Новый «Тартюф» в «правильном театре» Юрия Маковского

15-08-2017 21:37

II фестиваль севастопольских театров «ТОН» завершился, оставив долгое послевкусие – словно выпил бокал хорошего вина. Театры-оттенки, актеры-полутона и сложный букет из мыслей, эмоций и впечатлений – всё это имело место быть. Спектакль «Тартюф» театра имени Лавренёва придал «ТОНу» те самые необходимые «классические нотки». Пробуешь и думаешь – хорошо, когда не издеваются над материалом и позволяют комедии оставаться комедией.

«Тартюф» Мольера стал основой для множества экранизаций, театральных постановок и вариаций на тему пьесы. Российскому зрителю «Тартюф» знаком по одноименной комедии-мюзиклу Яна Фрида (в роли Тартюфа – Михаил Боярский). В мировой драматургии также происходило «перерождение» мольеровского персонажа. Здесь нельзя не вспомнить пьесу Пьера-Огюстона Бомарше «Преступная мать или второй Тартюф». Ну а среди театральных постановок, пожалуй, наиболее известной является мхатовская версия Анатолия Эфроса 1989 года.

Если сравнивать нынешнего «Тартюфа» театра имени Лавренева и интерпретацию Эфроса, то, что там говорить – актёрский ансамбль разных масштабов. Станислав Любшин (Тартюф), Александр Калягин (Оргон), Анастасия Вертинская (Эльмира) – их попадание в образы было настолько точным, что трудно представить других актёров в роли мольеровских героев. «Тартюф» Юрия Маковского, на мой взгляд, добротный ремейк известной постановки МХАТа, где отдана дань классической комедии.

Вообще интересно, как разные режиссеры в разные эпохи видят Тартюфа. Анатолий Эфрос, рассматривал в этом образе двух сильнейших артистов – Иннокентия Смоктуновского и Станислава Любшина, отдав предпочтение Любшину. В его восприятии Тартюф был наглым, опасным и весьма гибким обманщиком. «Надо сыграть не ханжу, а претендента на власть. Политикана. Человека, способного завоевывать и одурманивать», — писал Эфрос в процессе работы над спектаклем. И действительно, в Тартюфе Любшина был тот неповторимый шарм, поддавшись которому, можно было потерять все ориентиры.

В постановке Юрия Маковского Тартюфа исполнил Александр Науменко. Сыграно это было талантливо, и я бы даже сказал, академически безупречно. Однако… Не покидало ощущение, что Тартюф Науменко – персонаж из какой-то другой пьесы, не мольеровской. При том, что Александр Науменко делал всё по-актёрски правильно, в нём совершенно не читался человек, способный «завоевывать и одурманивать». В этом Тартюфе не было ни капли обаяния и попасть под влияние такого персонажа едва ли возможно. В Оргоне, исполненным Игорем Лучихиным есть порода, стать и зашкаливающее чувство собственного достоинства. Такой человек ни в коем случае ни с кем не будет делиться своей властью. Ему вряд ли пустишь пыль в глаза. Другое дело – Александр Калягин. Мягкотелость и доверчивость его Оргона не внушали никаких сомнений. Но, в любом случае, каждый режиссер имеет право на своё видение персонажей.

Отдельно хотелось бы выделить Викторию Шпаковскую, исполнившую роль строптивой служанки Дорины. Эмоциональный окрас каждой её реплики оказывал на зрителей безоговорочное действие – если ни смех, то аплодисменты; если не аплодисменты, то смех. Это тот самый случай, когда актёрская энергетика гармонично существует с человеческим обаянием. И, конечно, этому симбиозу в рамках одной сцены становится тесно, и он прорывается в зал. Безусловно, это отметили столичные театральные критики, судившие фестиваль «ТОН». Виктория Шпаковская вполне заслуженно выиграла в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

Анализировать какие-либо другие составляющие спектакля не вижу особого смысла. В оформлении сцены не наблюдалось никаких сложных решений – всё соответствовало эпохе «Тартюфа». Режиссер, также, не стремился искать в классической комедии скрытые смыслы и не пытался явить зрителю «театр сложных метафор». Юрий Маковский сделал всё как положено – пошёл по классическому пути, позволив мольеровской комедии остаться именно таковой. В этой истории нет ни малейшего намёка на пошлость, а только безграничное уважение к своему зрителю. Такой «правильный театр» — сегодня редкое явление, но радует, что в культуре XXI века оно ещё существует.

Арсений Веденин

Фото Дмитрия Кириченко

Похожие посты

Территория новых смыслов: в «тюрьме для актёров» раздался «Крик»

Театр – это обширное поле для экспериментов. Но, пожалуй, в случае с премьерой «Крика» в театре имени Луначарского речь идёт об очень смелом шаге в неизвестность. Подобное пространство академическим театром всегда осваив

Гений и злодейство, отец и дочь, жизнь и смерть: сентябрь в «Психо Дель Арт»

Трогательные отношения отца и дочери, цепляющие и глубокие произведения зрелых литераторов, извечный конфликт, непрекращающийся "танец на углях" двух вселенных — мужчины и женщины... Сентябрь в "Психо Дель Арт" будет по истине драматичным.

Зулейха шествует по миру, или Кому Мишустин «козу» показал

Случилось: Гузель Яхина получила правительственную премию РФ за роман «Зулейха открывает глаза». Хочется дополнить: Гузель Яхина получила премию за свой старенький (аж 15 года!), полуфантастический, милый женский роман п

Когда интеллектуал задумывается о будущем: запоздалая рецензия на не новый роман

Я иногда так делаю: читаю книжку не вместе со всеми, а погодя. Жду, пока роман перестанет числиться по разряду «модных». Это нетрудно: в наше время на это нужно меньше времени, чем когда-то. Вон, Ленина от Чернышевского

В Севастопольском ТЮЗе состоялась долгожданная премьера «Идиота»

В марте этого года в Севастопольском театре юного зрителя приступили к репетициям спектакля «Идиот» по одноимённому роману Фёдора Достоевского. Премьера была назначена на 24 апреля. Но по объективным причинам работу над

Новости ForPost

Метки

карантин искусство праздник 75 лет Победы Великая Отечественная война концерт Картины роман "Текст" театр танца Вадима Елизарова Херсонес Таврический День Победы мастер-классы Херсонес открытие сезона спорт День рыбака Золотая балка Фонд «Живая классика» пандемия История Федюхины высоты фильмы День театра Александр Петров Бесы Опера в Херсонесе благотворительность Конкурс красоты творчество Конкурс "Живая классика" Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» Динопарк живопись художники #WineFest кино Импровизационный батл конкурс группа Ленинград Молодёжь самоизоляция выставки Онлайн-экскурсии онлайн-марафон Большие гастроли Дмитрий Глуховский Лев Толстой 9 мая коронавирус Форум Таврида Крымский военно-исторический фестиваль Севастопольский офицерский бал Кванториум изоляция Театр им. Кукол фестиваль Сергей Шнуров Севастополь Новый год в Севастополе Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" вокал шоу Севастопольский ТЮЗ Театр танца им. Вадима Елизарова СевТЮЗ Психо Дель Арт кинофестиваль Святой Владимир Живая классика театр Луначарского Музеи онлайн выставка День ВМФ Фёдор Достоевский Театральная улица Мастер и Маргарита Достоевский балет спектакли Севастопольский военно-исторический музей-заповедник поэзия художник спектакль Анна Каренина афиша опера Международный день танца Григорий Лифанов Клим Шипенко Балаклава Море Музей-заповедник "Херсонес Таврический" книги музыка СЦКиИ ДКР Театр имени Луначарского Большой севастопольский офицерский бал дети театр Дворец культуры рыбаков