По следам нон-фикшн: прекрасные возможности, опасные тенденции

05-04-2021 19:09

В Москве с 24 по 28 марта прошла Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№22.

Это одна из трёх крупнейших московских книжных ярмарок. Считается, что на ней можно купить книги, которых уже нигде не купишь, к тому же, по вполне демократичным ценам.

Правда, в этом году всё не так радужно: цены выше обычного, и всё из-за подорожавшей бумаги. Ну да ладно, это мелочи.

Попробуем дойти до сути – ведь, возможно, не всем понятно, почему такое странное название у этого праздника книги.

В нашей непростой ситуации лучше вовремя позаботиться о точном переводе иностранных слов на русский язык.  Особенно когда это касается распространения не каких-нибудь никому не нужных вещей втридорога (тут мы потеряем всего лишь деньги), и даже не бадов и сомнительных лекарств (тут мы потеряем максимум – здоровье), а его величества Знания. Ведь знание может быть истинным, а может быть и ложным. Но в любом случае, оно форматирует человека как вид, на многие поколения вперед.

Держу пари, что многие читатели, увидев странные буковки «non/fictio№22», принимают их как должное, хотя и чуждое, – поскольку слово «интеллектуальная» в отношении представляемой литературы как будто всё объясняет.

А именно: если я не хочу прослыть глупцом, мне лучше глубокомысленно покивать. А если хочу прослыть «интеллектуалом», мне нужно не только покивать, но и стать приверженцем именно такой вот литературы, и никакой другой.

Мы тоже покиваем и всё-таки разберём, что же такое non/fiction.

Фото: moscowbookfair.ru

Изначально литература нон-фикшн – это была правда реальных событий, обросшая жирком художественного вымысла. А значит, возможно, и лжи. Стало быть, если сюда проникнет хоть капля какой-либо ангажированности, мы будем иметь дело с весьма неприятным феноменом – а именно, оружием информационных войн.

Другими словами, если сравнить это мероприятие с большой и шумной ярмаркой коней, нужно знать, что среди них непременно окажется парочка «троянских», а может, и больше.

Имея это в виду, и в то же время с надеждой на бескорыстный и чистый творческий посыл, можно теперь отправиться на Международную ярмарку интеллектуальной литературы  non/fictio№22.

Кстати, цифра означает, что эта ярмарка проходит 22-й раз – можно сказать, это уже ветеран информационного пространства и книжного рынка. И ещё – это мероприятие декабрьское,  но в этом году всё немножко иначе. В Гостиный двор без масок не впускали, билеты продавали только электронные, все санитарные меры старались соблюдать.

Фото: moscowbookfair.ru

Ярмарка Нон-фикшн – мероприятие поистине грандиозное. Дискуссионных площадок в общей сложности было десять. Среди них – «Территория познания», куратором которой выступила Российская государственная детская библиотека. Наука для детей – ключевая тема площадки. Около 40 встреч с писателями и художниками-иллюстраторами, познавательных лекций и презентаций новинок детской и подростковой литературы – всё это состоялось на детской «Территории».

Для взрослых были представлены книжные новинки. С их авторами можно было пообщаться лично – причём, и вживую, и онлайн.

Интересных книг – несметное множество. Диапазон тем – обширнейший.

Известный актёр Сергей Гармаш представил книгу Сергея Шойгу «Про вчера», ставшую бестселлером.

Фото: russian.rt.com

Вера Полозкова рассказала о своём новом поэтическом сборнике «Работа горя».

Лев Данилкин представил свою книгу о первом космонавте «Пассажир с детьми. Юрий Гагарин до и после 27 марта 1968 года».

Творческая встреча с Владимиром Познером состоялась на третий день ярмарки. На ней телеведущий поделился впечатлениями о японской культуре, и не только.

В книге Сати Спиваковой «Нескучная классика. Ещё не всё…» собраны интервью с выдающимися деятелями культуры — от Майи Плисецкой и Родиона Щедрина до Фанни Ардан и Валентина Гафта.

Своё литературное детище под названием «Снежный барс» представила Диана Арбенина.

Дмитрий Быков выступил с новыми изданиями романов «Эвакуатор» и «Списанные».

Евгений Водолазкин, автор известного романа «Лавр», познакомил читателей с новой работой – романом «Оправдание острова».

Фото: labirint.ru

Историк разведки Николай Долгополов был замечен со своей книгой «Легендарные разведчики-3»; Гузель Яхина с новым романом «Эшелон на Самарканд»; Евгения Гюнтер – с научно-популярной книгой «Я принцесса!», о принцессах, живших в Древней Индии, Египте, Персии, средневековой Франции, допетровской Руси и Австрийской империи; Мария Бутина – с книгой о своих злоключениях в американских застенках «Тюремный дневник».

И много, много других встреч, презентаций, награждений, дискуссий и круглых столов.

Но, говорят, был «скандал» из-за одной книги, которую кому-то не удалось «заметить» — а именно, книги пресс-секретаря затравленного жизнью оппозиционера с кокетливым названием «Невероятные происшествия в женской камере №3».

Руководство ярмарки благоразумно отказалось от идеи устраивать откровенную провокацию в недрах своего культурного пространства.

Спрашивал ли кто-то об этой книжке или нет – остаётся загадкой. Потому что верить на слово тем, кто утверждает, будто вокруг её отсутствия всё только и вертелось, не стоит. Ведь слухи о «скандале» принадлежат самим пиарщикам этой темы.

Но если тут «троянский конь» не вписался в поворот, то есть и другие возможности.

«Смерть» подкралась с неожиданной стороны. Тема Политех-talk «Смерть вчера и сегодня» оказалась приуроченной  к выходу книги Хайдера Варрайча «Современная смерть. Как медицина изменила уход из жизни».

Фото: moslenta.ru

И что же нам, дремучим русским, поведали? Оказывается, у нас в России «смерть – одна из самых табуируемых тем». Потому что, видите ли, какой ужас, «у нас полностью запрещена эвтаназия, а за беседу о самоубийстве можно оказаться за решёткой».

Далее нам покачивают головой – ай-яй-яй: «в отличие от рассмотренной в книге западной традиции, наших врачей в вузах практически не учат разговаривать с больными о смерти и уж тем более обсуждать их духовные и религиозные нужды».

Звучит-то как! — «религиозные нужды». Прямо как «образовательные услуги».

Нет, ребята. Умирать опрятненько, в передничке, культурненько, позволив ввести себе инъекцию, предварительно удовлетворив свои «религиозные нужды» — пожалуйста, только после вас!

Хочется вспомнить, что в «отсталой» России, в отличие от некоторых «продвинутых демократий», всё еще существует мораторий на смертную казнь. И пускай уж лучше за все эти разговоры сажают за решетку.

Кстати, может быть, и начать с тех, кто представил эту книжечку на Политехе? Наверно, российское законодательство не случайно запрещает пропаганду подобных вещей.

И как эта «смертная книга» зловеще рифмуется с другим событием: в Москве, в одном из павильонов на ВДНХ в марте открылась выставка расчленённых трупов – та самая, которую нам упорно навязывали много лет, и общественности удавалось её не допустить.

И теперь, когда ВДНХ вернули исторический вид, когда это место, дорогое для москвичей, после длительной реставрации, проведенной с такой любовью и с таким размахом, наконец-то открылось,  у большинства горожан вызывает содрогание и недоумение: почему на ВДНХ именно теперь до конца года (!)  поселился «Доктор Смерть»?

Хочется обходить десятой стороной, как проклятое, это место. Нам предлагают какую-то иную модель мироощущения, на уровне души: стать нечувствительными ко всему омерзительному.

И всё под предлогом «света науки»!

Этот «доктор» открыто признаётся, что считает: у человека нет души. И эти безбожники будут нас учить, как обсуждать с умирающими «религиозные нужды»?!

А вот и ещё «троянская лошадка».

Фото: mirf.ru

«Комиксы – один из самых быстрорастущих сегментов книжного рынка в России. За последние 10 лет он изменился до неузнаваемости – по всей стране работают специализированные магазины комиксов, а в книжных магазинах теперь есть целые отделы. В них представлены все направления этого искусства: супергероика, манга, графические романы на серьёзные темы и произведения российских авторов». Об этом радостно сообщает нам пресс-релиз книжной ярмарки.

«В день открытия ярмарки, — пишут организаторы, — посетителей ждут лекции о первой манге в России, истории французских комиксов в России, научно-популярных рисованных историй для детей, детективных комиксах, независимых российских комиксов, графических романов на тему исторической памяти.  А завершится всё круглым столом «Как издавать и продавать комиксы российских авторов?»»

Правда, здорово?

А мне вспоминается другое мероприятие: в 2013 году в Москве проходила международная конференция по детской литературе. И выступали молодые девушки из Франции, специалисты по детскому книгоиздательству.

Их лица я никогда не забуду. Они говорили с такой болью, чуть ли не в панике, о том, что на книжных полках в их стране очень много красивых и ярких книг, но без текста.

Дети, увлекаясь комиксами, постепенно перестали воспринимать тексты, которые становились всё короче и короче. И выросло уже не одно поколение взрослых, воспитанных на таких вот книжках-картинках. Людей, не умеющих сосредоточиться ни на одной мысли. Попросту – дикарей.
И эти молодые красивые француженки говорили нам о том, каким сокровищем мы обладаем в лице наших детей, умеющих читать длинные тексты. И буквально заклинали нас сохранить нашу культуру!

О книжной ярмарке нон-фикшн можно ещё много рассказать хорошего. Но всё же есть ложка дёгтя во всей этой медовой бочке.

Нам навязали несуществующий скандал вокруг какой-то книжонки от вездесущего Навального.

Нам навязали «Доктора Смерть».

И нам навязали непроглядное тупоумие, втягивая наших детей в пространство книги без Слова. Нас делают бессловесными.

И всё это под лозунгом: «Россия созрела?»

Уж лучше бы, право, ковид. Просто ковид. С масками и перчатками.

Наталья Барышева

Заглавное фото: eksmo.ru

Loading



non/fictio№22, Международная ярмарка интеллектуальной литературы,

Поделиться:

Похожие посты

«Скуф» и «альтушка»: От мема до «игры года»

Неопрятный мужчина за тридцать и яркая неформалка — ну чем не пара? «Скуф» и «альтушка» из локальной шутки быстро стали популярным мемом и ненамеренной рекламой «Госуслуг». А недавно по истории их «любви» ещё и сделали игру. О причудливых «субкультур

«The Tortured Poets Department»: стагнация Тейлор Свифт

Тейлор Свифт уже давно вышла за пределы кантри и стала культурным феноменом в мире поп-музыки. Кто-то считает её песни слишком простыми, а кому-то нравится эта искренность в каждой строчке. Отрицать её влияние на индустрию бессмысленно, и сама Свифт

Marvel, подвинься: стоит ли смотреть «Сто лет тому вперед»?

Пропустить эту премьеру было сложно: трейлер постоянно крутили перед сеансами в отечественных кинотеатрах. Да и тренд этого года на переосмысление старых кинолент и произведений тоже подогревал интерес. Сегодня на очереди «Сто лет тому вперед» — филь

«Темный дворецкий»: чем порадовал новый 4 сезон?

Спустя много лет ожидания, в 2024 году поклонники аниме «Темный дворецкий» наконец дождались продолжения. Над постановкой работал Кэндзиро Окада, а над сценарием — автор предыдущих серий аниме Хироюки Ёсино. История об альтернативном Лондоне XIX века

«Фоллаут»: как создавали сериал по культовой игре

После высоко оценённого сериала по игре The Last Of Us зрители пересмотрели своё отношение к киноадаптациям известных франшиз. Оказалось, что рассказать знакомую истор

Новости ForPost

Метки

СЦКиИ художники Андрей Маслов Михаил Булгаков фильмы 2024 кино Музеи онлайн творчество 9 мая День ВМФ Неделя моды Театр Лавренёва "Кинопоиск" Российские сериалы театр драмы "Психо Дель Арт" Александр Петров коронавирус Федюхины высоты Музей обороны Севастополя ДКР Netflix Крым сериалы 2023 Фёдор Достоевский театр Новый год музыка 2023 фестиваль «Природа Искусства» Море Фестиваль «Таврида — АРТ» спектакли Санкт-Петербург спектакль Херсонес куда сходить Дворец культуры рыбаков Золотая балка Dior Неделя моды в Париже изоляция фестиваль Театральная улица Психо Дель Арт мультфильмы 2023 День Победы музыка СевТЮЗ Большой севастопольский офицерский бал Мода мастер-классы книги Сергей Безруков Севастопольский ТЮЗ Фонд «Живая классика» рецензия Ольга Панкратова Динопарк мода и стиль Louis Vuitton концерт Григорий Лифанов карантин Аниме праздник Конкурс красоты игры 2023 хоррор Севастополь опера Севастопольский театр оперы и балета выставка ЦГБ им. Л.Н.Толстого кинофестиваль Святой Владимир театр Луначарского 8 марта Тейлор Свифт Афиша Севастополя Балаклава фильмы балет Театр имени Луначарского фильмы 2023 живопись Конкурс "Живая классика" поэзия Картины «Оперные вечера в Севастополе» мультфильмы российские фильмы Херсонес Таврический Клим Шипенко арт-отель "Украина" Balenciaga Театр им. Кукол искусство выставки Модный показ Молодёжь Достоевский Музей-заповедник "Херсонес Таврический"