От Чехова до Славы Сэ: «Словотворение – 2021» подвело итоги

11-10-2021 22:25

В Севастопольском ТЮЗе завершился фестиваль актёрских монологов «Словотворение – 2021». Через коронавирусные терни он всё же нашёл свой путь к зрителю. И надо отметить, что затянувшаяся пауза пошла только на пользу проекту севастопольского СТД. Огня в глазах участников стало ещё больше, ещё больше задора, соревновательного духа и желания через свой монолог поговорить со зрителем о каких-то важных вещах. Раздали награды, подытожили два фестивальных дня и пожелали «Словотворению» не останавливаться в своём развитии. Рассказываем все подробности.

В этом году галерея литературных образов на фестивале была по-прежнему впечатляющей – от персонажей самобытного писателя-сантехника Славы Сэ и поэта Мальвины Матрасовой до таких гигантов литературы, как Чехов и Ремарк.

Но удивило вот что – желание некоторых артистов в этот раз дистанцироваться от классики и самим написать текст для своего выступления. Такими «смельчаками» в этом году стали Вероника Шибанова с «Последним монологом воздушного змея», Лора Земляникина, вдохновлённая «Бесами» Достоевского, Мария Кондратенко, по-своему переосмыслившая произведения Марты Кетро и Алексей Гнедаш, рассказавший зрителям о своём «Странном сне».

Искренность и темперамент, с которыми артисты существовали в этом материале, подкупали настолько, что порой даже забывал об авторстве и просто поддавался магнетизму выступающего. Но профессиональная оценка экспертного жюри всё же внесла небольшую ложку дёгтя в эту творческую эйфорию. Театровед Елена Покорская отметила, что при наличии ярких, интересных и самобытных работ, уровень выбранного материала далеко не всегда соответствовал тем профессиональным задачам, которые перед собой ставили участники.

«Авторские монологи с точки зрения художественного уровня не всегда были удачны, – обратилась Покорская к участникам фестиваля. –  В вашем тексте вы строите «костюм» под себя и раскрываетесь больше на органике и прямом темпераменте, но глубины и объёма вам этот текст не даёт. То же касается чтения стихотворного материала. Он, как мне кажется, дался менее удачно, чем проза. Смысл стихотворной строки куда-то ускользал, хотя эмоционально вы раскрывались ярко и непосредственно. Но поэтический текст ещё выше, ещё сложнее, чем текст прозаический, к нему требования гораздо серьёзнее».

Однако по мнению автора материала «Люблю» Владимира Маяковского в исполнении луначарца Виталия Омельченко – своего рода мастер-класс для абитуриентов театральных вузов. Такого же мнения оказался и директор Севастопольского ТЮЗа Андрей Маймусов, вручивший молодому артисту награду от театра. Также Маймусов отметил монолог актрисы театра Луначарского Татьяны Бурнакиной «Блокадница».

Возвращаясь к авторским монологам участников, хочется сказать, что при всём отношении московского жюри к происходящему, обаяние вкупе с мастерством сотворило совершенно удивительные вещи – первую премию на «Словотворении – 2021» вручили актёру театра Луначарского Алексею Гнедашу, выступившему с монологом собственного сочинения. «Странный сон» взрослого парня в образе карапуза, ошеломлённого миром, в котором ему предстоит жить, не оставил равнодушным строгое жюри. Да и Гран-при на этом фестивале взяла не чеховская вселенная, а текст самобытного Славы Сэ, недавно скончавшегося от коронавируса. Этот материал крайне симпатично и невероятно мастерски прожил  луначарец Илья Спинов.

На фестивале выстреливали и пугающе-завораживающие образы. В частности, монолог из пьесы «Калигула» Альбера Камю в исполнении Максима Веселова получил 3 премию от профессионального жюри и Гран-при от журналистского.

Отдельное явление «Словотворения» – это диванное жюри. В этом году оно собрало зрителей из Арабских Эмиратов, Израиля, Италии, Великобритании, Испании, США, и Канады. В режиме онлайн они выбрали своих победителей и наградили вкуснейшими пирогами, которые выпекает в Севастополе специально для участников-фестиваля итальянский кулинар-виртуоз.

Свой приз вручила и писательница Ольга Ковалик. Её фаворитом на «Словотоворении» стал Роман Шукри со своим болезненно-притягательным исполнением «Сцены из Фауста» Александра Пушкина.

А общую атмосферу, царившую на фестивале, очень точно описала член жюри, театральный критик Екатерина Морозова: «Фестиваль «Словотворение» – это большой вызов актёрскому мастерству. Потому что артист выходит на сцену без декораций, партнёров и, самое главное, без режиссёра. Он демонстрирует зрителю свою глубину, высоту, профессиональную упругость. Это для него отличная возможность показать, в каком он состоянии и в какой кардиограмме он существует в современном театральном процессе. Известный японский философ, автор учения об актёрском искусстве Дзэами Мотокиё говорил, что актёры, чтобы быть актёрами в самом высоком смысле этого слова, должны соревноваться не навыками, а талантами. И мне кажется, что эти два фестивальные дня как раз продемонстрировали нам не навыки, а очень интересные индивидуальности и таланты».

Здесь даже и добавить нечего. Разве что, кроме полного списка номинантов. До новых встреч, «Словотворение»!

ГРАН-ПРИ — Илья СПИНОВ, монолог «Сантехник, его кот, жена и другие подробности» Славы Сэ.

ГРАН-ПРИ (хореография) — Владимир ОДУД, пластический монолог «В поисках себя».

I ПРЕМИЯ — Алексей ГНЕДАШ, авторский монолог «Странный сон».

II ПРЕМИЯ — Семён СКОВОРОДИН, монолог «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова.

III ПРЕМИЯ — Максим ВЕСЕЛОВ, монолог Калигулы по произведению Альбера Камю.

III ПРЕМИЯ — Лора ЗЕМЛЯНИКИНА, авторский монолог по мотивам спектакля «Бесы» по роману Фёдора Достоевского.

III ПРЕМИЯ — Кирилл ПАНИОТОВ, монолог «Аристократка» Михаила Зощенко.

III ПРЕМИЯ — Игорь СМИРНОВ, монолог «Идейный Никудыкин» Евгения Петрова, Ильи Ильфа.

III ПРЕМИЯ — Евгений ЧЕРНОРАЙ, монолог «Молитва матери» Николая Шалатовского.

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ГРАН-ПРИ — Максим ВЕСЕЛОВ, монолог Калигулы по произведению Альбера Камю.

ЗРИТЕЛЬСКОЕ ГРАН-ПРИ — Пётр ХАРЧЕНКО, монолог «Естудей» по произведению Алексея Слаповского.

Специальные призы экспертного совета:

«ЗА ИСКРЕННОСТЬ АКТЁРСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ — Сергей БУКОВ, монолог «Стыдно быть несчастливым» Александра Володина.

«ЗА ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОЖИВАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА» — Татьяна БУРНАКИНА, авторский монолог «Блокадница».

«ЗА ЛУЧШИЙ ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ» — Татьяна СКУРИДИНА, за роль Светки в монологе «Странный сон».

Специальный приз Севастопольского отделения Союза театральных деятелей РФ:

«ДЕБЮТ» — Арина ПЛЕСКАЧЁВА, монолог «Мам, поиграем?» Мальвины Матрасовой.

Специальный приз директора Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского Ирины Николаевны Константиновой:

«ЗА ВЕРНОСТЬ ТЕАТРУ. ЗА ВЕРНОСТЬ СЛОВУ» — Борис ЧЕРКАСОВ, монолог «Пересолил» Антона Чехова.

Специальный приз директора Севастопольского театра юного зрителя Андрея Михайловича Маймусова:

— Виталий ОМЕЛЬЧЕНКО, монолог «Люблю» Владимира Маяковского.

— Татьяна БУРНАКИНА, авторский монолог «Блокадница».

Специальный приз Победителя I-го фестиваля монологов «Словотворение. Дети» Григория Гордейчука:

— Александр РЕВКОВ, монолог «Жених и папенька» Антона Чехова;

— Пётр ХАРЧЕНКО, монолог «Естудей» по произведению Алексея Слаповского.

Арсений Веденин

Фото Анны Корниловой

 991 Всего просмотров



«Словотворение - 2021», Севастопольский ТЮЗ, Севастопольское СТД, Союз театральных деятелей РФ,

Поделиться:

Похожие посты

Расхитительница гробниц: Лара Крофт от Amazon

Киноадаптации продолжают набирать обороты. В первую очередь это касается крупных медиафраншиз, знакомых зрителю не первый десяток лет. Недавно мы писали про новый сери

Февраль: дайджест месяца

К началу каждого месяца ForPost-Афиша собирает для вас дайджест с самыми интересными новинками, на которые стоит обратить своё внимание. Как провести время в феврале — уже в этом материале.

Поиграть

«Вампиры средней полосы»: финал 2-го сезона

Сериал «Вампиры средней полосы» есть за что хвалить. Первый сезон получился весьма удачным — хороший каст, шутки и необычная подача вампирской темы. Кровопийцы наконец-то обрели по-настоящему русский колорит, за что и полюбились зрителю. Помимо этого

Спортивный кутюрье: о высокой моде на игровой арене

Такие бренды, как Nike, Adidas и Puma, уже давно «одевают» всех мировых спортсменов. Форма, обувь и даже рекламные баннеры — для нас само собой разумеющееся. Но что насчёт высокой моды? Волна неожиданных проектов уже давно докатилась даже до отдалённ

Dead Space Remake — а стоит ли?

Игра Dead Space стала настоящей вехой в жанре ужасов. Кто в 2008 году мог подумать, что выживание в космосе так понравится аудитории? История борьбы Айзека Кларка с некроморфами получила заслуженное продолжение, и по сей день попадает в топы самых ст

Новости ForPost

Метки

Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Достоевский Крым Мастер и Маргарита праздник Театр танца им. В.А.Елизарова Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Театр Лавренёва живопись Александр Петров Россия Театр им. Кукол Севастопольский ТЮЗ Сергей Шнуров Опера в Херсонесе кино спектакли Театр имени Луначарского театр 75 лет Победы ЦГБ им. Л.Н.Толстого художники СевТЮЗ Золотая балка Музеи онлайн балет Севастополь кинофестиваль Святой Владимир танцы Лев Толстой изоляция День Победы выставка Море дети ДКР Севастопольский театр оперы и балета Мода Херсонес Таврический театр драмы "Психо Дель Арт" Театральная улица Сергей Безруков Молодёжь 9 мая Санкт-Петербург Фонд «Живая классика» Фестиваль «Таврида — АРТ» СЦКиИ Анна Каренина День ВМФ Виталий Либа арт-отель "Украина" Андрей Маслов коронавирус Михаил Булгаков Фёдор Достоевский Ольга Панкратова спектакль Федюхины высоты Новый год История Живая классика фестиваль «Природа Искусства» поэзия Дворец культуры рыбаков Динопарк самоизоляция Афиша Севастополя Эрмитаж Музей обороны Севастополя Таврида-АРТ Конкурс красоты Конкурс "Живая классика" Психо Дель Арт опера творчество Картины Херсонес концерт фестиваль Большой севастопольский офицерский бал Мариинский театр Крымский военно-исторический фестиваль мастер-классы «Оперные вечера в Севастополе» выставки книги Балаклава Бесы фильмы Григорий Лифанов Великая Отечественная война Валерий Либа Клим Шипенко искусство музыка художник театр Луначарского карантин рецензия