«Отвяжись, матушка» или классика жанра

10-10-2018 21:53

«Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…». Речь пойдёт о постановке Севастопольского театра юного зрителя «Недоросль» режиссёра Бориса Вахтерова. Знаменитая пьеса Дениса Фонвизина и по сей день остаётся очень актуальной и даёт хорошую почву для размышлений. Чем ещё русский классический сюжет, который знает каждый школьник, способен удивить? 

К категории людей, которые считают, что классическую постановку следует непременно хоть на одну десятую осовременить я не отношусь. А такие встречаются, мол, «спасибо, что по тексту, а в чём, собственно, актуальность?». Классика и ценится за демонстрируемый образец, который важно постичь, чтобы создавать новое.

Итак, «Недоросль». Действие пьесы происходит в деревне Простаковых. Декорации представляют собой имитацию сельской местности. Спектакль идёт без антракта в одном пространстве – по ходу действия на сцену только выносится необходимый реквизит.

Перед началом спектакля на сцене виден лишь кафтан, висящий на специальной вешалке – тот самый «мешковатый» кафтан, который обругает Простакова в первой сцене и этим же покажет зрителю свою натуру: жадная, властная, корыстная, любящая сына не во благо, а во вред ему и себе. Простакова в исполнении Елены Воронцовой – истинное воплощение пороков героини.

Кирилл Ильин, покоривший школьников, смотревших спектакль, показал Митрофанушку без вины виноватым. Когда читаешь пьесу – после слов Митрофанушки «отвяжись, матушка» остаешься на стороне матери. В спектакле же данная сцена была показана как плоды злодеяний Простаковой, а не Митрофана. Ведь она воспитала его таким: грубым, необразованным и себялюбивым. «Поучусь, только чтоб это был последний раз» — этим всё и сказано. Мать позволяет сыну ставить себе условия, а потом плачет, что тот отвернулся от неё.

Образ Софьи в исполнении Елизаветы Бессокирной — светлый и тоже невинный. Но невинный ввиду незапятнанности души и искренности намерений. Она остаётся добра ко всем, даже после разоблачения Простаковой: Софья узнаёт, что люди, с которыми она провела сознательную часть жизни – абсолютно чужие, желающие извлечь выгоду из её недавно появившегося наследства. 

Наиболее комичная и неопределённая фигура в спектакле – Тарас Скотинин в исполнении Александра Безродного. С фамилией героя перекликаются все его качества: любит свиней, все блага хочет прибрать к своим рукам, обойдя стороной родственников. Вот только сразу бросается в глаза (как и его красный костюм, который он носит на протяжение всего спектакля) его панибратство и бестолковость. В то же время, с первых минут становится ясна безобидность героя Скотинина-Безродного: его любовь к свиньям не затмить любовью к деньгам. 

Трагикомичными стали образы учителей — Кутейкина и Цыфиркина в исполнении Игоря Петрова и Матвея Черненко. Этот тандем с первых секунд приковывает внимание и заряжает энергией в любом спектакле. Трагизм же заключается в том, что здесь они раскрывают суть системы образования в России, не изменившейся, похоже, до сих пор. Всё сводится к увеличению жалования и уменьшению коэффициента полезного действия данных затрат.

С другой стороны, кто платит, тот и заказывает музыку: Простаковой и не нужно было вырастить сына образованным. По её мнению — «без наук люди живут и жили».

В самом начале я говорила о новых деталях, которые почерпнула для себя. Находясь в зрительном зале на подобных спектаклях, вас окружает, как правило, две сотни школьников среднего возраста. Они проходят произведение по программе. Может, пьесу и правильно изучать в возрасте тринадцати лет, но переосмысливать и осознавать все аспекты проблематики стоит и в студенческие, и в более поздние года. «Недоросль» в седьмом классе – это пьеса о злых и необразованных людях. А чем больше возраст зрителя – тем сильнее эта история препарирует его душу и заставляет увидеть смысл, о котором он ранее и не подозревал.

«Недоросль» в постановке Бориса Вахтерова несёт в себе классические, первоначальные функции театра. На выходе получается спектакль-катарсис. Он объединяет в себе размышления о семье, нравственности, образовании, любви и справедливости. Кто виноват и что делать?

К слову, севастопольцы видели ещё одну работу режиссёра в театре флота им. Б.В. Лавренёва «Тень осла», перекликающуюся своим философско-поучительным посылом с «Недорослем».

Автор пьесы — Денис Фонвизин, режиссёр — Борис Вахтеров, художник-постановщик— Татьяна Карасёва, художник по свету — Алексей Майко.

Ближайший показ спектакля — 21 октября в 18:30.

Марина Майстрова
Фото Юлии Высоцкой

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Война и кутюр: почему стоит смотреть «The New Look»

«The New Look» («Новый взгляд») стартовал 14 февраля на платформе Apple TV+. Это биографическая драма, которая рассказывает о возрождении французской моды в 1940-е годы. Как Кристиан Диор, Коко Шанель, Кристобаль Баленсиага и Пьер Бальман справлялись

TWICE вернулись с мини-альбомом «With YOU-th»

Популярная k-pop группа TWICE вернулась с новой музыкой. Мини-альбом «With YOU-th» стал первым релизом девушек в этом году и 13-ым в их дискографии. ForPost-Афиша уже послушала его и готова делиться впечатлениями.

Звё

«Внутри убийцы»: какой получилась первая серия?

Недавно вышла первая серия триллера «Внутри убийцы». В центре сюжета — петербургский маньяк, бальзамирующий своих жертв и психолог-профайлер, который должен его раскрыть. Удалась ли российская адаптация мирового бестселлера от Майка Омера, разбиралас

«Мадам Паутина»: уценённая супергероика

С начала десятых уровень супергеройского кино заметно улучшился, а затем... что-то пошло не так. Пару дней назад в кинопрокат вышел новый фильм «Мадам Паутина» от Sony. Рассказываем, почему критики от него не в восторге.

Подробнее

«Лёд 3»: любовь, коньки и драма

В кинотеатрах стартовала премьера заключительного фильма трилогии «Лёд». Главная героиня Надя Горина (Анна Савранская) мечтает пойти по стопам покойной матери и стать фигуристкой. Получит ли она заветный «Кубок льда» и почему кинокартину можно смотре

Новости ForPost

Метки

Виталий Либа Херсонес Таврический Психо Дель Арт Театр им. Кукол Музеи онлайн мастер-классы спектакль карантин изоляция Новый год "Кинопоиск" Российские сериалы живопись Крым хоррор Фестиваль «Таврида — АРТ» Музей-заповедник "Херсонес Таврический" выставка музыка 2023 Неделя моды в Париже 75 лет Победы ДКР Dior театр СевТЮЗ фильмы 2023 фильмы 2024 музыка мультфильмы Федюхины высоты Балаклава выставки Херсонес спектакли День Победы Море Григорий Лифанов Мариинский театр Музей обороны Севастополя Аниме ЦГБ им. Л.Н.Толстого Фонд «Живая классика» Афиша Севастополя Большой севастопольский офицерский бал Михаил Булгаков Золотая балка 9 мая Валерий Либа Севастопольский ТЮЗ художники кинофестиваль Святой Владимир куда сходить книги Севастополь «Оперные вечера в Севастополе» Netflix Динопарк Конкурс "Живая классика" День ВМФ Севастопольский театр оперы и балета Молодёжь сериалы 2023 мода и стиль игры 2023 фестиваль Достоевский театр драмы "Психо Дель Арт" Картины Дворец культуры рыбаков Санкт-Петербург СЦКиИ фестиваль «Природа Искусства» Театр имени Луначарского искусство опера Сергей Безруков концерт арт-отель "Украина" Александр Петров Тейлор Свифт Неделя моды коронавирус Ольга Панкратова праздник Конкурс красоты мультфильмы 2023 театр Луначарского рецензия Клим Шипенко Фёдор Достоевский Эрмитаж балет кино Театральная улица Мода поэзия Андрей Маслов Театр Лавренёва фильмы творчество