Один за другим: умер режиссёр Георгий Данелия

Не успела ещё кинообщественность оправиться от ухода актёра Алексея Булдакова, как страну потрясло ещё одно печальное известие. В возрасте 88 лет после длительной болезни умер советский и российский кинорежиссер Георгий Данелия. Об этом сообщила «Новая газета», ссылаясь на семью режиссёра.
Георгия Данелию госпитализировали из-за воспаления легких в феврале. Он попал в реанимацию, врачи временно ввели его в искусственную кому, чтобы стабилизировать дыхание. По словам супруги режиссера, Данелия скончался от остановки сердца.
Георгий Данелия родился в Тифлисе 25 августа 1930 года, но уже через год его семья переехала в Москву. В 50-х годах он окончил Московский архитектурный институт и работал архитектором в Институте проектирования городов.
В 1959 году Данелия окончил Высшие режиссерские курсы при «Мосфильме» в мастерской Михаила Калатозова, после которых начал работать в киностудии режиссером-постановщиком.
В 1960 году вышла его дебютная картина «Сережа» по одноименной повести Веры Пановой. Фильму присудили Гран-при на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
Георгий Данелия был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II и III степеней и званием народного артиста СССР. Стал лауреатом кинофестивалей в Каннах, Берлине, Венеции, Сан-Себастьяне, Москве и Сочи.
О вкладе Данелии в российский кинематограф можно говорить и писать очень много. Но чтобы понять, насколько выдающимся был этот режиссёр, достаточно посмотреть его знаковые работы: «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!», «Паспорт».
Интернет-сообщество «Театральные люди» также почтило память великого режиссёра и опубликовало подборку избранных цитат Георгия Данелии.
🔲Жизнь — не сценарий, её не перепишешь. А жаль!
🔲Меня иногда спрашивают: «Неужели в жизни вы не встречали сволочей? Почему о них не пишете в своих книгах?» Встречал сволочей и предателей. И немало. Но все они крепко-накрепко заперты в мусорном ящике моей памяти. И вход им в мои воспоминания строго запрещен.
🔲Когда превозносят моё творчество — не скрою, конечно, приятно, но чувствую я себя при этом примерно как безбилетный пассажир в трамвае: вот сейчас войдет контролёр, оштрафует, опозорит и попросит выйти вон!
🔲Я любил, и меня любили. Я уходил, и от меня уходили. Это все, что я могу сказать о своей личной жизни.
🔲Я, к счастью, быстро понял: если буду снимать, рассчитывая на успех, — вообще никогда ничего не сниму. Снимать надо то, что самому нравится и за что потом будет не стыдно. Поэтому каждый фильм ты делаешь, как первый, и иногда даже забываешь о том, что делал раньше. Правда, когда долго работаешь режиссером и много уже написал сценариев, то не повториться, не украсть у самого себя очень трудно. Кажется иной раз, как ты здорово придумал, а потом вспоминаешь — это ведь все уже было лет 40 назад!
🔲Когда снимаешь фильм, как будто бежишь стометровку. Не хватает времени, каждая секунда дорога: придумать, решить, сделать. Иногда работа в три смены. Перезапись, озвучание, монтаж. Когда фильм закончен, просыпаешься — как будто с разбега в стену врезался. Пустота! Не о чем думать.
🔲На любую дорогу можно вернуться. Если она правильная.
Светлая память мастеру!