Одного из Воландов в «Мастере и Маргарите» сыграет Людмила Шестакова
29, 30 июня, 1 июля – именно в эти дни севастопольцев и гостей города ждёт встреча с булгаковской Москвой и её персонажами. Бессмертный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» оживёт на сцене театра имени Луначарского, а вдохнёт в него жизнь главный режиссёр Григорий Лифанов. Он рассказал о своём отношении к этому произведению. Также ForPost+Афиша выяснил, кто из актёров театра примет участие в самой ожидаемой постановке этого сезона.
— Григорий Алексеевич, не страшно соприкасаться с таким материалом? Ведь многие режиссеры и актёры, бравшиеся за «Мастера и Маргариту», испытывали на себе репутацию «нехорошей квартиры».
— Вы знаете, это всё связано с творческим процессом. Если нет разрухи в головах, если есть профессиональная команда, то не надо бояться мистицизма – ничего не рухнет, ничего не взорвётся, ничего не упадёт. В данном случае мы имеем дело с гениальным произведением, и у нас есть амбиции и желание рассказать эту историю театральным языком нашей севастопольской публике. У нас есть труппа, способная выполнить такую сложную задачу и думаю, мы с ней справимся. А получится в итоге или нет – это уже решат наши зрители, которые придут на премьеру в июне. Да, «Мастера и Маргариту» ставили много раз, но мы представим наше творческое прочтение романа, и оно не будет похоже на любое другое.
— Долго ли Вы шли к этому спектаклю?
— К любому спектаклю идешь долго. Как только я стал режиссёром, и как только у меня появились режиссерские амбиции, – одно из первых названий было «Мастер и Маргарита». И скорее это не боязнь, а трепет перед материалом и очень большое желание соответствовать гению писателя.
— Существует много трактовок и видений романа. Некоторые убеждены, что в «Мастере и Маргарите» нет положительных героев. Как Вы на это смотрите?
— Я отвечу словами Иешуа: плохих людей нет, есть только хорошие. Я бы даже сказал, прекрасные люди. Для этого просто нужно поговорить с человеком, и ты поймешь, что это не какая-то плоская фактура – это всё объём. Наша задача, задача художников – искать этот объём в людях. Я вообще не любитель однозначных суждений и однозначных реакций, поэтому для меня все герои романа Булгакова — это умные, страдающие люди, которые хотят сделать свою жизнь лучше. Может, из-за этого они совершают какие-то не совсем хорошие поступки. А вообще, существует несколько пластов. Я люблю многоплоскостные произведения, где можно докапываться, где каждый найдёт свой уровень восприятия. «Мастер и Маргарита» — это потрясающий роман. Для нас это важное произведение и оно даёт нам возможность высказаться на какие-то темы, которые нас волнуют. У нас очень профессиональная труппа, которая способна решать любые задачи. Мы очень надеемся, что это будет положительный опыт. Но если это будет опыт сомнительный, то все равно, моя точка зрения такова – если уж ломать зубы и терпеть крах и неудачу, то на основе очень хорошего литературного произведения.
— О чём лично для Вас «Мастер и Маргарита»?
— Я люблю исследовать. Люблю, когда есть чувства, которые очень трудно проанализировать. Когда я беру для исследования какое-то произведение, то у меня, в первую очередь, в центре всего – человек. Человек с его проблемами, чувствами, мыслями; человек в экстремальных и жёстких ситуациях. Моя задача, как художника, — оправдать всех и дать возможность зрителю понять, почему герой совершил те или иные поступки. Для того мы и приходим в театр, чтобы думать и анализировать. Однозначный ли Мастер? Нет, конечно. Он слабый, очень слабый человек. Он отказывается от любимой женщины, которая для него прошла путь от предательства мужа до перевоплощения в ведьму. Маргарита пришла на Бал, переживая невыносимые муки ради своего Мастера, а он, зная это, отказывается от неё. Можем ли мы его любить и уважать? Наверное, у зрителей будет некое отторжение. Но я, как художник, должен простить и оправдать этого персонажа. Мне кажется, и в жизни нам надо научиться оправдывать любые поступки.
Третий Мессир
Помощник главного режиссёра Аксинья Норманская поделилась с нашим изданием эксклюзивной информацией и назвала имена исполнителей основных персонажей предстоящего спектакля.
Мастера и Иешуа по очереди будут играть заслуженные артисты Крыма Илья Спинов и Геннадий Ченцов.
Роль Маргариты в первом составе исполнит Мария Кондратенко, а во втором – Елена Василевич.
Очень интересная ситуация складывается с Воладном. На роль этого персонажа Григорий Лифанов утвердил сразу трёх актёров, причем в одном составе! Мессира будут исполнять заслуженный артист Украины Николай Карпенко, Николай Нечаев и… заслуженная артистка Украины Людмила Шестакова. Три Воланда на одной сцене? Актриса, играющая Воланда? А почему бы и нет? Вполне возможно, что даже искушенные театральные эстеты оценят этот весьма нестандартный ход.
Ну а в свиту Мессира войдут Евгений Овсянников (Коровьев), Евгений Чернорай (Азазелло), Александр Порываев (кот Бегемот) и по очереди Светлана Глинка и Людмила Заплатникова (Гелла).
Поэта Ивана Бездомного в два состава будут играть Пётр Котров и Глеб Козляев, а Берлиоза исполнит заслуженный артист Украины Анатолий Бобёр. Ну а роль Понтия Пилата досталась заслуженному артисту Украины Евгению Журавкину.
Именно благодаря этим актёрам булгаковские персонажи, начиная с 29 июня, заживут на севастопольской сцене своей жизнью. Насколько эта реальность, созданная Григорием Лифановым, окунёт нас в историю Мастера и Маргариты – узнаем уже скоро.
Как сообщила ForPost+Афиша помощник режиссёра Аксинья Норманская, билеты на спектакль поступят в продажу в начале мая.
Арсений Веденин
Фото: lunacharskiy.com