«Питер Пэн и Венди»: путешествие в «Невеселию»
Успех «Малефисенты», «Книги джунглей», «Красавицы и чудовища» и других ремейков определил будущее фильмов Disney на десяток лет вперёд. Адаптации собственной анимационной классики оказались золотой жилой для компании и «радуют» уже на регулярной основе. Пока мы в ожидании скандальной «Русалочки», на Disney+ скромно выходит переосмысление «Мальчика, который не хочет взрослеть». Продолжат ли новые «Питер Пэн и Венди» череду спорных перезапусков? Разбираемся сегодня.
Мультфильм 1953 года подарил детям настоящую сказку, лишённую жестоких подробностей оригинальной истории. Красочная картинка, комичные герои, счастливый конец — золотые стандарты Disney. Но очевидно, далеко не всё было идеально даже там. Только за последние 20 лет за Питера Пэна брались все кому не лень. И к сожалению, мало что из этого могло хоть отдалённо приблизиться к славе первого рыжего мальчугана в зелёном костюме.
Сказка не для самых маленьких
Продюсер Пи Джей Хоган отдал дань уважения роману Дж. М. Барри, выпустив свою версию в 2003 году. Картина оказалась, к удивлению родителей, не для младшего школьного возраста. В кадре не только волшебный мир Нетландии, но и суровая реальность. Кровь, убийства, нагота и далеко недетский юмор. Представленная скорее как подростковая драма, история Питера Пэна смотрела на проблему взросления совершенно под другим углом.
Но, то ли зритель был не слишком подготовлен, то ли не сложились обстоятельства — фильм полностью провалился в прокате. Не исключено, что его задавил «Властелин колец: Возвращение короля», горячо ожидаемый аудиторией.
В свою очередь сценаристы «Питер Пэн и Венди» Дэвид Лоури и Тоби Халбрукс практически полностью положились на видение культового мультфильма 1950-х. Весь первый час действия происходят, как по списку, не отступая ни от локаций, ни от диалогов. Авторы буквально оживляют анимацию с помощью реальных актёров и спецэффектов.
Верность «традициям» — не признак плохого, но она лишена авторского подхода, за которым мы идём в кинотеатр. Этот Пэн, если и отличается от своего предшественника, то абсолютно не там, где мы ожидаем. Если «внутренности» и сюжет остаются прежними, то внешняя оболочка демонстрирует существенную разницу.
Опять не «канон»
Говоря об актёрах, нельзя не заметить, что роль Динь-Динь исполняет темнокожая актриса Яра Шахиди. Как и в случае с «Русалочкой», подобное «прогрессивное» решение режиссёра не обошлось без хейта в сети. Как исполнительница, так и кинокартина в целом получили свою волну негатива. Недовольных зрителей обвиняют в расизме, но и в их словах есть доля правды.
Внешность феи была нам знакома не только со времён первого Пэна Disney, но и из цикла мультфильмов «Феи». Всё происходящее там — по сути предыстория к знакомству с мальчиком, который не хочет взрослеть. И как со многими культовыми персонажами за ней закрепился образ более устойчивый, чем рыжий Пэн. Очевидно, мало кому удалось так легко забыть привычную Динь. Но и столько негатива актриса, которая сыграла вполне неплохо, не заслуживает.
Времена меняются?
Пэн не впервые ввязывается в расистские конфликты. К симбиозу сказок Барри и Кэрролла 2020 года была масса претензий и вопросов. Режиссёр Бренда Чепмен создала свою «страну чудес», в которой Питер и Алиса приходятся друг другу братом и сестрой. Их сыграли также темнокожие дети, а родителей — Дэвид Ойелоуо и Анджелина Джоли. Однако даже присутствие известных голливудских звёзд не вытянуло картину.
«Времена меняются, и пришло время раздвигать горизонты и менять сознание. Питер Пэн не обязательно должен быть рыжим мальчишкой, а Алиса — белокурой девочкой», — заявляет Чепмен. До выхода фильм критиковали в основном за каст и саму «нестандартную» идею, основываясь на трейлере и отдельных кадрах. После — переключились на чрезмерный трагизм и затянутость сюжета. На практике история двух любимых героев не порадовала ни детей, ни их родителей. И даже законченная картина не изменила негативного первого впечатления.
Остров Невеселия
Что насчёт «Питер Пэн и Венди»? Скептическое отношение к реалистичному ремейку закрепляется всё больше по мере повествования. Детская сказка, какой себя позиционирует фильм, к середине по какой-то причине утрачивает все признаки волшебства, беззаботного детства и веселья.
Угрюмые лица главных героев, в том числе Пэна и других детей, выглядят очень взросло. А Капитана Крюка, наоборот, наделили «клоунскими» манерами, которые идут вразрез с «каноничным» образом. Опытный старый пират оказывается жалким, неуклюжим, депрессивным неудачником, над которым и смеяться не особо хочется. Зато настоящим комикам в числе актёров — Алану Тьюдику и Джиму Гаффигану — слова даже не дают. «Это больше не весело», — говорит в какой-то момент сам Питер Пэн. И он прав.
На коротком поводке
Ещё по трейлеру было понятно, что мир Нетландии слишком тёмный и тусклый. Он должен выглядеть, как некий детский «рай», который не захочется покидать. Но этого не происходит. Не работает даже главная «механика», которая «занесла» сюда сбежавших детей. Они оторвались от родителей и отправились навстречу опасным приключениям. Но их движения в воздухе по-прежнему скованы. Их полёт с помощью пыльцы не ощущается плавным и полным свободы. Они словно сами не верят в происходящее. Но как тогда поверить юному зрителю?
«Лоури много работает с проволокой, и, хотя практичность, как правило, хорошая вещь, здесь это сделано с сомнительным качеством. Ни один из детей не двигается с лёгкостью в этих ремнях безопасности», — пишет Тара Беннетт для IGN.
Так и не повзрослел
Неясно, чем «Питер Пэн и Венди» хочет быть. Ремейк демонстрирует гораздо более современные подходы, в частности к разнообразию героев. Так среди сбежавших детей мы видим не только выходцев из разных стран, но и людей с ограниченными возможностями. Также Лоури и Халбрукс пересмотрели Тигровую Лилию — старшая наставница Пэна исправляет ошибочное стереотипное представление о коренных индейцах. Этот фильм — явно не детская сказка в чистом виде. Но при этом не дотягивает своими единичными социальными комментариями до серьёзного «взрослого» кино.
Таисия Сариева
Фото: imdb.com