Нести благо: Валентина Носкова — человек с чутким сердцем и несгибаемой волей

27-10-2020 22:17

Море, цветы, храмы…Такое поэтическое название носит традиционный пленэр, который проходит в Севастополе по инициативе архитектора, художницы, несменного руководителя творческой мастерской «Благо» Валентины Носковой. В этом году пандемия внесла свои коррективы. Надеждам художников на новую встречу не суждено было сбыться. Тем не менее новые обстоятельства открыли другие возможности. Несколько сотен работ за 4 месяца, обучение в мастерской и общение с любыми учениками — чем не достойный ответ пандемии?

Валентине Носковой к трудностям не привыкать. Когда наступили всем известные события 1991 года, её, как и сотни конструкторов, сократили в один день. Нужно было выживать, кормить троих детей и сохранять творческую жизнь в резко изменившемся мире. Инвалид детства, понимая исключительные трудности людей с ограниченными физическими возможностями, она организовала выставку в музее им. М. П. Крошицкого. В экспозиции были представлены картины 51 автора — севастопольских инвалидов.

«До сих пор многие не могут поверить, что люди с ограниченными физическими возможностями способны создавать уникальные произведения искусства — трясущимися руками, держа кисть в зубах и в ногах. Ни на чём останавливаться нельзя. Если человек хочет — ему нужно помочь, — говорит Валентина Носкова. — Для любого, кто рисует, самое главное — видение и душа».

Художник с удивительной крепостью духа, открытой душой и неугасаемым жизнелюбием. Такое первое впечатление производит Валентина Носкова. Валентина Ивановна вспоминает, как на протяжении всего творческого пути ей встречались такие же, как и она сама, увлечённые люди, которые бережно относились к искусству.

Ну а развивать художественный вкус, по её убеждению, нужно с детства. Так, для юной Валентины судьбоносным стало знакомство с окружением семьи известного украинского художника Ивана Труша.

Иван Труш(1869 – 1941) —  один из украинских художников-импрессионистов, оригинальный колорист. Своим творчеством он положил начало возрождению галицко-украинской живописи.

Наследие Труша — это более 6 тысяч картин. Однако впечатляет не только количество работ — тематическая палитра художника тоже чрезвычайно разнообразна. Он работал и в жанре портрета, особенно психологического (сохранилось более 350 портретов выдающихся деятелей культуры и науки того времени), и в жанре пейзажа. Его привлекала прежде всего родная Гуцульщина — её живописные ландшафты и жизнь. Преисполненный лирики и особого настроения романтический пейзаж, тяготеющий к философским обобщениям, также присутствовал в его творческом активе. Художник создавал пейзажи, виртуозно оперируя цветом, используя богатство тёплых или холодных тонов, эффекты света и воздуха.

Художественная школа, затем архитектурный факультет политехнического института во Львове, — Валентина Носкова упорно шла к своей мечте стать… нет, не художником — архитектором. Уже во время обучения она применяла полученные знания и навыки на практике. Профессорский городок, студенческие общежития, химический корпус, радиотехнический корпус родного вуза — её первые шаги в проектировании. В профессиональной копилке Носковой — разработка архитектурных проектов детских лагерей, баз отдыха, школ, заводов, посёлков городского типа.

В Севастополь она переехала по приглашению на тот момент главного архитектора города (1963 – 1988 гг.) Алексея Ивановича Баглея — работать в Управлении по делам строительства и архитектуры города. Живописные ландшафты Севастополя и сплочённое профессиональное сообщество сразу же её поразили.

«Отличительной и очень достойной практикой архитектурного сообщества в Севастополе было объединение специалистов разных организаций во временные творческие коллективы для работы над значительными объектами города, чего сейчас не хватает. Очень интересная и обстоятельная деятельность велась над генеральным планом города», —делится с ForPost-Афишей архитектор.

В сплочённых коллективах с участием Валентины Носковой были спроектированы: санаторий Черноморского флота в Омеге, площадь 50-летия СССР, завод «Парус», база отдыха «Изумруд-2», турбаза им. Мокроусова, парк Победы, детский лагерь «Ласпи», сквер Анны Ахматовой. География объектов не ограничивалась Севастополем и даже Крымом, достигая Азова, Бердянска, Адлера, Калуги и Тбилиси.

«В Адлере нужно было построить рыбный завод. Проектированием объекта занималась днями и ночами. В итоге он был сооружён недалеко от моря, чего категорически нельзя было делать из-за возможных смерчей. Мои предложения не были учтены. Разбушевалась непогода — и объект не выдержал», — вспоминает Валентина Ивановна.

53 года в архитектуре, десятки спроектированных объектов по всему постсоветскому пространству. При этом интерес к живописи никогда не угасал.

Валентина Носкова, пожалуй, необычный художник. Видение архитектора и живописца в одном лице позволяют ей раскрыть художественный замысел с филигранной точностью и показать, как архитектура может удачно вписываться в общее пространство. Акварель, графика или масло — техника не столь принципиальна.

По убеждению мастера, умение строить композицию — навык, который поможет в любой сфере деятельности. Он позволит увидеть все нюансы общей картины. В особенности, если речь идёт о работе руководителя, где талант, видение и бережливость — те слагаемые, без которых не может работать формула успешного управления. Не обойтись и без твёрдости характера, а также умения преодолевать трудности и не сдаваться.

Региональную общественную организацию «Севастопольское творческое товарищество инвалидов «Благо» юридически оформили в 1992 году. Тогда ещё сложно было представить, какие тяжёлые, а порой невыносимые испытания придётся пройти. Многие участники общества их не вынесли.

Для мастерской руководство города выделило заброшенный подвал в коммунальном доме на улице Надежды Островской, 7. Это было пыльное заплесневелое помещение без воды, отопления и туалета, с кривыми узкими ступенями, на которых не умещалась ни одна инвалидная коляска. Своими силами члены общества обустраивали помещение, давали уроки живописи детям и создавали архивы. В 1995 году в таких непростых условиях общество организовало международный пленэр «Море. Цветы. Храмы», участвовать в котором приехали выдающиеся архитекторы и художники из 7 стран и 50 городов. Позже он стал традиционным.

«Программа пленэра рассказывает об истории и ландшафте Севастополя международному сообществу, просвещает, популяризирует искусство среди студентов и детей, — отмечает Валентина Ивановна. —Для меня пленэр — всегда большая радость, ведь к нам приезжают художники из разных городов и стран, чтобы запечатлеть на своих полотнах Херсонес, Фиолент и другие замечательные места, которые впоследствии появляются в художественных каталогах».

В конце 1990-х годов необходимые инженерные коммуникации всё-таки были смонтированы. К тому времени, как это часто бывает, появились завистники и желающие присвоить помещение мастерской. Её грабили, ломали мебель и оборудование, выносили картины. А как-то раз мастерская даже была затоплена. По официальной версии, причиной случившегося стал прорыв трубы системы отопления. Ремонтная бригада, к сожалению, приехала поздно.

«Уровень горячей воды поднялся до метра, в нём сварились фотоархивы, уникальные журналы, большая часть картин, вещей и произведений искусства. Это был удар, — вспоминает Валентина Ивановна. — Позже город нам выделил новую мастерскую, уже без ступенек, в доме быта по Надежды Островской, 5, с лучшими условиями, где уже были туалет, вода и отопление. Как думаете, инвалидам удобно заниматься переездами? Но благодаря своей воле, а также помощи соседей мы это сделали и организовали мастерскую, где я обучаю не только инвалидов, но и обычных детей, и студентов — готовлю их к поступлению в архитектурные школы и вузы».

После пяти лет обращений к городским властям договор безвозмездного пользования помещением мастерской был наконец согласован. Но бизнес-охотники не успокоились. Эту мастерскую тоже неоднократно грабили. Так и живут, точнее выживают.

Художница мечтает, что однажды мастерская будет навсегда передана товариществу инвалидов «Благо». Кроме того, хочет создать «Музей людей с сильной волей» и Музей Валентины Носковой. В первом — показать уникальные картины людей с ограниченными физическими возможностями, многих из которых уже нет в живых. Во втором — объединить работы друзей по творческому цеху: архитекторов, художников, литераторов, поэтов. Однако для этого требуется сторонняя помощь и помещение. В небольшой мастерской материалов предостаточно, а места для хранения и экспонирования картин катастрофически не хватает.

За свою плодотворную работу мастерская Валентины Носковой неоднократно награждалась золотыми медалями международных жюри и почетными грамотами. Дважды — в 2004-м и 2005-м годах — она становилась лауреатом городского форума «Общественное признание». Картины Валентины Ивановны и её воспитанников участвовали в выставках в России, Украине, Болгарии, Турции, Грузии, Греции и даже Японии. Об удивительной творческой мастерской «Благо» в Севастополе был создан телефильм «Бег из неподвижности», а позже появился литературно-художественный альбом, в который вошли работы её преподавателей и учеников.

Валентина Носкова — член Международной академии архитектуры (MAAM), Союза архитекторов России, Ассоциации ландшафтных архитекторов России («АЛАРОС»). На её счету более 20 персональных выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Стамбуле, Севастополе. Картины художницы находятся в музеях и частных коллекциях в России, Англии, Германии, Греции, Турции и других стран.

Валентина Носкова преподавала в филиале Львовской Национальной академии искусств, педагогическом университете им. К. Д. Ушинского (Одесса), в Севастопольском филиале МГУ им. Ломоносова. Более 200 её воспитанников поступили в вузы и стали архитекторами.

К слову, все дети, внучка, а также дядя и брат нашей героини так или иначе связаны с искусством. Сыновья — архитекторы, дочь — художник, а внучка выпускница художественного института.

Сейчас Валентина Ивановна преподаёт в мастерской, двери которой открыты для всех желающих.

5-летняя Юля и 10-летняя Лена Шишкины — её ученицы. Младшая из сестёр уже сейчас уверенно говорит, что хочет стать художником. Возможно, потому что Шишкина? Впрочем, жизнь покажет.

Тем временем Валентина Ивановна продолжает писать картины. При этом чаще всего в них звучит тема моря, цветов и храмов.

При работе с лирическими натюрмортами она выбирает разнообразные мотивы, сочетая различные цветы, собирая их в букеты и меняя освещение.

Отмечает, что море — это жизнь, цветы — это люди, а храм — это душа.

«Человек приходит в храм для того, чтобы очиститься, чтобы ему легче было дальше жить. Он приходит за поддержкой, чтобы получить понимание и одухотворение, чтобы найти силы помогать другим. В итоге в храме происходит единение, и эта цепочка очень важна», — убеждена Валентина Носова.

Откуда Валентина Ивановна черпает силы, чтобы помогать другим многие годы? Быть может, в любви — к своим детям, к ученикам, к своему делу.

Приходите в мастерскую на постоянную экспозицию «Море. Цветы. Храмы», чтобы попробовать понять душу авторов и насладиться живописными уголками Севастополя.

Татьяна Руснак

Фото автора, ru.wikipedia.org

 

Loading



Валентина Носкова, творческая мастерская «Благо»,

Поделиться:

Похожие посты

«Летучий корабль»: нелепая эксплуатация сказки

Недавно в российских кинотеатрах стартовал фильм «Летучий корабль» по мотивам одноимённого советского мультфильма. Так ли хороша тенденция переосмысления популярной мультипликации и чего ожидать зрителям? Разбираемся в нашей рецензии

Подробнее

Сценаристка Клуба Романтики о себе и своих историях

Визуальные новеллы давно стали частью поп-культуры. И во многом благодаря приложению «Клуб Романтики». Более 10 миллионов скачиваний в Google Play и AppStore, полтора миллиона подписчиков ВКонтакте. Читатели бурно обсуждают новеллы «Клуба», пишут фан

Евгений Онегин: почему новый фильм досмотрят только крепкие духом

Вместо эпиграфа: В кинотеатр мы пошли с лучшей подругой, человеком обширных гуманитарных знаний. На десятую минуту просмотра состоялся диалог:     — У тебя нет ощущения, что мы смотрим клип на MTV 92-го года по мотивам произведения

«Поле Чудес» в Херсонесе: Как снимали «Приключения Буратино»

О том, как главные севастопольские улицы становились фоном фильма «Сказка о потерянном времени», мы рассказывали в прошлый раз. Однако в объек

В Севастополе и Крыму покажут спектакли Никиты Михалкова

С 12 по 24 марта в Крыму проходят гастроли «Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова». Уже 18 марта в Севастополе на сцене Театра имени А.В. Луначарского покажут спектакль «12». А днём позже — постановку «И Вас с наступающим…». Подробне

Новости ForPost

Метки

Севастопольский театр оперы и балета Михаил Булгаков Золотая балка Севастопольский ТЮЗ изоляция музыка Санкт-Петербург Конкурс "Живая классика" художники фильмы хоррор Конкурс красоты поэзия Море искусство фестиваль «Природа Искусства» Картины СЦКиИ Louis Vuitton Netflix Фёдор Достоевский Сергей Безруков Балаклава выставка спектакль 9 мая Театр им. Кукол фестиваль игры 2023 Севастополь фильмы 2024 российские фильмы Российские сериалы Александр Петров Музей-заповедник "Херсонес Таврический" театр Луначарского Федюхины высоты арт-отель "Украина" Фестиваль «Таврида — АРТ» спектакли Музеи онлайн мастер-классы День Победы Театральная улица Крым мультфильмы Афиша Севастополя праздник музыка 2023 живопись ДКР карантин Модный показ мода и стиль Ольга Панкратова фильмы 2023 творчество кино Музей обороны Севастополя Херсонес Таврический Тейлор Свифт Мода Dior книги куда сходить Херсонес Молодёжь 8 марта Динопарк рецензия Дворец культуры рыбаков театр Театр имени Луначарского Неделя моды Новый год Достоевский ЦГБ им. Л.Н.Толстого кинофестиваль Святой Владимир коронавирус Психо Дель Арт Театр Лавренёва Андрей Маслов Аниме выставки мультфильмы 2023 Большой севастопольский офицерский бал Неделя моды в Париже Григорий Лифанов СевТЮЗ концерт Фонд «Живая классика» балет День ВМФ театр драмы "Психо Дель Арт" сериалы 2023 Клим Шипенко «Оперные вечера в Севастополе» опера Balenciaga "Кинопоиск"