Победа ковалась не только на фронте: в Севастополе открыта уникальная выставка

17-02-2020 19:02

Владимир Путин объявил 2020-й Годом памяти и славы. Музей «Прохоровское поле» и Севастопольский военно-исторический музей-заповедник представляют проект о тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны. В экспозиции можно увидеть личные вещи, фотографии, телеграммы, приказы, воспоминания бойцов трудового фронта. Севастополь стал вторым после Волгограда и последним городом, где была открыта временная выставка «Фронту! Родине! Победе!».

В мае 2020 года на территории музея-заповедника «Прохоровское поле» появится постоянная экспозиция, посвящённая труженикам тыла. За два года подготовки собрано более 2 тысяч экспонатов, которые когда-то принадлежали реконструкторам, ветеранам труда, инженерам, геологам. Увидеть уникальные, подлинные предметы и вещи севастопольцы смогут до середины марта — в Культурно-выставочном центре (ул Ленина, 35). Затем они займут своё место на постоянной выставке в Белгородской области.

«Мы посетили 32 оборонных предприятия России. География заводов обширна: Урал, Поволжье, Москва, Тула, Кузбасс, Алтай, Новосибирск. Именно оттуда доставлены предметы для того, чтобы показать их широкой аудитории, — рассказала ForPost-Афише замдиректора музея-заповедника «Прохоровское поле» Оксана Мишкина. — Эта выставка и будущая постоянная экспозиция посвящены людям, их героической стойкости, неимоверной отваге, когда они стояли у станков и создавали всё то, что было необходимо оборонной промышленности».

Из воспоминаний сталевара первого мартеновского цеха Кузнецкого металлургического комбината А.Я. Чалкова.

«Перед нами стояла задача освоить производство высоколегированных марок стали, которые в основных мартеновских печах вообще не плавились. Конечно, не сразу всё получилось как надо. Плавки легированных марок сидели в печи по 16–18 часов. Чтобы нагреть плавку, применялась специальная смесь. Я стал задумываться над тем, нужно ли эту смесь применять. Обдумав всё, я пошёл к начальнику цеха и предложил варить оборонные марки без этой смеси. Первый же опыт дал хорошие результаты: вместо обычных 16–17 часов плавка просидела в печи всего 11. Но и это оказалось не пределом. С мастером Широковым мы сварили танковую сталь за 10 часов 30 минут. Это было большое достижение. Из высоколегированного металла, сваренного мной сверх плана, и на мои средства были изготовлены автоматы. Они были от моего имени переданы 22-й коммунистической Сибирской дивизии».

Среди экспонатов — личные вещи конструктора артиллерийского вооружения Григория Гарькуши. Он разработал конструкцию 50-мм миномёта, принятого на вооружение. В марте 1982 года Григорий Гарькуша посетил музей «Прохоровское поле» и передал чертежи и авторское описание инструкции миномёта-автомата, таблицы стрельб, заключение о результатах его испытаний, а также автопортрет и некоторые свои картины.

«На выставке представлены вещи дважды Героя Советского Союза, лётчика-испытателя Владимира Коккинаки: лётный шлем, маска, рукавицы (в нашем музее представлен весь меховой комплект одежды), — рассказала главный хранитель музея-заповедника «Прохоровское поле» Татьяна Маслова. — Владимир Константинович впервые в мире совершил беспосадочный перелёт Москва — Владивосток. Он провёл в кабине самолёта 24 часа!»

Среди экспонатов есть и личные вещи директора Кировского завода наркомата танковой промышленности Исаака Зальцмана: письменный прибор и подстаканник с дарственной надписью от жены: «Изинке в день рождения 9.12.1942 г. Нюся».

Являясь директором одного из крупнейших заводов СССР по производству танков, он неуклонно добивался увеличения их производства. В 1939 году запустил в массовое производство тяжёлые танки «КВ» и ряд других. За первые три месяца Великой Отечественной войны Кировский завод выпустил танков «КВ-1» больше, чем за период с января по июнь 1941 года.

Выставка рассказывает в том числе и о жизни в осаждённом Севастополе в 1941-42 годах. Гости узнают об Инкерманских штольнях, где выпускали боеприпасы, шили обмундирование, жили и учились.

Севастополь стал одним из первых городов Советского Союза, который принял на себя удар вражеской авиации 22 июня 1941 г. В двухнедельный срок были организованы подземные спецкомбинаты, объединившие небольшие предприятия. В штольнях Троицкой балки, на берегу бухты, разместился спецкомбинат № 1. Он был создан из филиала морзавода и эвакуированного из Симферополя завода «Химчистка», насчитывал около 2 тысяч высококвалифицированных рабочих. В штольнях Инкерманского завода шаманских вин развернулся спецкомбинат № 2 по пошиву белья, обуви и обмундирования. В апреле 1942 года здесь работало 307 человек — в основном женщины с детьми, молодёжь до 16 лет и женщины пожилого возраста.

В пещерах и штольнях осаждённого города размещался целый подземный город с цехами заводов, детскими садами и яслями, госпиталями и общежитиями, столовыми и учреждениями связи.

Под многометровой толщей каменных сводов учились дети. В свободное от уроков время школьники помогали взрослым: тушили зажигательные бомбы, собирали посуду и постельное бельё для госпиталя, выступали с концертами перед ранеными, собирали бутылки, которые наполнялись специальной зажигательной смесью и использовались как противотанковые гранаты.

Труженики села снабжали армию и тыл основными видами продовольствия. Удлинялся рабочий день, сокращались простои. В прифронтовых районах приходилось работать под обстрелом и бомбёжками вражеской авиации.

«Фронтовыми хозяйками» защитники называли женщин из бригад помощи фронту. Они стирали бельё, выращивали на пустырях под бомбёжками и артобстрелом овощи и зелень.

Труженики тыла принимали не меньшее участие в борьбе с немецкими захватчиками, чем воины, которые находились на линии фронта. Пройдут годы, но в народной памяти навсегда останутся беспримерные подвиги советских людей, беззаветно трудившихся для фронта… Для Родины и Победы.

Из воспоминаний машиниста колонны паровозов особого резерва НКПС № 1 М .А. Гольдштейн (Аристовой):

«Почти четыре военных года провели на паровозе, жили в теплушке. И сынишка с нами. Питались как придётся. Помню, под Киевом бездомную кошку нашли – в теплушку взяли. Сын радёшенек, что с живым существом можно общаться. Бомбили нас часто, бывало, теплушка ходуном ходит, а сынишка прижмёт к груди кошку и проговаривает: «Не вырывайся, посиди со мной». Ребёнок и на войне ребёнок.

…Сколько привела поездов на фронт? Примерно один состав в сутки, значит, за годы войны более тысячи. И всегда враг целил в паровоз, в машиниста. А в теплушке сын. Во время бомбежек брала его с собой на паровоз. Прижму к сердцу и думаю: убьют, так обоих. Не убили».

Татьяна Руснак
Фото автора

Loading



Великая Отечественная война, Севастопольский военно-исторический музей-заповедник,

Поделиться:

Похожие посты

Жуть как трогательно: чем хорош «Человек-бензопила. Фильм: История Резе»

4 декабря в российских кинотеатрах состоялась «взрывная» аниме-премьера — «Человек-бензопила. Фильм: История Резе». Сюжет мультфильма рассказывает о влюблённости главного героя Дэндзи в девушку Резе. Но вот незадача: она оказывается демоницей-взрывча

Как Севастополь повлиял на Чехова и становление системы Станиславского

Созданный в 1897 году Московский художественный театр отправился в первые гастроли в Севастополь в 1900 году. На Приморском бульваре тогда показали «Чайку» и «Дядю Ваню» Антона Чехова. Именно здесь произошёл творческий поворот в жизни драматурга. Чех

Почему нет единственно верного способа смотреть фильмы, рассказали в Севастополе

Произведение искусства, в том числе кинематографического, не существует в вакууме — его понимание зависит от контекста. Кроме того, кино — это не иерархическая система, где есть «правильный» и «неправильный» способ восприятия. Наоборот, это демократи

Цирк, опера и мармелад: какие тренды предсказывает Pinterest в 2026 году

Онлайн-платформа Pinterest представила ежегодный отчёт Pinterest Predicts, в котором предсказывает тренды 2026 в культуре, дизайне и моде. Изучили выводы и рассказываем, что с большой вероятностью станет модным в следующем году.
Обложка: Pintere

Севастопольская «Ханума» как топовая советская комедия

Это действительно смешно. И, несмотря на водевильный характер постановки, она не вызывает отторжения легкомыслием и пошлостью. Ведь смешное и лёгкое не означает глупое. «Ханума» (12+) от художественного руководителя театра им. Луначарского Григори

Новости ForPost

Метки

обзор аниме книги Театр имени Луначарского Модный показ Неделя моды театр детектив карантин хоррор K-pop мультфильмы 2024 музыка 2024 Психо Дель Арт рецензия Большой севастопольский офицерский бал Музей-заповедник "Херсонес Таврический" выставки игры 2024 Новый год Balenciaga российские фильмы Севастопольский театр оперы и балета поп-музыка Фильмы 2025 Неделя моды в Париже фестиваль Dior Мода Севастопольский ТЮЗ живопись художники Билли Айлиш театр Луначарского Аниме скандал праздник Севастополь Российские сериалы сериалы 2025 "Кинопоиск" Конкурс "Живая классика" выставка Александр Петров День Победы искусство аниме 2025 мультфильмы Игры 2025 кино фильмы ужасов Гарри Поттер сериалы 2024 спектакль театр драмы "Психо Дель Арт" Херсонес Таврический опера фильмы 2024 Обзор спектакли Афиша Севастополя арт-отель "Украина" Крым мода и стиль СевТЮЗ музыка 2025 Дворец культуры рыбаков балет Netflix концерт BLACKPINK комедия рэп фэнтези мультфильмы 2023 игры 2023 аниме 2024 ДКР Клим Шипенко Тейлор Свифт сериалы 2023 коронавирус игры музыка Charli XCX поэзия Херсонес современное искусство фильмы 2023 СЦКиИ афиша Севастополь музыка 2023 9 мая Российские сериалы 2025 фильмы Хаяо Миядзаки Театральная улица мастер-классы изоляция Григорий Лифанов куда сходить