Осторожно, Эрмитаж!
В Петербурге два месяца простояла гигантская фигура «Эрмитажного Будды», прозванного в народе «китайской каракатицей».
«Будда создан специально для Эрмитажа, и «эрмитажным» его назвал сам художник. Скульптура весом более 7 тонн сделана из меди, собрана из огромных листов. Эта медь со временем будет зеленеть и постепенно станет в цвет Зимнего дворца«, — рассказывал куратор выставки г-н Озерков.
Внедрение чудовищ в город на Неве началось уже давно. Теперь, как видим, они ещё и мимикрируют. Успела ли данная «статуя» сделаться «в цвет Зимнего дворца», кажется, никто так и не отметил. Видимо, она вызвала мало желания на неё смотреть. Тем не менее, «Будду» всё же убрали, можно вздохнуть с облегчением.
В Большом дворе Зимнего дворца всё начиналось с «мечты». До «Будды» на этом месте почти год стояла «Карлота» — гигантская девичья голова с закрытыми глазами, которая должна была олицетворять «человеческие мечты». То есть, подход на самом деле долгий и тонкий. Постепенно, чтобы все привыкли сначала к большому, потом к большому и страшному, потом… а что потом, кстати? Такие монстры пойдут гулять по городу. Для начала выйдут поозираться на Дворцовую площадь, покрывшись зеленцой, чтобы не выделяться. А там… посмотрим, чем располагает руководство «Эрмитажа».
Справка: «Главный музейный комплекс включает в себя шесть связанных между собой зданий — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В них открыты для посещения 365 залов. Также в распоряжении музея находятся Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец».
В общем, места достаточно, чтобы разгуляться.
Сначала «чудеса» поселились в самом здании. Еще в 2016-м прошла скандальная выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты», с подвешенными мертвыми собаками в новогоднем дождике. Уже тогда можно было удивиться, всё ли в порядке в жизни директора музея? К сегодняшнему дню, похоже, г-н Пиотровский окончательно утвердился в амплуа то ли «рыцаря отчаяния», то ли «воина красоты». Видимо, это одно и то же в данном контексте.
Присмотримся поближе к явлению, хоть оно и неприятное.
Возмутивший петербуржцев «Эрмитажный будда» был поставлен во дворе на время выставки картин его автора Чжана Хуаня в эрмитажных залах.
Прежде всего, почему сам китайский художник назвал свою скульптуру именно «эрмитажный» Будда? А думается, он поспешил откреститься от этой фигуры как от изображения Будды в принципе. Будда – он, конечно, не пророк Мухаммед, но мало ли? Можно и от мирных обычно буддистов схлопотать «за оскорбление религиозных чувств». К слову, дома у себя он так не хулиганит. Там его Будды хоть и концептуальные, но вполне приличные.
Конечно, были жалобы и требования со стороны жителей убрать безобразное зрелище. Но их недовольство «воин красоты» Пиотровский жёстко пресёк – он просто был «не намерен комментировать мнения тех, кто ничего не смыслит в скульптуре».
«Всякая культура хороша», — сказал Пиотровский, и уже не тем, кто «ничего не смыслит», а напрямую правительству – с просьбой «защитить» подлинное искусство от «не совсем обоснованной ненависти части публики».
Позвольте, а разве не для людей существует «Эрмитаж» вместе с Пиотровским? Не для тех людей, которых «рыцарь отчаяния» презрительно называет «публикой»? И разве не хлеб насущный для деятелей культуры обратная связь с народом, для которого они работают? Конечно, обратная связь с инвесторами, важнее, что и говорить… Тогда возникает вопрос: какую цель преследуют инвесторы, пытаясь привить людям вместо «чувства прекрасного» (чем и должна заниматься культура) – «чувство ужасного»? И где находятся те, кто это финансирует?
«Гигантское мифическое чудовище из космоса, подрывающее реальность, в котором сконцентрирован конфликт верований». Это ж от какого большого ума можно было такое написать? Концептуальное искусство? Так предъявите концепцию, а не вот этот словесный суррогат. Так отвечают студенты, которые учили весь курс в последнюю ночь и ничего так и не поняли. И к тому же не выспались. Кто автор этого описания? Сам художник? Озерков? Пиотровский? Автора, пожалуйста, просим на сцену!
Познакомимся теперь с художником из Китая. Чем занимается этот гений? А очень просто: он собирает пепел от благовоний в буддийских храмах, а потом из него лепит на полотна копии каких-либо картин. А если пытается придумать что-то «своё», то механически не очень совместимые явления помещает рядом – например, картины Рембрандта наносит на старинные китайские двери. Получается «философия». Между прочим, из пепла картины очень неплохи. Вопрос только в том, что это поделки, а не произведения искусства. А художником–то хочется быть. Еще лучше не «быть», а «слыть», – большие деньги водятся только у тех, кто «слывёт». Впрочем, художник сам скажет несколько слов о своей философии:
«Современное человечество до пандемии считало себя великим… и вот все пришло к пеплу, и в нас проявилась сильная животная природа, …. звериные чувства. В животном мире я вижу три силы: первая — поиск партнера, спаривание, вторая сила — желание обладать чем-то, владеть, третья — осознание себя: кто я есть — собака или обезьяна?»
Человек, который ещё не разобрался, «собака он или обезьяна», пытается рассуждать о «конфликте верований», «сконцентрированном» в каком-то космическом-мифическом чудовище? Это про культуру?
«Всякая культура хороша». Замечательно. Нет, можно понять, что работа директором крупного государственного музея действительно нервная, тяжёлая. Выгорание, мы это всё понимаем. «Рыцарь отчаяния», опять же. Вот и с «Третьяковкой» что-то творится… Но может быть, имеет смысл тогда как-то их подлечивать? Регулярно проводить психиатрическую экспертизу… Неудобно даже как-то – гигантов искусствоведения теряем…
Наталья Барышева
Фото: wikipedia.org, alaintruong.com, ochristine.com, zen.yandex.ru
Поделиться:
Похожие посты
«Первый номер»: глянец умер, да здравствует глянец!
«Злая: какой получилась экранизация бродвейского мюзикла?
Смотрим спектакли Большого театра, не выходя из дома
Подробнее
Как устроен «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки
«Дети перемен»: криминальная драма в духе «Слово пацана»
Новости ForPost
- В Севастополе заметили первый пассажирский катер нового типа
- Экс-главу муниципалитета Севастополя накажут штрафом
- Севастопольцам больше не нужно копить миллион целых двенадцать лет
- Работа автосалона в Севастополе чуть не остановилась из-за спора с клиентом
- Севастопольцам упростили погребение
- В Севастополе назвали причину исчезновения рейсов катеров «Комета»
- Тёплая осень не спешит уходить из Севастополя
- У здания кинотеатра в Севастополе найдено тело девочки-подростка
- В Севастополе исчезли исторические ворота
- В Севастополе по решению суда уничтожат наследие германских оружейников