«Первое в России и из земли российской»: Эрмитаж представил уникальную коллекцию форфора

18-01-2021 21:16

До 4 апреля в Арапском зале Зимнего дворца открыта выставка «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора “из земли российской”». Экспозиция подготовлена к 300-летию со дня рождения создателя русского фарфора – Дмитрия Ивановича Виноградова (1720–1758) и показывает уникальные вещи из собрания Государственного Эрмитажа, исполненные мастером в 1740–1760-х годах.

До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, закупала «звонкий товар» у Китая. Даже несмотря на производство фарфора в Европе в начале XVIII века (саксонский фарфор), технология его создания была строго засекречена, а закупка обходилась крайне дорого. Поэтому встала необходимость создания своего производства. Секрет пытались выведать еще при Петре I: покупали рецепт у китайского мастера, но результаты были безуспешны. Вывести опытным путём фарфоровую массу удалось только Виноградову, а затем, и организовать производство в России на базе Невской порцелиновой мануфактуры (с 1765 – Императорский фарфоровый завод).

Первый «удовлетворительный» фарфор по мнению мастера появился в 1747 году при Елизавете Петровне. Елизаветинской маркой на фарфоре стал герб Российской империи в виде двуглавого орла, подчёркивающий государственную значимость производства. По предписанию Высочайшего двора надпись на пробной чашке из отечественного фарфора должна была начинаться словами: «Первое в России и из земли российской».

Визитной карточкой виноградовского фарфора в Государственном Эрмитаже является представленная на выставке уникальная чаша с рельефной виноградной лозой, помеченная клеймом мастера «W» и датой: «1749». Виноградная лоза сопоставляется с именем русского мастера.

Чаша с рельефной виноградной лозой, 1749
Мастер Д. И. Виноградов
Фарфор; роспись надглазурная полихромная
Государственный Эрмитаж

В XVIII веке в личном обиходе дам и кавалеров появлялись фарфоровые табакерки, их коллекционировали и дарили друг другу. На выставке представлена «пакетовая» табакерка с надписью: «ЕѣIмператорскому Величеству Елисаветѣ Петровнѣ Самодержицѣ Всероссiйской Г~дрнѣ Всемилостивѣйшей» (1753).

К ранней продукции Невской порцелиновой мануфактуры относятся пасхальные яйца с вертикальными отверстиями для подвешивания на ленте. Их получали на Пасху придворные и приближённые к Императорскому двору. На выставке можно увидеть редкий экземпляр виноградовского периода ‒ Яйцо пасхальное с цветочной росписью (1750-е годы). Это одно из трёх маркированных яиц петербургского производства времени Елизаветы Петровны.

Яйцо пасхальное с цветочной росписью. 1750-е годы
Фарфор; роспись надглазурная полихромная Государственный Эрмитаж

В витринах можно увидеть также тонко проработанные шахматные фигуры (1750-е годы).

В ассортимент изделий Невской порцелиновой мануфактуры входили коробочки-бонбоньерки, кувшины и кружки, чайницы, чашки «разных манеров», ложки и черенки для приборов, флакончики, десертные и столовые тарелки, рюмочные и бутылочные передачи, декоративные вазочки. К основным темам относились орнаментальные и растительные композиции, голландские и китайские сюжеты, портреты и баталии, мифы и аллегории, пасторали и пейзажи, птицы из энциклопедических печатных собраний. В живописи предметов преобладала цветочная роспись, «шинуазри», «амуры в облаках», «штофный» декор. В то же время в русском фарфоре появляются первые опыты «картинной» живописи: миниатюрные реплики «малых голландцев».

Со второй половины 1750-х годов появляются чайные и кофейные сервизы с тонким декором. В экспозиции представлены предметы из пышного собственного чайного сервиза императрицы Елизаветы Петровны с росписью свисающих цветочных гирлянд из незабудок и роз на золочёном фоне (1759‒1762), а также предметы из её столового и десертного сервиза (не ранее 1756‒1762) с лепными гирляндами из роз. В этот же период была придумана, ставшая позже брендом, кобальтовая сетка.

В честь юбилея изобретателя русского фарфора Государственный Эрмитаж совместно с Императорским фарфоровым заводом провели художественную акцию ‒ «Образ Дмитрия Виноградова». Её итогом стало создание фарфоровой скульптуры мастера, которая теперь останется в коллекции музея.

Скульптура «Дмитрий Иванович Виноградов», 2005
по модели Г. Б. Садикова (1968); исполнитель росписи Н.Л. Петрова (2020)
Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота
Дар от АО «Императорский фарфоровый завод» 2020 года

Выставку в Арапском зале Зимнего дворца можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс по маршруту № 2 (вход с Церковной лестницы).

Анна Корнилова

Фото автора

 314 Всего просмотров



Дмитрий Виноградов, фарфор, Эрмитаж,

Поделиться:

Похожие посты

Прежде чем истину охранять, нужно её откопать

В Московском Доме книги состоялась презентация книги "Юрий Поляков: колебатель основ или охранитель устоев?" Итак. Писатель – живой классик. Один из самых читаемых авторов России: прозаик, публицист, драматург и поэт, чье творчество вот уже сорок

Мастерство и никакого мошенничества: на грани реальности вместе с Питером Коглером

Австрийский график Питер Коглер создаёт психоделические росписи стен, которые вызывают противоречивые чувства. Его иллюзорные комнаты сбивают с толку. В них с лёгкостью может закружиться голова, а может и что-то проясниться. Экспериментируя с простра

Андрей Мягков: «Человек, живущий из себя…»

Парадокс Андрея Мягкова… Загадка Андрея Мягкова… Это человек, которого хочется разгадывать, а разгадать невозможно. Можно только обозначить множество внешних нестыковок и застыть в удивлённом восхищении перед целостностью характера этого человека.

Есть идея — реализуй: открыт приём заявок на конкурс проектов ArtTeam

Роскультцентр совместно с «Центром кинофестивалей и международных программ» при поддержке Фонда президентских грантов объявил о старте приёма заявок на ежегодный Всероссийский конкурс проектов в сфере креативных индустрий ArtTeam. В нём могу

«Живая классика» открывает марафон чтецов

В Севастополе стартовали первые очные этапы Международного конкурса юных чтецов «Живая классика». От участников требуется выбрать отрывок из любимой прозаической книги, которая не входит в школьную программу, и прочесть его вслух. Финалисты конкурса

Новости ForPost

Метки

Театр им. Кукол Дворец культуры рыбаков Музеи онлайн вокал Севастопольский военно-исторический музей-заповедник театр драмы "Психо Дель Арт" Театр имени Луначарского День рыбака Театр танца им. Вадима Елизарова День Победы открытие сезона современное искусство Клим Шипенко Фёдор Достоевский искусство Театральная улица кинофестиваль Святой Владимир Ольга Панкратова Анна Каренина Динопарк концерт выставка Лев Толстой Крымский военно-исторический фестиваль Санкт-Петербург Большой севастопольский офицерский бал 75 лет Победы коронавирус Опера в Херсонесе фестиваль Федюхины высоты онлайн-марафон Фонд «Живая классика» живопись Севастопольский ТЮЗ Бесы СевТЮЗ Золотая балка театр танца Вадима Елизарова спектакли художники Херсонес Таврический конкурс Кванториум VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Конкурс красоты опера творчество группа Ленинград Психо Дель Арт спектакль 9 мая ДКР пандемия дети балет поэзия Картины День ВМФ роман "Текст" История Севастопольский офицерский бал Молодёжь Мастер и Маргарита театр Григорий Лифанов книги Живая классика Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" выставки Севастополь карантин кино Андрей Маслов Сергей Шнуров Дмитрий Глуховский Андрей Кончаловский изоляция шоу Балаклава художник Достоевский музыка СЦКиИ театр Луначарского Импровизационный батл арт-отель "Украина" фильмы Эрмитаж самоизоляция Великая Отечественная война Море праздник Конкурс "Живая классика" Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Херсонес мастер-классы #WineFest благотворительность Александр Петров