«Первое в России и из земли российской»: Эрмитаж представил уникальную коллекцию форфора

18-01-2021 21:16

До 4 апреля в Арапском зале Зимнего дворца открыта выставка «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора “из земли российской”». Экспозиция подготовлена к 300-летию со дня рождения создателя русского фарфора – Дмитрия Ивановича Виноградова (1720–1758) и показывает уникальные вещи из собрания Государственного Эрмитажа, исполненные мастером в 1740–1760-х годах.

До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, закупала «звонкий товар» у Китая. Даже несмотря на производство фарфора в Европе в начале XVIII века (саксонский фарфор), технология его создания была строго засекречена, а закупка обходилась крайне дорого. Поэтому встала необходимость создания своего производства. Секрет пытались выведать еще при Петре I: покупали рецепт у китайского мастера, но результаты были безуспешны. Вывести опытным путём фарфоровую массу удалось только Виноградову, а затем, и организовать производство в России на базе Невской порцелиновой мануфактуры (с 1765 – Императорский фарфоровый завод).

Первый «удовлетворительный» фарфор по мнению мастера появился в 1747 году при Елизавете Петровне. Елизаветинской маркой на фарфоре стал герб Российской империи в виде двуглавого орла, подчёркивающий государственную значимость производства. По предписанию Высочайшего двора надпись на пробной чашке из отечественного фарфора должна была начинаться словами: «Первое в России и из земли российской».

Визитной карточкой виноградовского фарфора в Государственном Эрмитаже является представленная на выставке уникальная чаша с рельефной виноградной лозой, помеченная клеймом мастера «W» и датой: «1749». Виноградная лоза сопоставляется с именем русского мастера.

Чаша с рельефной виноградной лозой, 1749
Мастер Д. И. Виноградов
Фарфор; роспись надглазурная полихромная
Государственный Эрмитаж

В XVIII веке в личном обиходе дам и кавалеров появлялись фарфоровые табакерки, их коллекционировали и дарили друг другу. На выставке представлена «пакетовая» табакерка с надписью: «ЕѣIмператорскому Величеству Елисаветѣ Петровнѣ Самодержицѣ Всероссiйской Г~дрнѣ Всемилостивѣйшей» (1753).

К ранней продукции Невской порцелиновой мануфактуры относятся пасхальные яйца с вертикальными отверстиями для подвешивания на ленте. Их получали на Пасху придворные и приближённые к Императорскому двору. На выставке можно увидеть редкий экземпляр виноградовского периода ‒ Яйцо пасхальное с цветочной росписью (1750-е годы). Это одно из трёх маркированных яиц петербургского производства времени Елизаветы Петровны.

Яйцо пасхальное с цветочной росписью. 1750-е годы
Фарфор; роспись надглазурная полихромная Государственный Эрмитаж

В витринах можно увидеть также тонко проработанные шахматные фигуры (1750-е годы).

В ассортимент изделий Невской порцелиновой мануфактуры входили коробочки-бонбоньерки, кувшины и кружки, чайницы, чашки «разных манеров», ложки и черенки для приборов, флакончики, десертные и столовые тарелки, рюмочные и бутылочные передачи, декоративные вазочки. К основным темам относились орнаментальные и растительные композиции, голландские и китайские сюжеты, портреты и баталии, мифы и аллегории, пасторали и пейзажи, птицы из энциклопедических печатных собраний. В живописи предметов преобладала цветочная роспись, «шинуазри», «амуры в облаках», «штофный» декор. В то же время в русском фарфоре появляются первые опыты «картинной» живописи: миниатюрные реплики «малых голландцев».

Со второй половины 1750-х годов появляются чайные и кофейные сервизы с тонким декором. В экспозиции представлены предметы из пышного собственного чайного сервиза императрицы Елизаветы Петровны с росписью свисающих цветочных гирлянд из незабудок и роз на золочёном фоне (1759‒1762), а также предметы из её столового и десертного сервиза (не ранее 1756‒1762) с лепными гирляндами из роз. В этот же период была придумана, ставшая позже брендом, кобальтовая сетка.

В честь юбилея изобретателя русского фарфора Государственный Эрмитаж совместно с Императорским фарфоровым заводом провели художественную акцию ‒ «Образ Дмитрия Виноградова». Её итогом стало создание фарфоровой скульптуры мастера, которая теперь останется в коллекции музея.

Скульптура «Дмитрий Иванович Виноградов», 2005
по модели Г. Б. Садикова (1968); исполнитель росписи Н.Л. Петрова (2020)
Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота
Дар от АО «Императорский фарфоровый завод» 2020 года

Выставку в Арапском зале Зимнего дворца можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс по маршруту № 2 (вход с Церковной лестницы).

Анна Корнилова

Фото автора

 505 Всего просмотров



Дмитрий Виноградов, фарфор, Эрмитаж,

Поделиться:

Похожие посты

Майк Тайсон дал мастер-класс по боксу звезде фильма «Гудбай, Америка!»

Известный американский боксер-профессионал, бывший абсолютный чемпион мира в супертяжелом весе, провёл серию персональных мастер-классов для международного актера театра и кино из России – Добромира Машукова. Тренировки проходили в Лос-Анджелесе в ра

В Феодосии пройдёт благотворительный «Бал у Айвазовского»

25 сентября в Феодосии состоится уникальное по своей важности и значению мероприятие –  благотворительный «Бал у Айвазовского». Он организован в честь 110-ти летия Всероссийской благотворительной акции милосердия «Белый цветок». Её родоначальником бы

За 7 дней вокруг театров танца: в Севастополе завершился фестиваль «ART-Бухта»

С 13 по 19 сентября в Севастополе проходил II Международный фестиваль профессиональных театров танца «ART-Бухта». Благодаря синтезу театрализованного хореографического действа и современных 3D-технологий артисты из Москвы, Ижевска, Астрахани и Севаст

Забавы кукловодов: «Новый балет» представил в Севастополе «Опасные связи»

17 сентября на сцене Драматического театра им. Б. Лавренёва зрители увидели спектакль «Опасные связи» в постановке московского театра «Новый балет». Танцевальное действо показали в рамках II Международного фестиваля профессиональных театров танца «AR

Русский Север и уходящая деревня: в Севастополе открылась выставка Татьяны Юшмановой

На Русский Север ездят и будут ездить, чтобы испытать на себе его нравственную целительную силу. Так говорил академик Дмитрий Лихачёв об этом далёком крае. Здесь и богатейшее устное поэтическое творчество, и традиционные художественные промыслы, и ка

Новости ForPost

Метки

Картины спектакли Театральная улица театр драмы "Психо Дель Арт" Санкт-Петербург пандемия Херсонес Таврический театр танца Вадима Елизарова Великая Отечественная война Большой севастопольский офицерский бал самоизоляция художники День Победы поэзия Музеи онлайн онлайн-марафон благотворительность карантин Эрмитаж История Бесы праздник спектакль Михаил Булгаков изоляция открытие сезона группа Ленинград музыка Театр им. Кукол кинофестиваль Святой Владимир Херсонес Лев Толстой кинорецензия Zакрытый покаZ творчество Севастополь шоу коронавирус концерт Динопарк Крымская весна Афиша Севастополя Фонд «Живая классика» дети Андрей Маслов Анна Каренина фильмы 75 лет Победы СЦКиИ Театр имени Луначарского Международный день танца Золотая балка балет Живая классика #WineFest «Эхо БДФ» 9 мая Опера в Херсонесе Большие гастроли День ВМФ Севастопольский ТЮЗ арт-отель "Украина" Ольга Панкратова мастер-классы Федюхины высоты Крымский военно-исторический фестиваль искусство VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» танцы Конкурс "Живая классика" Балаклава Мариинский театр Дворец культуры рыбаков Достоевский СевТЮЗ ДКР Таврида-АРТ Мастер и Маргарита Сергей Шнуров Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Александр Петров Крым Клим Шипенко Григорий Лифанов книги художник Музей-заповедник "Херсонес Таврический" фестиваль кино Сергей Безруков опера выставки театр театр Луначарского современное искусство Молодёжь Психо Дель Арт живопись выставка Море