По следам нон-фикшн: прекрасные возможности, опасные тенденции
В Москве с 24 по 28 марта прошла Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№22.
Это одна из трёх крупнейших московских книжных ярмарок. Считается, что на ней можно купить книги, которых уже нигде не купишь, к тому же, по вполне демократичным ценам.
Правда, в этом году всё не так радужно: цены выше обычного, и всё из-за подорожавшей бумаги. Ну да ладно, это мелочи.
Попробуем дойти до сути – ведь, возможно, не всем понятно, почему такое странное название у этого праздника книги.
В нашей непростой ситуации лучше вовремя позаботиться о точном переводе иностранных слов на русский язык. Особенно когда это касается распространения не каких-нибудь никому не нужных вещей втридорога (тут мы потеряем всего лишь деньги), и даже не бадов и сомнительных лекарств (тут мы потеряем максимум – здоровье), а его величества Знания. Ведь знание может быть истинным, а может быть и ложным. Но в любом случае, оно форматирует человека как вид, на многие поколения вперед.
Держу пари, что многие читатели, увидев странные буковки «non/fictio№22», принимают их как должное, хотя и чуждое, – поскольку слово «интеллектуальная» в отношении представляемой литературы как будто всё объясняет.
А именно: если я не хочу прослыть глупцом, мне лучше глубокомысленно покивать. А если хочу прослыть «интеллектуалом», мне нужно не только покивать, но и стать приверженцем именно такой вот литературы, и никакой другой.
Мы тоже покиваем и всё-таки разберём, что же такое non/fiction.
Фото: moscowbookfair.ru
Изначально литература нон-фикшн – это была правда реальных событий, обросшая жирком художественного вымысла. А значит, возможно, и лжи. Стало быть, если сюда проникнет хоть капля какой-либо ангажированности, мы будем иметь дело с весьма неприятным феноменом – а именно, оружием информационных войн.
Другими словами, если сравнить это мероприятие с большой и шумной ярмаркой коней, нужно знать, что среди них непременно окажется парочка «троянских», а может, и больше.
Имея это в виду, и в то же время с надеждой на бескорыстный и чистый творческий посыл, можно теперь отправиться на Международную ярмарку интеллектуальной литературы non/fictio№22.
Кстати, цифра означает, что эта ярмарка проходит 22-й раз – можно сказать, это уже ветеран информационного пространства и книжного рынка. И ещё – это мероприятие декабрьское, но в этом году всё немножко иначе. В Гостиный двор без масок не впускали, билеты продавали только электронные, все санитарные меры старались соблюдать.
Фото: moscowbookfair.ru
Ярмарка Нон-фикшн – мероприятие поистине грандиозное. Дискуссионных площадок в общей сложности было десять. Среди них – «Территория познания», куратором которой выступила Российская государственная детская библиотека. Наука для детей – ключевая тема площадки. Около 40 встреч с писателями и художниками-иллюстраторами, познавательных лекций и презентаций новинок детской и подростковой литературы – всё это состоялось на детской «Территории».
Для взрослых были представлены книжные новинки. С их авторами можно было пообщаться лично – причём, и вживую, и онлайн.
Интересных книг – несметное множество. Диапазон тем – обширнейший.
Известный актёр Сергей Гармаш представил книгу Сергея Шойгу «Про вчера», ставшую бестселлером.
Фото: russian.rt.com
Вера Полозкова рассказала о своём новом поэтическом сборнике «Работа горя».
Лев Данилкин представил свою книгу о первом космонавте «Пассажир с детьми. Юрий Гагарин до и после 27 марта 1968 года».
Творческая встреча с Владимиром Познером состоялась на третий день ярмарки. На ней телеведущий поделился впечатлениями о японской культуре, и не только.
В книге Сати Спиваковой «Нескучная классика. Ещё не всё…» собраны интервью с выдающимися деятелями культуры — от Майи Плисецкой и Родиона Щедрина до Фанни Ардан и Валентина Гафта.
Своё литературное детище под названием «Снежный барс» представила Диана Арбенина.
Дмитрий Быков выступил с новыми изданиями романов «Эвакуатор» и «Списанные».
Евгений Водолазкин, автор известного романа «Лавр», познакомил читателей с новой работой – романом «Оправдание острова».
Фото: labirint.ru
Историк разведки Николай Долгополов был замечен со своей книгой «Легендарные разведчики-3»; Гузель Яхина с новым романом «Эшелон на Самарканд»; Евгения Гюнтер – с научно-популярной книгой «Я принцесса!», о принцессах, живших в Древней Индии, Египте, Персии, средневековой Франции, допетровской Руси и Австрийской империи; Мария Бутина – с книгой о своих злоключениях в американских застенках «Тюремный дневник».
И много, много других встреч, презентаций, награждений, дискуссий и круглых столов.
Но, говорят, был «скандал» из-за одной книги, которую кому-то не удалось «заметить» — а именно, книги пресс-секретаря затравленного жизнью оппозиционера с кокетливым названием «Невероятные происшествия в женской камере №3».
Руководство ярмарки благоразумно отказалось от идеи устраивать откровенную провокацию в недрах своего культурного пространства.
Спрашивал ли кто-то об этой книжке или нет – остаётся загадкой. Потому что верить на слово тем, кто утверждает, будто вокруг её отсутствия всё только и вертелось, не стоит. Ведь слухи о «скандале» принадлежат самим пиарщикам этой темы.
Но если тут «троянский конь» не вписался в поворот, то есть и другие возможности.
«Смерть» подкралась с неожиданной стороны. Тема Политех-talk «Смерть вчера и сегодня» оказалась приуроченной к выходу книги Хайдера Варрайча «Современная смерть. Как медицина изменила уход из жизни».
Фото: moslenta.ru
И что же нам, дремучим русским, поведали? Оказывается, у нас в России «смерть – одна из самых табуируемых тем». Потому что, видите ли, какой ужас, «у нас полностью запрещена эвтаназия, а за беседу о самоубийстве можно оказаться за решёткой».
Далее нам покачивают головой – ай-яй-яй: «в отличие от рассмотренной в книге западной традиции, наших врачей в вузах практически не учат разговаривать с больными о смерти и уж тем более обсуждать их духовные и религиозные нужды».
Звучит-то как! — «религиозные нужды». Прямо как «образовательные услуги».
Нет, ребята. Умирать опрятненько, в передничке, культурненько, позволив ввести себе инъекцию, предварительно удовлетворив свои «религиозные нужды» — пожалуйста, только после вас!
Хочется вспомнить, что в «отсталой» России, в отличие от некоторых «продвинутых демократий», всё еще существует мораторий на смертную казнь. И пускай уж лучше за все эти разговоры сажают за решетку.
Кстати, может быть, и начать с тех, кто представил эту книжечку на Политехе? Наверно, российское законодательство не случайно запрещает пропаганду подобных вещей.
И как эта «смертная книга» зловеще рифмуется с другим событием: в Москве, в одном из павильонов на ВДНХ в марте открылась выставка расчленённых трупов – та самая, которую нам упорно навязывали много лет, и общественности удавалось её не допустить.
И теперь, когда ВДНХ вернули исторический вид, когда это место, дорогое для москвичей, после длительной реставрации, проведенной с такой любовью и с таким размахом, наконец-то открылось, у большинства горожан вызывает содрогание и недоумение: почему на ВДНХ именно теперь до конца года (!) поселился «Доктор Смерть»?
Хочется обходить десятой стороной, как проклятое, это место. Нам предлагают какую-то иную модель мироощущения, на уровне души: стать нечувствительными ко всему омерзительному.
И всё под предлогом «света науки»!
Этот «доктор» открыто признаётся, что считает: у человека нет души. И эти безбожники будут нас учить, как обсуждать с умирающими «религиозные нужды»?!
А вот и ещё «троянская лошадка».
Фото: mirf.ru
«Комиксы – один из самых быстрорастущих сегментов книжного рынка в России. За последние 10 лет он изменился до неузнаваемости – по всей стране работают специализированные магазины комиксов, а в книжных магазинах теперь есть целые отделы. В них представлены все направления этого искусства: супергероика, манга, графические романы на серьёзные темы и произведения российских авторов». Об этом радостно сообщает нам пресс-релиз книжной ярмарки.
«В день открытия ярмарки, — пишут организаторы, — посетителей ждут лекции о первой манге в России, истории французских комиксов в России, научно-популярных рисованных историй для детей, детективных комиксах, независимых российских комиксов, графических романов на тему исторической памяти. А завершится всё круглым столом «Как издавать и продавать комиксы российских авторов?»»
Правда, здорово?
А мне вспоминается другое мероприятие: в 2013 году в Москве проходила международная конференция по детской литературе. И выступали молодые девушки из Франции, специалисты по детскому книгоиздательству.
Их лица я никогда не забуду. Они говорили с такой болью, чуть ли не в панике, о том, что на книжных полках в их стране очень много красивых и ярких книг, но без текста.
Дети, увлекаясь комиксами, постепенно перестали воспринимать тексты, которые становились всё короче и короче. И выросло уже не одно поколение взрослых, воспитанных на таких вот книжках-картинках. Людей, не умеющих сосредоточиться ни на одной мысли. Попросту – дикарей.
И эти молодые красивые француженки говорили нам о том, каким сокровищем мы обладаем в лице наших детей, умеющих читать длинные тексты. И буквально заклинали нас сохранить нашу культуру!
О книжной ярмарке нон-фикшн можно ещё много рассказать хорошего. Но всё же есть ложка дёгтя во всей этой медовой бочке.
Нам навязали несуществующий скандал вокруг какой-то книжонки от вездесущего Навального.
Нам навязали «Доктора Смерть».
И нам навязали непроглядное тупоумие, втягивая наших детей в пространство книги без Слова. Нас делают бессловесными.
И всё это под лозунгом: «Россия созрела?»
Уж лучше бы, право, ковид. Просто ковид. С масками и перчатками.
Наталья Барышева
Заглавное фото: eksmo.ru
Поделиться:
Похожие посты
Каким получился ремейк «Носферату»?
«Кибертакси» — оцениваем душевный спецэпизод «Кибердеревни»
Лучшие российские фильмы и сериалы 2024
Лучшие аниме 2024
Коллаж д
«Игра в кальмара»: в чем феномен сериала?
«Игра в кальмара» вышла в 2021 году и по-прежнему остается самым популярным проектом Netflix. Феномен первого сезона заставил весь мир пересмотреть свое отношение к Подробнее