«Отвяжись, матушка» или классика жанра

10-10-2018 21:53

«Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…». Речь пойдёт о постановке Севастопольского театра юного зрителя «Недоросль» режиссёра Бориса Вахтерова. Знаменитая пьеса Дениса Фонвизина и по сей день остаётся очень актуальной и даёт хорошую почву для размышлений. Чем ещё русский классический сюжет, который знает каждый школьник, способен удивить? 

К категории людей, которые считают, что классическую постановку следует непременно хоть на одну десятую осовременить я не отношусь. А такие встречаются, мол, «спасибо, что по тексту, а в чём, собственно, актуальность?». Классика и ценится за демонстрируемый образец, который важно постичь, чтобы создавать новое.

Итак, «Недоросль». Действие пьесы происходит в деревне Простаковых. Декорации представляют собой имитацию сельской местности. Спектакль идёт без антракта в одном пространстве – по ходу действия на сцену только выносится необходимый реквизит.

Перед началом спектакля на сцене виден лишь кафтан, висящий на специальной вешалке – тот самый «мешковатый» кафтан, который обругает Простакова в первой сцене и этим же покажет зрителю свою натуру: жадная, властная, корыстная, любящая сына не во благо, а во вред ему и себе. Простакова в исполнении Елены Воронцовой – истинное воплощение пороков героини.

Кирилл Ильин, покоривший школьников, смотревших спектакль, показал Митрофанушку без вины виноватым. Когда читаешь пьесу – после слов Митрофанушки «отвяжись, матушка» остаешься на стороне матери. В спектакле же данная сцена была показана как плоды злодеяний Простаковой, а не Митрофана. Ведь она воспитала его таким: грубым, необразованным и себялюбивым. «Поучусь, только чтоб это был последний раз» — этим всё и сказано. Мать позволяет сыну ставить себе условия, а потом плачет, что тот отвернулся от неё.

Образ Софьи в исполнении Елизаветы Бессокирной — светлый и тоже невинный. Но невинный ввиду незапятнанности души и искренности намерений. Она остаётся добра ко всем, даже после разоблачения Простаковой: Софья узнаёт, что люди, с которыми она провела сознательную часть жизни – абсолютно чужие, желающие извлечь выгоду из её недавно появившегося наследства. 

Наиболее комичная и неопределённая фигура в спектакле – Тарас Скотинин в исполнении Александра Безродного. С фамилией героя перекликаются все его качества: любит свиней, все блага хочет прибрать к своим рукам, обойдя стороной родственников. Вот только сразу бросается в глаза (как и его красный костюм, который он носит на протяжение всего спектакля) его панибратство и бестолковость. В то же время, с первых минут становится ясна безобидность героя Скотинина-Безродного: его любовь к свиньям не затмить любовью к деньгам. 

Трагикомичными стали образы учителей — Кутейкина и Цыфиркина в исполнении Игоря Петрова и Матвея Черненко. Этот тандем с первых секунд приковывает внимание и заряжает энергией в любом спектакле. Трагизм же заключается в том, что здесь они раскрывают суть системы образования в России, не изменившейся, похоже, до сих пор. Всё сводится к увеличению жалования и уменьшению коэффициента полезного действия данных затрат.

С другой стороны, кто платит, тот и заказывает музыку: Простаковой и не нужно было вырастить сына образованным. По её мнению — «без наук люди живут и жили».

В самом начале я говорила о новых деталях, которые почерпнула для себя. Находясь в зрительном зале на подобных спектаклях, вас окружает, как правило, две сотни школьников среднего возраста. Они проходят произведение по программе. Может, пьесу и правильно изучать в возрасте тринадцати лет, но переосмысливать и осознавать все аспекты проблематики стоит и в студенческие, и в более поздние года. «Недоросль» в седьмом классе – это пьеса о злых и необразованных людях. А чем больше возраст зрителя – тем сильнее эта история препарирует его душу и заставляет увидеть смысл, о котором он ранее и не подозревал.

«Недоросль» в постановке Бориса Вахтерова несёт в себе классические, первоначальные функции театра. На выходе получается спектакль-катарсис. Он объединяет в себе размышления о семье, нравственности, образовании, любви и справедливости. Кто виноват и что делать?

К слову, севастопольцы видели ещё одну работу режиссёра в театре флота им. Б.В. Лавренёва «Тень осла», перекликающуюся своим философско-поучительным посылом с «Недорослем».

Автор пьесы — Денис Фонвизин, режиссёр — Борис Вахтеров, художник-постановщик— Татьяна Карасёва, художник по свету — Алексей Майко.

Ближайший показ спектакля — 21 октября в 18:30.

Марина Майстрова
Фото Юлии Высоцкой

 628 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

8 марта в Севастополе: куда сходить?

Весна постепенно раскрывает свои тёплые объятья, и погода благоволит к прогулкам. Так зачем проводить 8 марта дома? Тем более, что ForPost-Афиша составила подборку самых увлекательных мероприятий на этот выходной.

Хру

Сериал «Король и Шут»: не докудрама, а мрачная сказка

Отечественные студии продолжают радовать нас новыми проектами. Не так давно мы обсуждали попытку экранизировать жизнь Фаины Раневской — работа спорная, хоть и качественная

Мандалорец, 3 сезон: в одну реку трижды

Пока большинство новых проектов по «Звёздным войнам» смешивают с грязью, «Мандалорец» уже два сезона подряд радует аудиторию. В день выхода первой серии нового сезона выясняем, получилось ли сериалу удержать планку качества.

Подробнее

Что послушать? Музыкальные новинки февраля

Зима постепенно подходит к концу, но обещает остаться в памяти новинками игр и кино. От Чебурашки и до

Человек-муравей и Оса: Квантомания — Пестрее, хуже, глупее!

На новую часть «Человека-муравья» возлагали большие надежды. Фильм должен был стать эффектным началом пятой фазы Marvel и представить зрителю нового архизлодея. Но вот вышла «Квантомания» — и за новый сезон супергеройской киножвачки стало страшно. По

Новости ForPost

Метки

рецензия СЦКиИ фильмы Лев Толстой творчество выставки Санкт-Петербург выставка Опера в Херсонесе «Оперные вечера в Севастополе» Анна Каренина художник Мариинский театр кино книги театр Большой севастопольский офицерский бал Федюхины высоты арт-отель "Украина" сериалы 2023 карантин танцы Михаил Булгаков фильмы 2023 опера ЦГБ им. Л.Н.Толстого День Победы Аниме Конкурс красоты Крым спектакли Конкурс "Живая классика" дети Музей обороны Севастополя Сергей Шнуров Картины спектакль Таврида-АРТ Андрей Маслов Григорий Лифанов фестиваль Фонд «Живая классика» День ВМФ Музеи онлайн балет живопись 75 лет Победы Мода праздник Новый год Театр Лавренёва Валерий Либа поэзия Севастопольский ТЮЗ концерт Динопарк Фестиваль «Таврида — АРТ» Севастополь Сергей Безруков Россия Севастопольский театр оперы и балета Клим Шипенко фестиваль «Природа Искусства» Балаклава мастер-классы СевТЮЗ Бесы Театральная улица Ольга Панкратова Херсонес Александр Петров Живая классика Достоевский Херсонес Таврический Психо Дель Арт Музей-заповедник "Херсонес Таврический" изоляция Фёдор Достоевский Афиша Севастополя искусство Театр имени Луначарского ДКР художники коронавирус музыка Эрмитаж Дворец культуры рыбаков Золотая балка Мастер и Маргарита Театр им. Кукол Молодёжь Море театр Луначарского кинофестиваль Святой Владимир История театр драмы "Психо Дель Арт" Виталий Либа игры 2023 9 мая Крымский военно-исторический фестиваль