Почему «Ирландец» Скорсезе достоин «Оскара»

12-12-2019 21:28

В конце ноября на Netflix вышел новый фильм Мартина Скорсезе «Ирландец», снятый по книге «Я слышал, ты красишь дома». В нем рассказывается о бывшем водителе грузовика Фрэнке Ширане, ставшем киллером и сотрудником профсоюза. Несмотря на то, что фильм длится три с лишним часа, он стал одним из самых ожидаемых в этом году. Платон Беседин для RUPOSTERS — о том, что Скорсезе снял манифест настоящего кино и оставил зрителю надежду, что оно не исчезнет.

Я всегда ценил стариков. Они рассказывали мне истории о том, как они выживали, как двигались дальше и как побеждали. На войне и в мирное время. От окопов Сталинграда до строительства БАМ. Современные люди, могу ошибаться, так не могут — они слабее. Для кино это утверждение справедливо также. Только старикам в нем и место. Мартин Скорсезе своей новой лентой «Ирландец» доказал это в полной мере.

Слово «эклектика» означает смешение, сочетание разнородных стилей, идей, то есть сочетание несочетаемого. С греческого же термин переводится как «избранный, отборный». Так вот, «Ирландец» прежде всего эклектичен.

Для начала уже тем, что вышел на платформе Netflix. Патриархальное, консервативное и во многом назидательное кино появляется на современном стриминговом сервисе, который в отличие от гигантов-киностудий не пожалел 159 миллионов долларов на то, чтобы мастер воплотил все свои мысли и желания на экране. Скорсезе снял большое кино, которое так и не вышло на большом экране. Теперь оно претендует на «Оскар». Во многом это уже революция. И есть подозрение, что вскоре такое кино уж не будут снимать в принципе, потому что не умеют. Когда уйдут Скорсезе, Ханеке, Годар, вы будете наслаждаться только историями про обиженок и психопатов.

Фильм Скорсезе, собственно, о том, что эпоха титанов ушла. Она была яркой, скандальной, кровавой, но за ее алым фасадом скрывалась обыденность вроде той, с которой мясник разделывает туши. Зло в фильме Скорсезе явлено не просто банально (как у Ханны Арендт) — оно сведено до примитивной повседневности, оно есть форма жизни, в которой задыхаются больные люди. Все эти профсоюзные лидеры, политики, гангстеры в действительности ничто, облаченное в роскошный костюм. Политика равно коррупция, ложь равно метод, жизнь равно пустота — ничего настоящего. Только кровь на стене.

Неслучайно в новой ленте Скорсезе использует дорогостоящий эффект омоложения актеров. Вот пожилой Де Ниро, а вот он же как бы моложе. Происходит это по двум причинам. Во-первых, только такие люди, как Де Ниро и Аль Пачино, могли сыграть столь масштабных персонажей. Тут, впрочем, надо отметить блестящую работу Джо Пеши, реанимированного Скорсезе после девятилетнего простоя. Во-вторых, эффект омоложения есть отражение непрерывности и необратимости зла. Маска подправляется, но суть остается неизменной.

Зло скучно. Оно не рогатый демон и не маньяк с бензопилой. Нет, зло — это пожилой человек с прилизанными волосами и в забавной пижаме. Тот, кто сядет за стол вместе с детьми, а вечером отправится «красить дома» (изящное название для работы киллеров). Им, этим солдатом зла, может оказаться твой сосед, муж, отец — кто угодно, потому что зло сжирает человека. Оно так же голодно, как и банально.

Слово «солдат» использовано мною неслучайно. Ведь Фрэнк Ширан, воплощенный Де Ниро, не самодеятельный маньяк, не инфернальный адепт, а всего лишь сломанный человек, прошедший войну и промышляющий мелкими злодеяниями. Его судьба — отражение того, как одно зло (война, например) порождает другое, как оно бесконечно плодит свои сущности, стирая и сомнения, и грани, и в принципе ощущения. Нил Сорский так описывал разрастание греха в человеке:

Сперва возникает представление помысла или предмета – прилог; потом принятие его – сочетание; далее согласие с ним – сложение; за ним порабощение от него – пленение; и, наконец – страсть.

Вряд ли Скорсезе читал православного преподобного XV века, но именно эту эволюцию греха он и показал в своем фильме.

Получил ли Фрэнк кару за свои грехи? В реальной жизни Ширан облегчил душу. В фильме он отказался говорить о деле убитого Хоффы, профсоюзного босса, чье исчезновение считается одной из главных загадок криминальной Америки. Меж тем финал открыт: Фрэнк просит не закрывать дверь, оставить щелочку. Камера отдаляется — с нами прощается одинокий старик. Все, кто окружал его, умерли. И вопрос лишь в одном: есть ли что-то после их смерти? Этим терзается Фрэнк, торгуясь за зеленый гроб. И уже то, что он задается подобными размышлениями, уничижает его. Ведь если нет ничего после смерти, то он исчезнет навсегда, а если есть, то грехи будут искупаться вечно.

Впрочем, наказание преследует Фрэнка уже при жизни. Оно заключено в отношении к нему его дочери Пегги. Она сторонится, а после и откровенно презирает отца. И происходит это сразу после того, как Фрэнк избивает на ее глазах торговца, ломает ему руку. Избивает, так ему казалось, за дело (толкнул Пегги), но жестокость эта вырезает его из сознания и чувств близких. Фрэнк уже наказан. Таких глубинных смыслов можно отыскать в «Ирландце» десятки.

Кто-то задается вопросом: почему фильм растянут на целых три с половиной часа? Нашлись даже «вундеркинды», которые предложили смотреть ленту как сериал. Лишнее свидетельство того, что мир перестал воспринимать серьезные вещи, утратил цепкость и цельность ума («Ирландец», к слову, и об этом). У Скорсезе каждый кадр выстроен идеально: потрясающая работа художников — максимальное погружение в эпоху.

При этом режиссер не стесняется полемизировать с самим собой. Скорсезе — один из тех, кто, как принято говорить, воспел гангстерскую эстетику, насилие. Речь о его фильмах «Славные парни», «Таксист», «Казино». В «Ирландце» все иначе: сцены насилия здесь скупы — они нужны лишь как сцепки. Скорсезе будто анализирует ранее им сделанное и максимально отдаляется от него, дрейфуя в сторону пасторского кино. «Ирландец» — это своего рода путь в Дамаск для Скорсезе, путешествие от «Славных парней» к «Молчанию», дорога перемен, покаяния, потому что прежние герои мертвы и ничего не значат. Ведь они были не настоящими.

Прекрасна сцена в конце: Фрэнк показывает фотографию, где он заснят с Хоффой, а девушка не узнает его. Этот герой для нее ничего не значит. Как и все остальные. Впрочем, они и не были никогда героями, ведь их везли на место казни собственные дети, а убивали их лучшие друзья. Тогда чего стоила их жалкая жизнь? Ради чего они влачили ее? И тут в вопросе «кто есть подлинные герои» уместно вспомнить недавний бунт режиссера «Ирландца» против Marvel с их картонными, пустыми образами.

Скорсезе снял не гангстерскую ленту, не true story, не эффектную сагу, а фактически кинематографическую проповедь о человеке, прожившем до онемения бессмысленную жизнь и подошедшем к финальной к черте одиноким, обескровленным и проигравшим. И в фигуре этой мы должны видеть не только конкретную личность, но всю цивилизацию, затянутую в элегантный костюм прогресса, приличий, либеральных ценностей и прочей шелухи, которая априори не работает.

И неудивительно, что уже слышны стоны о том, как мало экранного времени дали исполнительнице главной роли. Неудивительно, что Скорсезе обвинили в сексизме. Ничего нового в этот дурной «политкорректный» век. Скорсезе говорил и об этом, когда снимал «Ирландца». Мир белых мужчин кончился, но в мире этом были не только сексизм, насилие, алкоголь, но и нечто большее, что связывало людей воедино. И там появлялись фильмы, которые принадлежали подлинному искусству, а не пестрели второсортной агиткой.

«Ирландец» Мартина Скорсезе не закрывает дверь в настоящее кино, а оставляет щелочку в надежде, что появится нечто важное, честное, не боящееся говорить о Боге, любви и смерти.

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Теннис втроём: каким вышел фильм «Претенденты»?

Зендея продолжает сниматься в самых громких кинопремьерах этого года. После ошеломительного успеха второй «Дюны» актриса закрепила успех новой картиной — «Пре

«The Tortured Poets Department»: стагнация Тейлор Свифт

Тейлор Свифт уже давно вышла за пределы кантри и стала культурным феноменом в мире поп-музыки. Кто-то считает её песни слишком простыми, а кому-то нравится эта искренность в каждой строчке. Отрицать её влияние на индустрию бессмысленно, и сама Свифт

Marvel, подвинься: стоит ли смотреть «Сто лет тому вперед»?

Пропустить эту премьеру было сложно: трейлер постоянно крутили перед сеансами в отечественных кинотеатрах. Да и тренд этого года на переосмысление старых кинолент и произведений тоже подогревал интерес. Сегодня на очереди «Сто лет тому вперед» — филь

«Фоллаут»: как создавали сериал по культовой игре

После высоко оценённого сериала по игре The Last Of Us зрители пересмотрели своё отношение к киноадаптациям известных франшиз. Оказалось, что рассказать знакомую истор

Джокер 2: чего ожидать от сиквела с Харли Квинн?

Сегодня в сети вышел дебютный трейлер второй части «Джокера» с Хоакином Фениксом и Леди Гагой. В 2019 году картина собрала в прокате более одного миллиарда долларов, поэтому ажиотаж вокруг продолжения неудивителен. Что приготовил поклонникам «Джокер

Новости ForPost

Метки

фильмы выставки СЦКиИ спектакли Балаклава Золотая балка живопись СевТЮЗ поэзия Достоевский Клим Шипенко Российские сериалы выставка фильмы 2023 музыка Психо Дель Арт Молодёжь Аниме День Победы мода и стиль театр драмы "Психо Дель Арт" Херсонес "Кинопоиск" Мода Театральная улица Андрей Маслов Федюхины высоты ЦГБ им. Л.Н.Толстого «Оперные вечера в Севастополе» Музей-заповедник "Херсонес Таврический" балет арт-отель "Украина" Музеи онлайн Севастопольский театр оперы и балета Louis Vuitton Netflix коронавирус книги ДКР праздник Модный показ игры 2023 Ольга Панкратова хоррор художники Театр имени Луначарского фильмы 2024 спектакль Динопарк Севастопольский ТЮЗ Афиша Севастополя куда сходить Неделя моды Александр Петров рецензия 8 марта Михаил Булгаков фестиваль «Природа Искусства» сериалы 2023 кинофестиваль Святой Владимир карантин творчество фестиваль Новый год Конкурс "Живая классика" Санкт-Петербург Balenciaga мультфильмы Григорий Лифанов концерт Сергей Безруков 9 мая мастер-классы искусство изоляция российские фильмы Севастополь Неделя моды в Париже Картины Море опера Большой севастопольский офицерский бал Dior Херсонес Таврический кино Фестиваль «Таврида — АРТ» музыка 2023 Крым мультфильмы 2023 Музей обороны Севастополя День ВМФ театр Луначарского Фонд «Живая классика» Тейлор Свифт театр Театр им. Кукол Дворец культуры рыбаков Конкурс красоты Театр Лавренёва Фёдор Достоевский