Передвижники 2.0: как старая идея обрела новое дыхание в эпоху СВО

Портреты отличаются глубокой психологической проработкой – каждая морщина, каждая деталь военной формы становится фрагментом исторической памяти.
В Севастополе завершается передвижная выставка «О Родине». На ней представлены работы двенадцати современных российских живописцев из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, ЛНР, Северной Осетии и других регионов.
Обложка и фото: Руслан Микаилов
На полотнах образы России, как в портрете, так и в пейзаже. И даже – в качестве исключения – в символической композиции. Художники используют классическую портретную схему с детальной проработкой лица и костюма, характерную для русского реалистического портрета.
«Суровый стиль» в эпоху СВО
Особенно выразителен портрет в картине Дмитрия Мясникова «Ветеран» (2021). Здесь автор применяет пастозную технику письма, создавая рельефную фактуру лица, что усиливает эмоциональное воздействие образа. Психологизмом, а также темой изображения простого человека полотно отсылает нас к традициям «сурового стиля», сложившегося в советской живописи 1957-1962 годов.
Однако, в отличие от картин Виктора Попкова, Гелия Коржева и других ярких представителей «сурового стиля», на которых изображены сильные люди, труженики, поднимающие промышленность и города Родины из руин и с колен, – на картине Мясникова крупным планом изображён пожилой, но не лишённый энергии мужчина в фуражке, со «сталинскими» усами, в чёрном костюме и белой рубашке, застёгнутой на верхнюю пуговицу.
Его коричневое, загорелое лицо резко контрастирует на ярко-голубом фоне, что придаёт полотну энергичность и эмоциональность, а прищуренные глаза придают персонажу мудрость. Это ветеран, пришедший с войны. Он устал, он уже слишком много сделал для Родины. Идёт ли ему на смену крепкая, «суровая» молодёжь?..
Ещё больше раскрывает жанр портретов ветеранов Великой Отечественной войны картина Мясникова «Ветеран в пилотке» (2021). Здесь старый солдат изображён с помощью более грубой пастозной живописи. Работы Мясникова связывают современное поколение с героическим поколением победителей и задаёт нам прямые вопросы.
Сила пейзажа
Кроме портретов, на выставке представлены пейзажи русского Севера. Они демонстрируют развитие русской пейзажной школы в современных условиях. Осенний пейзаж с золотисто-охристой цветовой гаммой продолжает традиции лирического пейзажа, заложенные Алексеем Саврасовым. Автор картины «Тёплые ветры, холодные дни» (2020) Данил Даниловский использует размытые контуры и мягкие цветовые переходы, создавая атмосферу лёгкой грусти.
Пейзаж Ивана Чухновского «В Звенигороде» (2023) с церковными куполами отражает современное тяготение к архитектурному пейзажу, где передача гармоничного состояния окружающего мира достигается через глубокую взаимоопределяющую связь между природой и архитектурой. Вечернее освещение создаёт романтическую атмосферу.
Работы, представленные на выставке «О Родине», доказывают, что реалистические традиции в современном российском искусстве жизнеспособны и сегодня. Экспозицию организовало творческое сообществом «Северск» в поддержку военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации и соотечественников, проживающих на освобождённых исторических территориях России.
Севастополь – 16-й по счету город, где реализуется проект. С 2025 года он поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Ознакомиться с экспозицией можно до 29 сентября в фойе Дома офицеров флота. Вход свободный.
Как мы писали, до 18 сентября все желающие могут оценить работы севастопольского мастера акварели Владимира Новикова, представленные на персональной выставке «Бумага/Акварель».
Руслан Микаилов