Ностальгия по Настоящему
Выставка творческого объединения «Лига аквалеристов Крыма» — это событие. Такого уровня акварель – из другой жизни. Своей камерностью, доверительным разговором, который ведёт она с каждым, кто захочет участвовать в со-беседовании, со-зерцании, даёт она ответ на незатихающий спор: что есть акварель – живопись или графика. Но лишь графика может быть столь личностна, для разговора не в толпе, не на бегу, от дыхания к дыханию.
Одна из сложных графических техник, она может быть очень разной: жёсткой и ритмичной, как у Владимира Новикова, витражным светом, как у Александра Кропко, нежной мелодией, как у Елены Молчановой, ювелирной драгоценностью деталей, как у Игоря Шипилина или мастерской небрежностью у него же, стихией цвета с его оттенками и полутонами, как у Владимира Васильевича Проценко, бьющим наотмашь мастерством, так, что перехватывает, как у Николая Яковлевича Дудченко. Но это только первый слой. Акварель же этих Мастеров с самой большой буквы многослойна во всех смыслах.
Владимир Новиков – мелодист Города. У него нет конкретно узнаваемых деталей. Но ощущение преодоления бегущего ритма городской жизни, когда вдруг застываешь от пронзительного открытия, прозаичность поэзии и поэтичность прозы каждого дня, вечера или утра – в ритмичных композициях и немом диалоге заставляет проживать каждый лист как кинофильм. Это визуальное чтение – новый вид искусства, на пересечении-диалоге изображения и текста смысла. Самый ритм его работ – говорящий («Восьмое марта», «Развитие мысли»). И как истинный горожанин, дорожит Владимир чудесами природы, её победами («Букет сиреневого цвета»). Все, кто это чувствует, – волшебники. Такая волшебница – «Художница, рисующая чаек», — Елена Вильчукова. Художник всматривается в мир. Мир всматривается в нас. Какой ты, человек? Как тебе в четырёх стенах?
По акварелям Елены Молчановой можно учиться – они как живые страницы пособий. Но за внешней красотой изображения – ветер, так любимый художницей, тревожащий лепестки цветов, кроны деревьев. Сквозь нежное облако цвета проступает линия и ведет за собой время.
Время – герой быть может самого простого на первый взгляд произведения: «Белого натюрморта» В.В.Проценко. Но в этой простоте – совершенство. Он не боится никакого соседства, непостижимый в своей загадке – как художник так просто прикоснулся к тайне творения. Владимир Васильевич – мудрец и путешественник, он во всё пытается «дойти до сути». Но его акварельный пейзажи – стихия, погружение в природу, где ни художнику, ни зрителю не вырваться не вырваться из заколдованного леса.
Александр Кропко – архитектор. Но в акварели – зодчий света. Как солнечные блики, рассыпаются краски на листе, но, подвластные мудрой и умелой руке, собираются в лёгкие конструкции, переливающиеся друг в друга.
Самые разнообразные акварели – у Шипилина. Они не впускают в себя, как у Проценко, — держат дистанцию. В этом хрупком королевстве и правда, можно только издали любоваться сокровищами. Но царственно небрежное пространство «Облака», напротив, зовет потеряться в этой необозримой дали.
Философ, проповедник Николай Яковлевич Дудченко, быть может, самый «живописный» из представленных здесь художников. Мастерство его листов так же высоко, как их замысел. С Божественным он говорит Божественным языком. Это Со-творчество, когда Время и Вечность, Правда и Красота в торжественной тишине говорят с нами языком Автора. А он поднимается к небесам, как пророк, говорит там с Самим и, спускаясь, доверяет нам эти Божественные явления.
Слова теряются в присутствии Такого мастерства. Как же не хватает нам подобных выставок! Ностальгия по Настоящему…
Татьяна Сайгушкина
Фото и видео Арсения Веденина
***
Выставка работает в севастопольском отделении Союза художников России (Репина, 21). Посетить экспозицию севастопольцы и гости города смогут до 26 февраля.