По пушкинским дорогам: южное путешествие поэта
Всероссийский музей А. С. Пушкина — старейший Пушкинский музей России. Сегодня он включает в себя шесть музеев и является одним из крупнейших литературно-мемориальных музейных комплексов в Европе, насчитывая более 200 000 экспонатов. Корреспонденту ForPost-Афиши посчастливилось побывать в фондохранилище отдела фотографий и в закрытом на реконструкцию зале, посвящённом путешествию А.С.Пушкина в Крыму.
Немного истории
Весной 1820 года Пушкин был выслан из Петербурга и подвергнут опале: смелые стихи и эпиграммы навлекли на него гнев императора Александра I. Если бы не заступничество Н. М. Карамзина, А. И. Тургенева, П. Я Чаадаева, неизвестно, чем бы обернулась дерзость поэта. Пушкин был удалён из столицы, получив перевод по службе. В Екатеринославле (Днепропетровск) он встретился с семьёй генерала Раевского, знаменитого участника наполеоновских войн, с сыном которого, Николаем, Пушкин был давно знаком. Именно потому Александру Сергеевичу разрешили отправиться вместе с ними в поездку по Кавказу и Крыму.
Из Тамани путешественники отправились в Керчь — древнюю Пантикапею. Но пребывание в этом городе поэта не впечатлило. В Феодосию они добирались по почтовому тракту, а оттуда на военном корвете «Або» — в Гурзуф, проплывая вдоль побережья, мимо Алушты. Именно с берегов Гурзуфа началась любовь Пушкина к Крыму:
«Волшебный край, очей отрада! Все живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда, долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада… Все чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный, в горах, дорогою прибрежной,
Привычный конь его бежит и зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит вокруг утесов Аюдага…»
Раевские поселились в доме генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии Эммануила Осиповича де Ришелье — в единственном европейском строении на всём Южном берегу. Об этом удивительном доме вспоминают почти все путешественники позапрошлого века, побывавшие в Крыму. Ришелье построил его, когда был губернатором Тавриды, но никогда там не жил и великодушно приказал держать его открытым для всех проезжающих. Сейчас в доме «Ришелье» находится музей А. С. Пушкина — отдел Ялтинского историко-литературного музея. Поэт прожил в Гурзуфе три недели и всегда считал их «счастливейшими минутами» своей жизни.
Живописные полотна и акварели запечатлели южные пейзажи, которые вдохновляли поэта. Зал открывается романтическим видом Гурзуфа, где изображена дача герцога Ришелье.
На стенах висят портреты семьи Раевских.
На отдельном листе – пушкинский автопортрет, окруженный лицами друзей.
В Гурзуфе Пушкин работал над поэмой «Кавказский пленник», написал несколько лирических стихотворений; некоторые из них посвящены дочерям Н. Н. Раевского — Елене и Марии. Здесь возник у поэта замысел поэмы «Бахчисарайский фонтан» и романа «Евгений Онегин». В конце жизни он вспоминал о Крыме: » Там колыбель моего Онегина». Крымское путешествие дало начало романтическому периоду его творчества.
У начала парка, недалеко от входных ворот, растёт группа оливковых деревьев — это одно из мест Гурзуфа, связанных с именем А. С. Пушкина. Под этими оливами поэт любил гулять, любуясь морем. На парапете беседки установлены бюст поэта и мемориальная доска с надписью: «Здесь был А. С Пушкин».
Около «дома Ришелье» сохранился «пушкинский кипарис», о котором поэт писал в письме Антону Дельвигу. А в старом Пушкинском парке, напротив водолечебницы санатория «Пушкино», есть и другое знаменитое дерево — платан Пушкина.
Живя в Гурзуфе, поэт часто совершал прогулки вдоль побережья и в горы, ездил верхом к вершине Аю-Дага. Узкая охотничья тропа, вьющаяся по скалистому склону Аю-Дага, по которой ездил Пушкин, уже в начале XX в. называлась Пушкинской. К мысу Суук-Су «Холодная вода», где есть живописные гроты, выдолбленные прибоем в скалах, поэт подплывал на лодке. Теперь один из гротов и скала над ним находятся на территории Международного детского центра «Артек» и называются Пушкинскими. В верхней части мыса Суук-Су видна серая-башня, сложенная по образцу средневековой крепости. С восточной стороны на ней прикреплена мраморная доска, на которой выбиты строки из стихотворения А. С. Пушкина «Прощай, свободная стихия», обращенные к морю.
Оставив Гурзуф, Пушкин посетил Георгиевский монастырь в 12 километрах от Севастополя. Зная миф об Ифигении, он пытался разыскать остатки храма Дианы на мысе Фиолент. О посещении этих мест поэтом напоминает памятник Пушкину на Фиоленте, установленный в 1999 году, позже снесенный из-за недовольства собственника дачного товарищества и восстановленный уже в 2011 году.
Крым, Н.Г. Чернецов 1835 г., акварель
Будучи в Бахчисарае, Пушкин увидел не тот, старый дворец, который сгорел в 1736 году, а восстановленный и отремонтированный. Поэту не понравились «полуевропейские переделки некоторых комнат». Ему досадно было, что ханский дворец истлевает в небрежении. Знаменитый Фонтан слез выглядел не лучше: «из заржавой железной трубки по каплям капала вода». Но через четыре года, уже в Михайловском, Пушкин именно этому фонтану посвятит стихотворение. В память о Пушкине на мраморном выступе фонтана теперь всегда лежат две розы: белая и красная.
Фотографии пушкинским мест начала 20 века представлены в фонде фотографий. Это работы крымского фотографа Василия Сокорнова, Семена Коган, пикториалиста Юрия Еремина.
Семён Коган, «Гурзуф. Берег моря»
Семён Коган, «Гурзуф. Грот Пушкина»
В фонде бережно хранятся редкие фотографии 1885-1920 годов, выполненных с живописных работ Ивана Айвазовского. Известный маринист боготворил Пушкина. Познакомившись с ним на выставке Академии 1836 года, он ни раз писал поэта на берегу Черного моря.
А. С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897 год. (Одесский художественный музей)
Пушкин на берегу Черного моря. 1887 год. (Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина)
Зал посвящённый путешествию Александра Сергеевича Пушкина должен открыться в музее в своём обновленном виде ко дню рождения поэта – 6 июня. А нам, благодаря содействию руководства музея и хранителя фонда фотографий Яны Пономарёвой, удалось заглянуть за закрытые от посетителей двери и познакомиться с южным периодом творчества знаменитого поэта.
Анна Корнилова
Фото автора