Осхофории и вершение судеб: как парк им.Ахматовой погрузился в историю
Крымский военно-исторический фестиваль практически до неузнаваемости преобразил на три дня сквер у пляжа «Солнечный». Неизменные атрибуты античного праздника плодородия, а также показательные гладиаторские бои румынских реконструкторов позволили совершить путешествие в прошлое. О 21-м веке напоминали, разве что, природные декорации и любители бархатного сезона.
Как проходили Осхофории, осенний праздник плодородия в Древней Греции, смогли воочию увидеть гости фестиваля в парке имени Ахматовой. К тому же не просто наблюдать со стороны, но и участвовать в шествиях. Воссозданием праздника занимались актёры театра «Мистерион», а также артисты из Москвы, Калининграда, Ярославля и Севастополя. Изящество и грациозность подчеркнул танцевальный коллектив Bad Shimmy Tribe.
«Изначально постановки нашего театра были связаны с эпохой Средневековья, а именно — конца 15 века. Этим летом мы уже выступили в Калининградской области с представлением, посвященному викингам. В последнее время мы расширяем наш репертуар. Сейчас у нас исторический театр. Мы совмещаем театрализованное действо и реконструкцию не только Средних веков», — рассказала режиссёр-постановщик театра «Мистерион» Елизавета Орлова.
Во время подготовки к фестивалю артисты изучали труды Плутарха, который писал о древнегреческом осеннем празднике плодородия. К примеру, ассоциация Осхофорий с мифом о Тесее и Минотавре легли в основу постановки, которую показывали в парке имени Ахматовой с 7 по 9 сентября. Помимо театрального действа и шествий артисты реконструировали античные ритуалы праздника: декламировали Овидия и Еврипида, совершали жертвоприношения богам Дионису и Аполлону, танцевали, а также проводили торжественный атлетический забег с виноградными ветками.
Побегать пришлось и реконструкторам из румынского клуба Ludus Apulensis, только от соперников. Каждый из четырёх участников фестиваля познакомил севастопольцев с различными типами гладиаторов. Причём у каждого была своя легенда.
К примеру, Димахер — грек, который был богатым гражданином, но всё своё состояние проиграл в азартные игры. Поэтому он подался в гладиаторы, чтобы оплатить долги.
Ретиарий –– германский раб, которого в раннем детстве силой забрали в Рим. Мальчика хотели пристроить на кухню или в подмастерья, но у него ничего не получилось и за промахи его били палкой. Однажды, будучи уже юношей, он дал отпор и тогда хозяева отдали его в школу гладиаторов.
Фракиец — раб из варварского племени с территории Фракии, и, наконец, Мурмиллон — бывший римский солдат, уважаемый в своём легионе. Он закрутил интригу с женой наместника и поэтому был изгнан из армии. Ему ничего не оставалось, как стать гладиатором.
Последнее слово, как и в древние времена, было за зрителем. Помиловать или нет поверженных бойцов решала собравшаяся на бой публика.
«Завоевать толпу — самое важное в сражении. Поверженного бойца зрители могут решить оставить в живых. И тогда можно будет потом продолжать сражаться, — отметил гладиатор Уве и рассказал об особенности клуба Ludus Apulensis. — Мы занимаемся реконструкцией периода Римской империи в I-II веках н.э. Почему именно гладиаторы? Нам это интересно, тем более мы родились в румынском городе Алба-Юлия, который основали римские легионеры».
После боёв реконструкторы пообщались с гостями фестиваля. Самыми активными и любопытными оказались дети. Они смогли испытать свои силы в «школе гладиаторов». Приглашённые в Севастополь бойцы работают тренерами по дзюдо в родной Румынии. На фестивале они учили ребят тактике римского боя.
Татьяна Руснак
Фото: Руснак Татьяны, агентства «Ратоборцы»