Нести благо: Валентина Носкова — человек с чутким сердцем и несгибаемой волей
Море, цветы, храмы…Такое поэтическое название носит традиционный пленэр, который проходит в Севастополе по инициативе архитектора, художницы, несменного руководителя творческой мастерской «Благо» Валентины Носковой. В этом году пандемия внесла свои коррективы. Надеждам художников на новую встречу не суждено было сбыться. Тем не менее новые обстоятельства открыли другие возможности. Несколько сотен работ за 4 месяца, обучение в мастерской и общение с любыми учениками — чем не достойный ответ пандемии?
Валентине Носковой к трудностям не привыкать. Когда наступили всем известные события 1991 года, её, как и сотни конструкторов, сократили в один день. Нужно было выживать, кормить троих детей и сохранять творческую жизнь в резко изменившемся мире. Инвалид детства, понимая исключительные трудности людей с ограниченными физическими возможностями, она организовала выставку в музее им. М. П. Крошицкого. В экспозиции были представлены картины 51 автора — севастопольских инвалидов.
«До сих пор многие не могут поверить, что люди с ограниченными физическими возможностями способны создавать уникальные произведения искусства — трясущимися руками, держа кисть в зубах и в ногах. Ни на чём останавливаться нельзя. Если человек хочет — ему нужно помочь, — говорит Валентина Носкова. — Для любого, кто рисует, самое главное — видение и душа».
Художник с удивительной крепостью духа, открытой душой и неугасаемым жизнелюбием. Такое первое впечатление производит Валентина Носкова. Валентина Ивановна вспоминает, как на протяжении всего творческого пути ей встречались такие же, как и она сама, увлечённые люди, которые бережно относились к искусству.
Ну а развивать художественный вкус, по её убеждению, нужно с детства. Так, для юной Валентины судьбоносным стало знакомство с окружением семьи известного украинского художника Ивана Труша.
Иван Труш(1869 – 1941) — один из украинских художников-импрессионистов, оригинальный колорист. Своим творчеством он положил начало возрождению галицко-украинской живописи.
Наследие Труша — это более 6 тысяч картин. Однако впечатляет не только количество работ — тематическая палитра художника тоже чрезвычайно разнообразна. Он работал и в жанре портрета, особенно психологического (сохранилось более 350 портретов выдающихся деятелей культуры и науки того времени), и в жанре пейзажа. Его привлекала прежде всего родная Гуцульщина — её живописные ландшафты и жизнь. Преисполненный лирики и особого настроения романтический пейзаж, тяготеющий к философским обобщениям, также присутствовал в его творческом активе. Художник создавал пейзажи, виртуозно оперируя цветом, используя богатство тёплых или холодных тонов, эффекты света и воздуха.
Художественная школа, затем архитектурный факультет политехнического института во Львове, — Валентина Носкова упорно шла к своей мечте стать… нет, не художником — архитектором. Уже во время обучения она применяла полученные знания и навыки на практике. Профессорский городок, студенческие общежития, химический корпус, радиотехнический корпус родного вуза — её первые шаги в проектировании. В профессиональной копилке Носковой — разработка архитектурных проектов детских лагерей, баз отдыха, школ, заводов, посёлков городского типа.
В Севастополь она переехала по приглашению на тот момент главного архитектора города (1963 – 1988 гг.) Алексея Ивановича Баглея — работать в Управлении по делам строительства и архитектуры города. Живописные ландшафты Севастополя и сплочённое профессиональное сообщество сразу же её поразили.
«Отличительной и очень достойной практикой архитектурного сообщества в Севастополе было объединение специалистов разных организаций во временные творческие коллективы для работы над значительными объектами города, чего сейчас не хватает. Очень интересная и обстоятельная деятельность велась над генеральным планом города», —делится с ForPost-Афишей архитектор.
В сплочённых коллективах с участием Валентины Носковой были спроектированы: санаторий Черноморского флота в Омеге, площадь 50-летия СССР, завод «Парус», база отдыха «Изумруд-2», турбаза им. Мокроусова, парк Победы, детский лагерь «Ласпи», сквер Анны Ахматовой. География объектов не ограничивалась Севастополем и даже Крымом, достигая Азова, Бердянска, Адлера, Калуги и Тбилиси.
«В Адлере нужно было построить рыбный завод. Проектированием объекта занималась днями и ночами. В итоге он был сооружён недалеко от моря, чего категорически нельзя было делать из-за возможных смерчей. Мои предложения не были учтены. Разбушевалась непогода — и объект не выдержал», — вспоминает Валентина Ивановна.
53 года в архитектуре, десятки спроектированных объектов по всему постсоветскому пространству. При этом интерес к живописи никогда не угасал.
Валентина Носкова, пожалуй, необычный художник. Видение архитектора и живописца в одном лице позволяют ей раскрыть художественный замысел с филигранной точностью и показать, как архитектура может удачно вписываться в общее пространство. Акварель, графика или масло — техника не столь принципиальна.
По убеждению мастера, умение строить композицию — навык, который поможет в любой сфере деятельности. Он позволит увидеть все нюансы общей картины. В особенности, если речь идёт о работе руководителя, где талант, видение и бережливость — те слагаемые, без которых не может работать формула успешного управления. Не обойтись и без твёрдости характера, а также умения преодолевать трудности и не сдаваться.
Региональную общественную организацию «Севастопольское творческое товарищество инвалидов «Благо» юридически оформили в 1992 году. Тогда ещё сложно было представить, какие тяжёлые, а порой невыносимые испытания придётся пройти. Многие участники общества их не вынесли.
Для мастерской руководство города выделило заброшенный подвал в коммунальном доме на улице Надежды Островской, 7. Это было пыльное заплесневелое помещение без воды, отопления и туалета, с кривыми узкими ступенями, на которых не умещалась ни одна инвалидная коляска. Своими силами члены общества обустраивали помещение, давали уроки живописи детям и создавали архивы. В 1995 году в таких непростых условиях общество организовало международный пленэр «Море. Цветы. Храмы», участвовать в котором приехали выдающиеся архитекторы и художники из 7 стран и 50 городов. Позже он стал традиционным.
«Программа пленэра рассказывает об истории и ландшафте Севастополя международному сообществу, просвещает, популяризирует искусство среди студентов и детей, — отмечает Валентина Ивановна. —Для меня пленэр — всегда большая радость, ведь к нам приезжают художники из разных городов и стран, чтобы запечатлеть на своих полотнах Херсонес, Фиолент и другие замечательные места, которые впоследствии появляются в художественных каталогах».
В конце 1990-х годов необходимые инженерные коммуникации всё-таки были смонтированы. К тому времени, как это часто бывает, появились завистники и желающие присвоить помещение мастерской. Её грабили, ломали мебель и оборудование, выносили картины. А как-то раз мастерская даже была затоплена. По официальной версии, причиной случившегося стал прорыв трубы системы отопления. Ремонтная бригада, к сожалению, приехала поздно.
«Уровень горячей воды поднялся до метра, в нём сварились фотоархивы, уникальные журналы, большая часть картин, вещей и произведений искусства. Это был удар, — вспоминает Валентина Ивановна. — Позже город нам выделил новую мастерскую, уже без ступенек, в доме быта по Надежды Островской, 5, с лучшими условиями, где уже были туалет, вода и отопление. Как думаете, инвалидам удобно заниматься переездами? Но благодаря своей воле, а также помощи соседей мы это сделали и организовали мастерскую, где я обучаю не только инвалидов, но и обычных детей, и студентов — готовлю их к поступлению в архитектурные школы и вузы».
После пяти лет обращений к городским властям договор безвозмездного пользования помещением мастерской был наконец согласован. Но бизнес-охотники не успокоились. Эту мастерскую тоже неоднократно грабили. Так и живут, точнее выживают.
Художница мечтает, что однажды мастерская будет навсегда передана товариществу инвалидов «Благо». Кроме того, хочет создать «Музей людей с сильной волей» и Музей Валентины Носковой. В первом — показать уникальные картины людей с ограниченными физическими возможностями, многих из которых уже нет в живых. Во втором — объединить работы друзей по творческому цеху: архитекторов, художников, литераторов, поэтов. Однако для этого требуется сторонняя помощь и помещение. В небольшой мастерской материалов предостаточно, а места для хранения и экспонирования картин катастрофически не хватает.
За свою плодотворную работу мастерская Валентины Носковой неоднократно награждалась золотыми медалями международных жюри и почетными грамотами. Дважды — в 2004-м и 2005-м годах — она становилась лауреатом городского форума «Общественное признание». Картины Валентины Ивановны и её воспитанников участвовали в выставках в России, Украине, Болгарии, Турции, Грузии, Греции и даже Японии. Об удивительной творческой мастерской «Благо» в Севастополе был создан телефильм «Бег из неподвижности», а позже появился литературно-художественный альбом, в который вошли работы её преподавателей и учеников.
Валентина Носкова — член Международной академии архитектуры (MAAM), Союза архитекторов России, Ассоциации ландшафтных архитекторов России («АЛАРОС»). На её счету более 20 персональных выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Стамбуле, Севастополе. Картины художницы находятся в музеях и частных коллекциях в России, Англии, Германии, Греции, Турции и других стран.
Валентина Носкова преподавала в филиале Львовской Национальной академии искусств, педагогическом университете им. К. Д. Ушинского (Одесса), в Севастопольском филиале МГУ им. Ломоносова. Более 200 её воспитанников поступили в вузы и стали архитекторами.
К слову, все дети, внучка, а также дядя и брат нашей героини так или иначе связаны с искусством. Сыновья — архитекторы, дочь — художник, а внучка выпускница художественного института.
Сейчас Валентина Ивановна преподаёт в мастерской, двери которой открыты для всех желающих.
5-летняя Юля и 10-летняя Лена Шишкины — её ученицы. Младшая из сестёр уже сейчас уверенно говорит, что хочет стать художником. Возможно, потому что Шишкина? Впрочем, жизнь покажет.
Тем временем Валентина Ивановна продолжает писать картины. При этом чаще всего в них звучит тема моря, цветов и храмов.
При работе с лирическими натюрмортами она выбирает разнообразные мотивы, сочетая различные цветы, собирая их в букеты и меняя освещение.
Отмечает, что море — это жизнь, цветы — это люди, а храм — это душа.
«Человек приходит в храм для того, чтобы очиститься, чтобы ему легче было дальше жить. Он приходит за поддержкой, чтобы получить понимание и одухотворение, чтобы найти силы помогать другим. В итоге в храме происходит единение, и эта цепочка очень важна», — убеждена Валентина Носова.
Откуда Валентина Ивановна черпает силы, чтобы помогать другим многие годы? Быть может, в любви — к своим детям, к ученикам, к своему делу.
Приходите в мастерскую на постоянную экспозицию «Море. Цветы. Храмы», чтобы попробовать понять душу авторов и насладиться живописными уголками Севастополя.
Татьяна Руснак
Фото автора, ru.wikipedia.org