«Первое в России и из земли российской»: Эрмитаж представил уникальную коллекцию форфора

18-01-2021 21:16

До 4 апреля в Арапском зале Зимнего дворца открыта выставка «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора “из земли российской”». Экспозиция подготовлена к 300-летию со дня рождения создателя русского фарфора – Дмитрия Ивановича Виноградова (1720–1758) и показывает уникальные вещи из собрания Государственного Эрмитажа, исполненные мастером в 1740–1760-х годах.

До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, закупала «звонкий товар» у Китая. Даже несмотря на производство фарфора в Европе в начале XVIII века (саксонский фарфор), технология его создания была строго засекречена, а закупка обходилась крайне дорого. Поэтому встала необходимость создания своего производства. Секрет пытались выведать еще при Петре I: покупали рецепт у китайского мастера, но результаты были безуспешны. Вывести опытным путём фарфоровую массу удалось только Виноградову, а затем, и организовать производство в России на базе Невской порцелиновой мануфактуры (с 1765 – Императорский фарфоровый завод).

Первый «удовлетворительный» фарфор по мнению мастера появился в 1747 году при Елизавете Петровне. Елизаветинской маркой на фарфоре стал герб Российской империи в виде двуглавого орла, подчёркивающий государственную значимость производства. По предписанию Высочайшего двора надпись на пробной чашке из отечественного фарфора должна была начинаться словами: «Первое в России и из земли российской».

Визитной карточкой виноградовского фарфора в Государственном Эрмитаже является представленная на выставке уникальная чаша с рельефной виноградной лозой, помеченная клеймом мастера «W» и датой: «1749». Виноградная лоза сопоставляется с именем русского мастера.

Чаша с рельефной виноградной лозой, 1749
Мастер Д. И. Виноградов
Фарфор; роспись надглазурная полихромная
Государственный Эрмитаж

В XVIII веке в личном обиходе дам и кавалеров появлялись фарфоровые табакерки, их коллекционировали и дарили друг другу. На выставке представлена «пакетовая» табакерка с надписью: «ЕѣIмператорскому Величеству Елисаветѣ Петровнѣ Самодержицѣ Всероссiйской Г~дрнѣ Всемилостивѣйшей» (1753).

К ранней продукции Невской порцелиновой мануфактуры относятся пасхальные яйца с вертикальными отверстиями для подвешивания на ленте. Их получали на Пасху придворные и приближённые к Императорскому двору. На выставке можно увидеть редкий экземпляр виноградовского периода ‒ Яйцо пасхальное с цветочной росписью (1750-е годы). Это одно из трёх маркированных яиц петербургского производства времени Елизаветы Петровны.

Яйцо пасхальное с цветочной росписью. 1750-е годы
Фарфор; роспись надглазурная полихромная Государственный Эрмитаж

В витринах можно увидеть также тонко проработанные шахматные фигуры (1750-е годы).

В ассортимент изделий Невской порцелиновой мануфактуры входили коробочки-бонбоньерки, кувшины и кружки, чайницы, чашки «разных манеров», ложки и черенки для приборов, флакончики, десертные и столовые тарелки, рюмочные и бутылочные передачи, декоративные вазочки. К основным темам относились орнаментальные и растительные композиции, голландские и китайские сюжеты, портреты и баталии, мифы и аллегории, пасторали и пейзажи, птицы из энциклопедических печатных собраний. В живописи предметов преобладала цветочная роспись, «шинуазри», «амуры в облаках», «штофный» декор. В то же время в русском фарфоре появляются первые опыты «картинной» живописи: миниатюрные реплики «малых голландцев».

Со второй половины 1750-х годов появляются чайные и кофейные сервизы с тонким декором. В экспозиции представлены предметы из пышного собственного чайного сервиза императрицы Елизаветы Петровны с росписью свисающих цветочных гирлянд из незабудок и роз на золочёном фоне (1759‒1762), а также предметы из её столового и десертного сервиза (не ранее 1756‒1762) с лепными гирляндами из роз. В этот же период была придумана, ставшая позже брендом, кобальтовая сетка.

В честь юбилея изобретателя русского фарфора Государственный Эрмитаж совместно с Императорским фарфоровым заводом провели художественную акцию ‒ «Образ Дмитрия Виноградова». Её итогом стало создание фарфоровой скульптуры мастера, которая теперь останется в коллекции музея.

Скульптура «Дмитрий Иванович Виноградов», 2005
по модели Г. Б. Садикова (1968); исполнитель росписи Н.Л. Петрова (2020)
Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота
Дар от АО «Императорский фарфоровый завод» 2020 года

Выставку в Арапском зале Зимнего дворца можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс по маршруту № 2 (вход с Церковной лестницы).

Анна Корнилова

Фото автора

Loading



Дмитрий Виноградов, фарфор, Эрмитаж,

Поделиться:

Похожие посты

О чём говорят татуировки: экскурс в историю и декодирование скрытых сигналов

Татуировка — это не просто украшение или маргинальное явление. Изначально это сложный культурный код, который шифрует информацию о социальном статусе, поле, возрасте, боевой истории, принадлежности к определённому сообществу. Это язык, на котором люд

«Гойда» и Человек-паук: как прошёл суд Долиной

Со времён Джонни Деппа ни одно заседание не вызывало столько ажиотажа, сколько суд Долиной вокруг её квартиры в Хамовниках. Ещё до того, как Верховный суд России огласил вердикт в пользу покупательницы Полины Лурье, сам судебный процесс превратился в

Comic Con Игромир 2025: главные анонсы и премьеры фестиваля

С 12 по 14 декабря в московском «Тимирязев Центре» прошёл фестиваль поп-культуры Comic Con Игромир 2025. Программа была весьма богатой: новые проекты студии Bubble, аниме по игре «Зайчик», продолжение анимационного сериала «Киберслав», перспективные

Спектакль «Таня» как баланс между внутренними трансформациями и запросами общества

«Таня» (16+) — это про свободу и её обретение. Главная героиня спектакля, поставленного на сцене севастопольского театра им. Луначарского режиссёром Иваном Миневцевым, лишь спустя четыре года жизненных трудностей призналась себе, что обрела, наконец,

«Достать ножи: Воскрешение покойника» — детективный шедевр Райана Джонсона

12 декабря на Netflix вышел фильм «Воскрешение покойника» — третья часть ироничной детективной франшизы «Достать ножи». В триквеле режиссёр Райан Джонсон обращается к теме религии. На этот раз эксцентричный сыщик Бенуа Блан должен раскрыть невозможно

Новости ForPost

Метки

аниме 2025 мастер-классы спектакль Севастопольский театр оперы и балета СевТЮЗ афиша Севастополь Большой севастопольский офицерский бал День Победы музыка 2025 театр Луначарского ДКР скандал BLACKPINK выставки рэп книги Григорий Лифанов K-pop художники Новый год Психо Дель Арт сериалы 2025 Российские сериалы 2025 рецензия Balenciaga Игры 2025 мультфильмы 2023 фильмы Афиша Севастополя арт-отель "Украина" опера детектив Обзор мода и стиль Херсонес Таврический Хаяо Миядзаки хоррор фестиваль 9 мая Неделя моды Херсонес балет Мода Крым Севастополь коронавирус Тейлор Свифт Севастопольский ТЮЗ театр обзор аниме сериалы 2023 Клим Шипенко Неделя моды в Париже Билли Айлиш Российские сериалы фильмы 2024 фильмы ужасов Александр Петров мультфильмы концерт музыка Модный показ карантин Фильмы 2025 российские фильмы музыка 2024 Дворец культуры рыбаков Театральная улица Netflix Dior искусство аниме 2024 Аниме праздник игры 2023 современное искусство куда сходить игры 2024 Charli XCX театр драмы "Психо Дель Арт" живопись драма "Кинопоиск" фильмы 2023 музыка 2023 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" сериалы 2024 Гарри Поттер мультфильмы 2024 Конкурс "Живая классика" кино изоляция фэнтези выставка СЦКиИ комедия Театр имени Луначарского спектакли поп-музыка игры