«Пищеблок 2»: откровенное разочарование
Два месяца назад мы вновь окунулись в загадочную атмосферу пионерии, вампиров и убийств. Первая серия нового «Пищеблока» не оставила в восторге, но впереди было ещё семь. А значит, у авторов была уйма возможностей качественно разыграть свой сюжет. О том, удалась ли отечественная сага про подростков-вампиров, и каким в итоге вышел «Пищеблок 2», поговорим в статье. Осторожно: спойлеры!
Останется только один
Напомним, что главным героем истории вот уже три года подряд выступает Валера Лагунов. В 12 лет ему не посчастливилось попасть в лагерь «Буревестник», где пионеры пропадали, погибали, вели себя странно. Валера разгадал тайну детского лагеря и смог спасти друзей. Но был вынужден сам стать кровопийцей.
В обличие вампира он счастливо прожил три года. За это время Валера стал старостой, отличником и грозой местных хулиганов. Но беда пришла, откуда не ждали: в городке объявился новый сильный вампир, «стратилат», который стал превращать школьников и преподавателей в свой новый пищеблок. Не пощадил злодей и Анастасийку, возлюбленную главного героя. Он жестоко разделался с ней прямо в первой серии.
Валере не осталось ничего, кроме как найти обидчика, и отомстить за свою любимую. Помочь в этом ему должен был этакий «макгаффин» (сюжетно важный предмет — прим. ред.) сезона: волшебная каменная плита, которая убивает даже сильнейших вампиров. Но по факту плита убила только сценарий.
Ты не такой!
Чтобы перечислить все логические несостыковки нового сезона, не хватит пальцев на руках и ногах. Постараемся захватить хотя бы основные. Первая из них — это сверх-особенность Валеры. Она всячески лоббируется в сюжете, но не имеет под собой никакого основания.
Каждый новый персонаж называет Лагунова избранным, отмечает его исключительность, а также делает акцент на возросшей в разы силе. Но проблема в том, что все эти слова бездоказательны: три года главный герой лакал кровь своего друга из миски, как пёс, а установить контакт с сообществом вампиров так и не смог.
Он не узнал ничего о мире, к которому теперь принадлежит, и даже не интересовался им. Он не развивал свою способность, не экспериментировал с ней. Наоборот, гораздо чаще главный герой стремился побороть свою «вампирскость». Так откуда же взяться «силе, о которой он и сам не подозревает»?
Сила в вере
Как уверяют Валеру другие персонажи, его сила в том, что он ещё не совсем вампир — в мальчике осталось и человеческое. И чтобы стать сильнее, ему необходимо за этим человеческим тянуться. Идея церкви и веры буквально пропихивается зрителю под предлогом решения всех проблем с вампирами.
И этот грязный приём можно было бы принять, если бы он, в конце концов, сработал. Но в финале Валера не потянулся ни к вере, ни к человечности. Чтобы победить злодея, ему пришлось отведать крови своей новой подружки. А потому хочется спросить: зачем мне 6 серий из 8 намекали, что путь главного героя уникальный, потому что построен на силе света и добра, если в итоге он выиграл, открыв в себе тьму?
Грязнокровка
Но Валера — не единственный персонаж, в сторону которого авторы делают грубый фол. Подвергается этому и новенькая, Рита. Первые пару серий её настойчиво выставляют главным кандидатом на роль антагониста.
Девочка живёт без родителей, задирает учителей и даже директора, дерётся. Странности в ней отмечают и сами персонажи. Например, друг Валеры Игорь Корзухин говорит, что Рита смогла втащить его на крышу одной рукой. Любопытно, не правда ли?
Ещё любопытнее становится, когда 9-классница рассказывает, почему младшие кровопийцы не кусают её. Грязная кровь со следами другого вампира, подумали вы? Лейкемия — ответили вам авторы сценария.
Вы не ослышались: 15-летняя девочка серьёзно больна. Но это не мешает ей отплясывать на советской а-ля «вписке» (дискотекой это неоновое пьяное безумие назвать невозможно), бегать по крышам, драться с вампирами. Создаётся стойкое ощущение, что сценаристы никогда не сталкивались с людьми, больными лейкемией, ни в жизни, ни в кино.
Образцовая школа
Удивляет и то, насколько обстоятельства подстраиваются под главных героев. События первого сезона разворачивались в летнем лагере. Второй же сезон буквально начинается с торжественной линейки Первого Сентября.
Более того, заправляет школой строгая директриса, которая неустанно бдит за соблюдением всех возможных правил. Наблюдают за порядком и «овампиренные» школьники. Тогда почему Валера и Рита никогда не появляются на уроках, но всем на это плевать?
Подобный вопрос возникает и в отношении двух самопровозглашённых охотников на вампиров — Доктора и Лёши. Эти персонажи известны нам ещё из первого сезона, и достаточно внезапно появляются во втором. Теперь они считают себя этакими Винчестерами, колесят по регионам страны и охотятся на нечисть.
Но куда смотрят органы опеки? В прошлом сезоне Лёша не был сильно старше Валеры, если их возраст и вовсе не был равным. Так почему же ребёнок не ходит в школу, и катается по стране с неизвестным мужиком? Ответов, конечно же, нет.
Здесь стоит упомянуть школу ещё раз, ведь в конце сезона это ружье из палки внезапно выстрелит. Спустя семь эпизодов герои совершенно случайно выяснят, что их школа стоит на месте разрушенной церкви. И под ней находится огромное языческое капище вампиров, которое никто никогда не видел. Но почему-то все катакомбы заботливо оборудованы современным освещением.
Мигалочка
В первом обзоре на «Пищеблок 2» мы акцентировали внимание на том, что визуал сериала действительно радует глаз. Так оно и было: сочная цветная картинка лишь изредка сменялась мистично-тёмной. Сам кадр был выстроен таким образом, чтобы не выглядеть уж слишком постановочно.
Но к концу сезона от концепции отказались, поэтому нас ждёт очень много красного цвета. Дверь гаража, больничная палата, катакомбы, окна — если авторы хотят показать мистику, оно светится красным.
Отдельного внимания заслуживает и тысячелетний вампир-злодей, который являет свою настоящую личину в финальном эпизоде. Лысый и зубастый, он скорее напоминает рыбо-человека, и не вселяет в зрителя ужаса, только смех. Впрочем, то же самое было и в первом сезоне, когда Серп Иванович превратился в кусок графики и бегал за пионерами по столовой.
Партийный треугольник
А вот что действительно вселяет в зрителей ужас — любовный треугольник между Игорем Корзухиным и семейством Плоткиных. Интрига отношений существовала между персонажами и в первом сезоне. Немного инфантильная Вероника не хотела говорить «нет» своему жениху Саше, но и не сказала «нет» новому ухажёру Игорю.
В новом сезоне этот «курортный роман» превратили в настоящую драму жены советского чиновника. Да, после всего, что было в «Буревестнике» Вероника вышла замуж за нелюбимого Сашу Плоткина. И стала жить, как птица в золотой клетке.
Увы, интересной истории борьбы за любовь у авторов не получилось. Из слабого препятствия Плоткин превратился в домашнего деспота и тирана. Он вроде бы готов сделать всё для жены, но не против её изнасиловать и избить.
Глупо даже для влюблённых
Корзухин же буквально стал одержим Вероникой. Он приходит и стоит у неё под окнами, вечно напрашивается на конфликт с Плоткиным, поступает глупо. Например, когда Сашу Плоткина подозревали в том, что он стратилат, Игорь сорвался и поехал к нему на квартиру, чтобы вылить в лицо святой воды и помахать крестом. И всё несмотря на слова героев о том, что стратилату это не навредит.
Поражает своей гениальностью и Вероника. Она знает, что муж строит козни против любовника, но даже не пытается скрываться. Девушка уходит из дома вечером, и едет прямиком к Игорю на квартиру. Либо переговаривается с любовником перед окнами своего дома, пока на кухне ужинает муж.
Вердикт
К сожалению, в финале «Пищеблок 2» подтвердил опасения, которые зародились ещё при просмотре первой серии. Авторы не смогли достойно вытянуть сезон без литературного подспорья.
Сюжетные линии второго «Пищеблока» получились слабыми, с кучей дыр и логических ошибок. Также персонажам по возрасту не подошли те проблемы, которые перед ними ставили сценаристы. Ну как 15-летний мальчик может страдать от поисков в себе доброго и злого начал? Почему Валера вообще задаётся вопросами «а насколько Бог хороший, если он позволил моим близким умереть»?
И, честно, спрашивать хочется без остановки. Почему мотивация злодея такая банальная? Почему он не начал воплощение своего плана раньше? Для чего было оставлять задел на третий сезон? К чему в «Пищеблоке» отсылки на «Сумерки»? Почему сериал стал так похож на «Очень странные дела»?
Все эти вопросы, увы, говорят не в пользу нового «Пищеблока». Поэтому если вам понравился первый сезон, то лучше остановиться на нём, и не портить себе впечатление. Тем более, что «Пищеблок 2» связан с оригинальной историей Алексея Иванова крайне косвенно.
Обсудить «Пищеблок 2» можно в нашем Дзен.
Елена Фокина
Фото: kinopoisk.ru