«Отвяжись, матушка» или классика жанра

10-10-2018 21:53

«Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…». Речь пойдёт о постановке Севастопольского театра юного зрителя «Недоросль» режиссёра Бориса Вахтерова. Знаменитая пьеса Дениса Фонвизина и по сей день остаётся очень актуальной и даёт хорошую почву для размышлений. Чем ещё русский классический сюжет, который знает каждый школьник, способен удивить? 

К категории людей, которые считают, что классическую постановку следует непременно хоть на одну десятую осовременить я не отношусь. А такие встречаются, мол, «спасибо, что по тексту, а в чём, собственно, актуальность?». Классика и ценится за демонстрируемый образец, который важно постичь, чтобы создавать новое.

Итак, «Недоросль». Действие пьесы происходит в деревне Простаковых. Декорации представляют собой имитацию сельской местности. Спектакль идёт без антракта в одном пространстве – по ходу действия на сцену только выносится необходимый реквизит.

Перед началом спектакля на сцене виден лишь кафтан, висящий на специальной вешалке – тот самый «мешковатый» кафтан, который обругает Простакова в первой сцене и этим же покажет зрителю свою натуру: жадная, властная, корыстная, любящая сына не во благо, а во вред ему и себе. Простакова в исполнении Елены Воронцовой – истинное воплощение пороков героини.

Кирилл Ильин, покоривший школьников, смотревших спектакль, показал Митрофанушку без вины виноватым. Когда читаешь пьесу – после слов Митрофанушки «отвяжись, матушка» остаешься на стороне матери. В спектакле же данная сцена была показана как плоды злодеяний Простаковой, а не Митрофана. Ведь она воспитала его таким: грубым, необразованным и себялюбивым. «Поучусь, только чтоб это был последний раз» — этим всё и сказано. Мать позволяет сыну ставить себе условия, а потом плачет, что тот отвернулся от неё.

Образ Софьи в исполнении Елизаветы Бессокирной — светлый и тоже невинный. Но невинный ввиду незапятнанности души и искренности намерений. Она остаётся добра ко всем, даже после разоблачения Простаковой: Софья узнаёт, что люди, с которыми она провела сознательную часть жизни – абсолютно чужие, желающие извлечь выгоду из её недавно появившегося наследства. 

Наиболее комичная и неопределённая фигура в спектакле – Тарас Скотинин в исполнении Александра Безродного. С фамилией героя перекликаются все его качества: любит свиней, все блага хочет прибрать к своим рукам, обойдя стороной родственников. Вот только сразу бросается в глаза (как и его красный костюм, который он носит на протяжение всего спектакля) его панибратство и бестолковость. В то же время, с первых минут становится ясна безобидность героя Скотинина-Безродного: его любовь к свиньям не затмить любовью к деньгам. 

Трагикомичными стали образы учителей — Кутейкина и Цыфиркина в исполнении Игоря Петрова и Матвея Черненко. Этот тандем с первых секунд приковывает внимание и заряжает энергией в любом спектакле. Трагизм же заключается в том, что здесь они раскрывают суть системы образования в России, не изменившейся, похоже, до сих пор. Всё сводится к увеличению жалования и уменьшению коэффициента полезного действия данных затрат.

С другой стороны, кто платит, тот и заказывает музыку: Простаковой и не нужно было вырастить сына образованным. По её мнению — «без наук люди живут и жили».

В самом начале я говорила о новых деталях, которые почерпнула для себя. Находясь в зрительном зале на подобных спектаклях, вас окружает, как правило, две сотни школьников среднего возраста. Они проходят произведение по программе. Может, пьесу и правильно изучать в возрасте тринадцати лет, но переосмысливать и осознавать все аспекты проблематики стоит и в студенческие, и в более поздние года. «Недоросль» в седьмом классе – это пьеса о злых и необразованных людях. А чем больше возраст зрителя – тем сильнее эта история препарирует его душу и заставляет увидеть смысл, о котором он ранее и не подозревал.

«Недоросль» в постановке Бориса Вахтерова несёт в себе классические, первоначальные функции театра. На выходе получается спектакль-катарсис. Он объединяет в себе размышления о семье, нравственности, образовании, любви и справедливости. Кто виноват и что делать?

К слову, севастопольцы видели ещё одну работу режиссёра в театре флота им. Б.В. Лавренёва «Тень осла», перекликающуюся своим философско-поучительным посылом с «Недорослем».

Автор пьесы — Денис Фонвизин, режиссёр — Борис Вахтеров, художник-постановщик— Татьяна Карасёва, художник по свету — Алексей Майко.

Ближайший показ спектакля — 21 октября в 18:30.

Марина Майстрова
Фото Юлии Высоцкой

 73 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

«Всё, что казалось незыблемым – рухнуло», – Григорий Лифанов о работе над «Месяцем в деревне»

Театр живёт! Несмотря на введённые запреты на проведение массовых мероприятий, театр активно продолжает свою работу. В Севастопольском русском академическом драматическом театре имени Луначарского готовят премьеру – спектакль «Месяц в деревне» по изв

«Кот-убийца» отправится на «Арлекин»

Непростой для всех театров России 2020 год принёс хорошую новость для Севастопольского театра юного зрителя. Из 100 спектаклей российских театров постановка Севастопольского театра юного зрителя, режиссёра Юлии Каландаришвили, «Дневник кота-убийцы» б

В Севастополе отменили новогодние гулянья

Севастопольские власти запретили проведение всех культурно-массовых мероприятий в заведениях общественного питания, гостиничных комплексах, санаторно-курортных учреждениях с 20 декабря по 15 января. Но не всё так плохо. В детских садах и школах новог

#ТакоеКино: ода нежности, проклятый перевал и беспощадные СМИ

Порою бывает не так просто в потоке осенних премьер выделить что-то действительно стоящее. Онлайн-кинотеатры и ТВ предлагают достаточное количество интересного контента. Но ведь согласитесь, главный критерий всегда остаётся неизменным – сильные эмоци

Театр имени Луначарского объявил конкурс детского новогоднего рисунка

Хорошая добрая традиция театра имени Луначарского снова вступила в новогоднюю силу! Луначарцы сообщили о старте конкурса детского рисунка. Темой раб

Новости ForPost

Метки

вокал ДКР Дворец культуры рыбаков Достоевский карантин открытие сезона Импровизационный батл кино кинофестиваль Святой Владимир творчество Кванториум балет Большие гастроли Клим Шипенко Мастер и Маргарита Море Конкурс красоты Музеи онлайн роман "Текст" театр Луначарского мастер-классы Молодёжь самоизоляция Лев Толстой театр танца Вадима Елизарова выставка Сергей Шнуров спектакли Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Театр имени Луначарского 75 лет Победы изоляция Херсонес музыка День Победы Динопарк Фонд «Живая классика» пандемия День ВМФ Крымский военно-исторический фестиваль Дмитрий Глуховский спектакль Константин Богомолов Конкурс "Живая классика" Великая Отечественная война День рыбака Ольга Панкратова Александр Петров 9 мая дети СЦКиИ Театральная улица художники Севастопольский офицерский бал опера Севастополь Фёдор Достоевский коронавирус Картины Севастопольский ТЮЗ книги Онлайн-экскурсии Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" благотворительность театр Международный день танца видеосервис "START" искусство Театр танца им. Вадима Елизарова поэзия История конкурс Психо Дель Арт живопись Григорий Лифанов Театр им. Кукол онлайн-марафон художник шоу выставки группа Ленинград Херсонес Таврический Опера в Херсонесе Новый год в Севастополе #WineFest праздник Музей-заповедник "Херсонес Таврический" фестиваль Федюхины высоты День театра фильмы Бесы Анна Каренина Золотая балка Балаклава VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» СевТЮЗ концерт Живая классика Большой севастопольский офицерский бал