен, покаяния, потому что прежние герои мертвы и ничего не значат. Ведь они были не настоящими.

Прекрасна сцена в конце: Фрэнк показывает фотографию, где он заснят с Хоффой, а девушка не узнает его. Этот герой для нее ничего не значит. Как и все остальные. Впрочем, они и не были никогда героями, ведь их везли на место казни собственные дети, а убивали их лучшие друзья. Тогда чего стоила их жалкая жизнь? Ради чего они влачили ее? И тут в вопросе «кто есть подлинные герои» уместно вспомнить недавний бунт режиссера «Ирландца» против Marvel с их картонными, пустыми образами.

Скорсезе снял не гангстерскую ленту, не true story, не эффектную сагу, а фактически кинематографическую проповедь о человеке, прожившем до онемения бессмысленную жизнь и подошедшем к финальной к черте одиноким, обескровленным и проигравшим. И в фигуре этой мы должны видеть не только конкретную личность, но всю цивилизацию, затянутую в элегантный костюм прогресса, приличий, либеральных ценностей и прочей шелухи, которая априори не работает.

И неудивительно, что уже слышны стоны о том, как мало экранного времени дали исполнительнице главной роли. Неудивительно, что Скорсезе обвинили в сексизме. Ничего нового в этот дурной «политкорректный» век. Скорсезе говорил и об этом, когда снимал «Ирландца». Мир белых мужчин кончился, но в мире этом были не только сексизм, насилие, алкоголь, но и нечто большее, что связывало людей воедино. И там появлялись фильмы, которые принадлежали подлинному искусству, а не пестрели второсортной агиткой.

«Ирландец» Мартина Скорсезе не закрывает дверь в настоящее кино, а оставляет щелочку в надежде, что появится нечто важное, честное, не боящееся говорить о Боге, любви и смерти.

 71 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

От комедии до триллера: 7 фильмов Вуди Аллена, пленяющих своей магией

1 декабря американский кинорежиссёр, актёр, продюсер, писатель, автор многочисленных рассказов и пьес Вуди Аллен отмечает 85-летний юбилей. Тонкий юмор, неповторимый стиль, самоирония и удивительная эстетика — то, что присуще картинам мастера. Его фи

#ТакоеКино: ода нежности, проклятый перевал и беспощадные СМИ

Порою бывает не так просто в потоке осенних премьер выделить что-то действительно стоящее. Онлайн-кинотеатры и ТВ предлагают достаточное количество интересного контента. Но ведь согласитесь, главный критерий всегда остаётся неизменным – сильные эмоци

Тутовое дерево, король Лир и кот Фил

На днях в Москве простились с народным артистом СССР Арменом Джигарханяном. Он похоронен на Ваганьковском кладбище, рядом с дочерью, как и хотел. Нам остаются его многочисленные фильмы – с его участием снято более 250 (!) картин, что стало рекордом в

#ТакоеКино: влюблённый Шерлок, загадочный «Псих» и новый «Метод»

Любите ли вы осень так, как любят её поклонники сериалов? Согласитесь, трудно не любить это время года, когда можешь заварить себе вкусный чай, завернуться в плед, положить в ноги кота и мониторить новинки онлайн-кинотеатров. Увы, пока оффлайн-киноте

Смотрим и вдохновляемся: топ-5 фильмов с Эммой Стоун

6 ноября своё 32-летие отмечает американская актриса Эмма Стоун. За роль Мии Долан в трагикомедийном фильме-мюзикле «Ла-Ла Ленд» она получила широкое признание критиков и была удостоена множества наград, включая премии «Оскар», «Золотой глобус», BAFT

Новости ForPost

Метки

Онлайн-экскурсии Севастополь День ВМФ группа Ленинград Анна Каренина благотворительность видеосервис "START" роман "Текст" выставки открытие сезона Мастер и Маргарита концерт Театр им. Кукол коронавирус Херсонес История Фёдор Достоевский вокал Музеи онлайн 9 мая Театр имени Луначарского Клим Шипенко Дворец культуры рыбаков СевТЮЗ Психо Дель Арт Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Молодёжь СЦКиИ Большой севастопольский офицерский бал Большие гастроли #WineFest шоу опера Дмитрий Глуховский Крымский военно-исторический фестиваль Федюхины высоты онлайн-марафон Живая классика Александр Петров Золотая балка кинофестиваль Святой Владимир пандемия фильмы поэзия Севастопольский ТЮЗ музыка Международный день танца Море Музей-заповедник "Херсонес Таврический" изоляция День Победы спектакль театр Луначарского Опера в Херсонесе Константин Богомолов Сергей Шнуров ДКР самоизоляция творчество День театра балет VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" 75 лет Победы Конкурс "Живая классика" художник фестиваль Фонд «Живая классика» Великая Отечественная война спектакли Херсонес Таврический Григорий Лифанов Севастопольский офицерский бал карантин праздник Театр танца им. Вадима Елизарова конкурс дети театр мастер-классы Театральная улица Импровизационный батл Бесы художники День рыбака Кванториум Ольга Панкратова Динопарк Новый год в Севастополе кино Картины Лев Толстой книги Конкурс красоты Достоевский Балаклава театр танца Вадима Елизарова выставка искусство живопись