Новый «Тартюф» в «правильном театре» Юрия Маковского

15-08-2017 21:37

II фестиваль севастопольских театров «ТОН» завершился, оставив долгое послевкусие – словно выпил бокал хорошего вина. Театры-оттенки, актеры-полутона и сложный букет из мыслей, эмоций и впечатлений – всё это имело место быть. Спектакль «Тартюф» театра имени Лавренёва придал «ТОНу» те самые необходимые «классические нотки». Пробуешь и думаешь – хорошо, когда не издеваются над материалом и позволяют комедии оставаться комедией.

«Тартюф» Мольера стал основой для множества экранизаций, театральных постановок и вариаций на тему пьесы. Российскому зрителю «Тартюф» знаком по одноименной комедии-мюзиклу Яна Фрида (в роли Тартюфа – Михаил Боярский). В мировой драматургии также происходило «перерождение» мольеровского персонажа. Здесь нельзя не вспомнить пьесу Пьера-Огюстона Бомарше «Преступная мать или второй Тартюф». Ну а среди театральных постановок, пожалуй, наиболее известной является мхатовская версия Анатолия Эфроса 1989 года.

Если сравнивать нынешнего «Тартюфа» театра имени Лавренева и интерпретацию Эфроса, то, что там говорить – актёрский ансамбль разных масштабов. Станислав Любшин (Тартюф), Александр Калягин (Оргон), Анастасия Вертинская (Эльмира) – их попадание в образы было настолько точным, что трудно представить других актёров в роли мольеровских героев. «Тартюф» Юрия Маковского, на мой взгляд, добротный ремейк известной постановки МХАТа, где отдана дань классической комедии.

Вообще интересно, как разные режиссеры в разные эпохи видят Тартюфа. Анатолий Эфрос, рассматривал в этом образе двух сильнейших артистов – Иннокентия Смоктуновского и Станислава Любшина, отдав предпочтение Любшину. В его восприятии Тартюф был наглым, опасным и весьма гибким обманщиком. «Надо сыграть не ханжу, а претендента на власть. Политикана. Человека, способного завоевывать и одурманивать», — писал Эфрос в процессе работы над спектаклем. И действительно, в Тартюфе Любшина был тот неповторимый шарм, поддавшись которому, можно было потерять все ориентиры.

В постановке Юрия Маковского Тартюфа исполнил Александр Науменко. Сыграно это было талантливо, и я бы даже сказал, академически безупречно. Однако… Не покидало ощущение, что Тартюф Науменко – персонаж из какой-то другой пьесы, не мольеровской. При том, что Александр Науменко делал всё по-актёрски правильно, в нём совершенно не читался человек, способный «завоевывать и одурманивать». В этом Тартюфе не было ни капли обаяния и попасть под влияние такого персонажа едва ли возможно. В Оргоне, исполненным Игорем Лучихиным есть порода, стать и зашкаливающее чувство собственного достоинства. Такой человек ни в коем случае ни с кем не будет делиться своей властью. Ему вряд ли пустишь пыль в глаза. Другое дело – Александр Калягин. Мягкотелость и доверчивость его Оргона не внушали никаких сомнений. Но, в любом случае, каждый режиссер имеет право на своё видение персонажей.

Отдельно хотелось бы выделить Викторию Шпаковскую, исполнившую роль строптивой служанки Дорины. Эмоциональный окрас каждой её реплики оказывал на зрителей безоговорочное действие – если ни смех, то аплодисменты; если не аплодисменты, то смех. Это тот самый случай, когда актёрская энергетика гармонично существует с человеческим обаянием. И, конечно, этому симбиозу в рамках одной сцены становится тесно, и он прорывается в зал. Безусловно, это отметили столичные театральные критики, судившие фестиваль «ТОН». Виктория Шпаковская вполне заслуженно выиграла в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

Анализировать какие-либо другие составляющие спектакля не вижу особого смысла. В оформлении сцены не наблюдалось никаких сложных решений – всё соответствовало эпохе «Тартюфа». Режиссер, также, не стремился искать в классической комедии скрытые смыслы и не пытался явить зрителю «театр сложных метафор». Юрий Маковский сделал всё как положено – пошёл по классическому пути, позволив мольеровской комедии остаться именно таковой. В этой истории нет ни малейшего намёка на пошлость, а только безграничное уважение к своему зрителю. Такой «правильный театр» — сегодня редкое явление, но радует, что в культуре XXI века оно ещё существует.

Арсений Веденин

Фото Дмитрия Кириченко

 48 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

«Всё, что казалось незыблемым – рухнуло», – Григорий Лифанов о работе над «Месяцем в деревне»

Театр живёт! Несмотря на введённые запреты на проведение массовых мероприятий, театр активно продолжает свою работу. В Севастопольском русском академическом драматическом театре имени Луначарского готовят премьеру – спектакль «Месяц в деревне» по изв

«Кот-убийца» отправится на «Арлекин»

Непростой для всех театров России 2020 год принёс хорошую новость для Севастопольского театра юного зрителя. Из 100 спектаклей российских театров постановка Севастопольского театра юного зрителя, режиссёра Юлии Каландаришвили, «Дневник кота-убийцы» б

В Севастополе отменили новогодние гулянья

Севастопольские власти запретили проведение всех культурно-массовых мероприятий в заведениях общественного питания, гостиничных комплексах, санаторно-курортных учреждениях с 20 декабря по 15 января. Но не всё так плохо. В детских садах и школах новог

#ТакоеКино: ода нежности, проклятый перевал и беспощадные СМИ

Порою бывает не так просто в потоке осенних премьер выделить что-то действительно стоящее. Онлайн-кинотеатры и ТВ предлагают достаточное количество интересного контента. Но ведь согласитесь, главный критерий всегда остаётся неизменным – сильные эмоци

Театр имени Луначарского объявил конкурс детского новогоднего рисунка

Хорошая добрая традиция театра имени Луначарского снова вступила в новогоднюю силу! Луначарцы сообщили о старте конкурса детского рисунка. Темой раб

Новости ForPost

Метки

Импровизационный батл Херсонес Таврический Ольга Панкратова Онлайн-экскурсии книги Фёдор Достоевский кино Федюхины высоты Живая классика концерт День театра выставки творчество Севастопольский ТЮЗ Международный день танца Лев Толстой конкурс 9 мая Бесы Музеи онлайн балет Театральная улица спектакли СЦКиИ спектакль музыка художник дети живопись коронавирус Александр Петров открытие сезона День ВМФ художники вокал Крымский военно-исторический фестиваль театр Луначарского пандемия Большие гастроли Картины онлайн-марафон Фонд «Живая классика» Херсонес видеосервис "START" Севастопольский офицерский бал благотворительность опера группа Ленинград Анна Каренина Севастопольский военно-исторический музей-заповедник карантин Мастер и Маргарита Конкурс "Живая классика" Психо Дель Арт поэзия День рыбака Клим Шипенко Опера в Херсонесе Театр танца им. Вадима Елизарова Севастополь Динопарк Достоевский фильмы театр Молодёжь #WineFest театр танца Вадима Елизарова Дмитрий Глуховский СевТЮЗ Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" фестиваль Большой севастопольский офицерский бал кинофестиваль Святой Владимир День Победы Конкурс красоты Константин Богомолов Музей-заповедник "Херсонес Таврический" ДКР Новый год в Севастополе Театр им. Кукол VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Театр имени Луначарского Балаклава Дворец культуры рыбаков роман "Текст" Сергей Шнуров Великая Отечественная война Григорий Лифанов шоу праздник Кванториум мастер-классы 75 лет Победы самоизоляция изоляция Море искусство Золотая балка История выставка