«Отвяжись, матушка» или классика жанра

10-10-2018 21:53

«Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…». Речь пойдёт о постановке Севастопольского театра юного зрителя «Недоросль» режиссёра Бориса Вахтерова. Знаменитая пьеса Дениса Фонвизина и по сей день остаётся очень актуальной и даёт хорошую почву для размышлений. Чем ещё русский классический сюжет, который знает каждый школьник, способен удивить? 

К категории людей, которые считают, что классическую постановку следует непременно хоть на одну десятую осовременить я не отношусь. А такие встречаются, мол, «спасибо, что по тексту, а в чём, собственно, актуальность?». Классика и ценится за демонстрируемый образец, который важно постичь, чтобы создавать новое.

Итак, «Недоросль». Действие пьесы происходит в деревне Простаковых. Декорации представляют собой имитацию сельской местности. Спектакль идёт без антракта в одном пространстве – по ходу действия на сцену только выносится необходимый реквизит.

Перед началом спектакля на сцене виден лишь кафтан, висящий на специальной вешалке – тот самый «мешковатый» кафтан, который обругает Простакова в первой сцене и этим же покажет зрителю свою натуру: жадная, властная, корыстная, любящая сына не во благо, а во вред ему и себе. Простакова в исполнении Елены Воронцовой – истинное воплощение пороков героини.

Кирилл Ильин, покоривший школьников, смотревших спектакль, показал Митрофанушку без вины виноватым. Когда читаешь пьесу – после слов Митрофанушки «отвяжись, матушка» остаешься на стороне матери. В спектакле же данная сцена была показана как плоды злодеяний Простаковой, а не Митрофана. Ведь она воспитала его таким: грубым, необразованным и себялюбивым. «Поучусь, только чтоб это был последний раз» — этим всё и сказано. Мать позволяет сыну ставить себе условия, а потом плачет, что тот отвернулся от неё.

Образ Софьи в исполнении Елизаветы Бессокирной — светлый и тоже невинный. Но невинный ввиду незапятнанности души и искренности намерений. Она остаётся добра ко всем, даже после разоблачения Простаковой: Софья узнаёт, что люди, с которыми она провела сознательную часть жизни – абсолютно чужие, желающие извлечь выгоду из её недавно появившегося наследства. 

Наиболее комичная и неопределённая фигура в спектакле – Тарас Скотинин в исполнении Александра Безродного. С фамилией героя перекликаются все его качества: любит свиней, все блага хочет прибрать к своим рукам, обойдя стороной родственников. Вот только сразу бросается в глаза (как и его красный костюм, который он носит на протяжение всего спектакля) его панибратство и бестолковость. В то же время, с первых минут становится ясна безобидность героя Скотинина-Безродного: его любовь к свиньям не затмить любовью к деньгам. 

Трагикомичными стали образы учителей — Кутейкина и Цыфиркина в исполнении Игоря Петрова и Матвея Черненко. Этот тандем с первых секунд приковывает внимание и заряжает энергией в любом спектакле. Трагизм же заключается в том, что здесь они раскрывают суть системы образования в России, не изменившейся, похоже, до сих пор. Всё сводится к увеличению жалования и уменьшению коэффициента полезного действия данных затрат.

С другой стороны, кто платит, тот и заказывает музыку: Простаковой и не нужно было вырастить сына образованным. По её мнению — «без наук люди живут и жили».

В самом начале я говорила о новых деталях, которые почерпнула для себя. Находясь в зрительном зале на подобных спектаклях, вас окружает, как правило, две сотни школьников среднего возраста. Они проходят произведение по программе. Может, пьесу и правильно изучать в возрасте тринадцати лет, но переосмысливать и осознавать все аспекты проблематики стоит и в студенческие, и в более поздние года. «Недоросль» в седьмом классе – это пьеса о злых и необразованных людях. А чем больше возраст зрителя – тем сильнее эта история препарирует его душу и заставляет увидеть смысл, о котором он ранее и не подозревал.

«Недоросль» в постановке Бориса Вахтерова несёт в себе классические, первоначальные функции театра. На выходе получается спектакль-катарсис. Он объединяет в себе размышления о семье, нравственности, образовании, любви и справедливости. Кто виноват и что делать?

К слову, севастопольцы видели ещё одну работу режиссёра в театре флота им. Б.В. Лавренёва «Тень осла», перекликающуюся своим философско-поучительным посылом с «Недорослем».

Автор пьесы — Денис Фонвизин, режиссёр — Борис Вахтеров, художник-постановщик— Татьяна Карасёва, художник по свету — Алексей Майко.

Ближайший показ спектакля — 21 октября в 18:30.

Марина Майстрова
Фото Юлии Высоцкой

 310 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

На очередной лекции-концерте зрителям раскроют тайны оперного театра Европы XVIII-XIX веков

Знаете ли вы, зачем нужны реформы в оперном театре, как композитор Глюк изменил оперу, почему единственную оперу Бетховена называют «оперой спасения», и кем была «бессмертная возлюбленная», к которой обращены его письма? Об этом и других секретах евр

King's Man: шпионаж с привкусом клюквы

Спустя несколько переносов, новое детище Мэттью Вона наконец-то увидело свет. И пока одни зрители рады возвращению балагурного шпионского боевика, другие воспринимают подзаголовок «Начало» как начало конца. Картина изящно рассказывает нам предысто

В Севастополе набирают актёров в труппу первого профессионального уличного театра

30 января, в 12:00, в Севастополе пройдет набор актёров в труппу профессионального уличного театра «Мягкий знак». В рамках проекта начиная с мая каждые выходные на севастопольских улицах будут проходить спектакли. Принять участие в кастинге может каж

«Последний богатырь: Посланник Тьмы»: сказка для неприхотливых

Пока славянское фэнтези начинает робко заявлять о себе в поп-культуре, наши киноделы дают мастер-класс по тому, как загнать жанр обратно в забвение. И вот уже третий по счёту, но всё ещё последний «Богатырь», становится их главной жертвой. Пожалуй, н

Театра им. Кукол больше нет: худрук Артём Макеев обратился к зрителям

Как уже успели заметить многие театралы, с «радаров» культурной жизни Севастополя пропал Театр им. Кукол – семейное пространство с пронзительными и мудрыми спектаклями, созданное режиссёром Артёмом Макеевым. С октября 2021-го года, в связи антиковидн

Новости ForPost

Метки

Опера в Херсонесе балет искусство Григорий Лифанов художники VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Херсонес Театр имени Луначарского Море Великая Отечественная война Театр им. Кукол Эрмитаж танцы Севастополь Клим Шипенко Михаил Булгаков «Эхо БДФ» Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Конкурс "Живая классика" Динопарк Золотая балка спектакль Фонд «Живая классика» поэзия Севастопольский ТЮЗ художник Театральная улица коронавирус Федюхины высоты Картины кинофестиваль Святой Владимир Лев Толстой дети Виталий Либа Анна Каренина концерт Крымская весна кино Фёдор Достоевский арт-отель "Украина" шоу «Оперные вечера в Севастополе» Достоевский Большие гастроли Мариинский театр Музеи онлайн Крымский военно-исторический фестиваль Театр Лавренёва изоляция Международный день танца День ВМФ День Победы Большой севастопольский офицерский бал театр драмы "Психо Дель Арт" Дворец культуры рыбаков СевТЮЗ 9 мая Валерий Либа Херсонес Таврический Живая классика Андрей Маслов театр Луначарского онлайн-марафон Сергей Безруков Александр Петров пандемия выставка Молодёжь мастер-классы книги живопись праздник ДКР Севастопольский театр оперы и балета музыка опера Новый год 75 лет Победы самоизоляция СЦКиИ театр Балаклава Крым выставки Сергей Шнуров Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Zакрытый покаZ Конкурс красоты Таврида-АРТ спектакли Афиша Севастополя Психо Дель Арт Ольга Панкратова карантин фильмы фестиваль История творчество благотворительность Санкт-Петербург