«Нет пути домой»: ностальгическое безумие
Киностудия Marvel решила разыграть свой главный козырь. Новый «непутёвый» фильм про Человека-паука закидает вас отсылками, удивит камео, утопит в слезах ностальгии… и вам это наверняка понравится.
Этот фильм уже успели окрестить «рождественским чудом» и главным реаниматором сборов в кинотеатре. И людей в залах действительно много. Периодически слышатся крики восторга и аплодисменты, иногда с соседних рядов доносятся тихие всхлипы. Всё это довольно ожидаемо, ведь «Нет пути домой» на 90% состоит из фан-сервиса.
Описывать в чём конкретно он заключается — все равно, что ходить по минному полю без снаряжения: шаг вправо, шаг влево — спойлер. Просто знайте, что отсылок и намёков на другие «паучьи» фильмы здесь невероятно много. Так что будьте готовы либо охать каждые пять минут (если вы поклонник кинокомиксов), либо недоумённо озираться за других охающих (если супергероика — это не ваше).
Да и стоит ли вообще идти на этот фильм, если вы не фанат жанра? Всё ещё стоит. Несмотря на общий весёлый тон, фильм умеет дать мощную драматическую пощёчину. Временами кинолента становится слишком мрачной (в рамках стиля Marvel). Но драма умело балансируется добротной комедийной составляющей.
Сюжет — явно не самая сильная часть фильма. Но в жанре супергероики он не особо важен: главное, чтобы вызывал эмоции, а сюжетные дыры были не слишком заметные. По обоим пунктам «Нет пути домой» может смело ставить галочку. Том Холланд в свободное от «Паука» время всячески пытается показать, что он нечто большее, чем просто парень в трико. Поэтому в некоторых сценах он выдаёт прекрасную драму. В качестве противовеса выступает комичный Джейкоб Баталон, играющий его лучшего друга Неда. Восходящая звезда Зендея в этом плане универсальна: с ней есть как хорошие драматические сцены, так и забористая комедия.
В плане переживаний — это настоящие американские горки: и слёзы, и смех, и смех сквозь слёзы. Но часть эмоций можно испытать только если знать контекст сцены или персонажа. Поэтому если этот фильм норовит стать вашим первым кинокомиксом, имейте это в виду.
Кого-то могут смутить высокие оценки этому фильму. Отчасти, с недовольными можно согласиться: картине прощают часть грехов за сладкое чувство ностальгии. С другой стороны, это может оказаться сюрпризом, но хороший «попкорновый» фильм снять довольно сложно. В истории того же Человека-паука есть примеры неудавшихся блокбастеров. В артхаусной драме можно выдавить слезу, позаламывать руки, и при должной подаче получится добротная картина (возможно даже с номинацией на Оскар). С блокбастером всё сложнее.
Новому «Пауку» приходится быть визуально отточенным, эмоционально цеплять и при этом рассказывать интересную историю. Если другие жанры могут пожертвовать красивой картинкой или эмоциями ради глубины сюжета, то «попкорновый» фильм вынужден воевать на три фронта одновременно.
У «Нет пути домой» это получается, пусть и с небольшими огрехами. Перед нами, пожалуй, лучший развлекательный фильм года, который умело эксплуатирует чувство ностальгии и вызывает у зрителей бурю эмоций. При этом его нельзя назвать плоским или приторным. Кинолента отлично завершает новую подростковую трилогию «Человека-паука». Во всяком случае пока что. В наше время «завершённость» — очень зыбкое понятие. Кто знает, куда забросят «Паука» лет через десять. Просто будем надеяться, что во что-то хорошее.
Денис Котляров
Фото: kinopoisk.ru