Неравнодушные к искусству, не проходите мимо!
Век высоких технологий диктует свои правила игры. Это наши мамы и папы в своё время часами просиживали в библиотеках, чтобы написать толковый реферат по искусствоведению, социологии или любой другой дисциплине. Сегодня всё доступно в Интернете. Но даже на просторах мировой паутины не всегда можно найти что-то стоящее, а где искать эти «жемчужины» — непонятно. В сегодняшнем арт-обзоре — уникальный документальный цикл, посвящённый искусству фотографии и подборка лучших книг по теории искусства и культурологии.
YouTube-канал «Massimo Laboratory» опубликовал серию коротких документальных фильмов о фотографах «Контрольные отпечатки/1989-2004». Фотографы рассказывают о том, как они делают свои фото и как отбирают среди контрольных отпечатков то единственное, что, в конечном итоге, становится доступным публике.
Этот сериал — погружение во внутренний мир фотографов, история о том, как у каждого мастера происходит творческий процесс, как происходит чудо и из кучи отснятого материала возникает шедевр. Проект включает в себя 35 серий, каждая из которых — маленькая философская притча. Это без сомнения самый знаменитый из сотен фильмов, посвящённых фотографии и фотографам, аналогов которому нет. Идея проекта принадлежит Уильяму Кляйну. Фильм для просмотра доступен здесь.
Ещё одна находка ждала нас на портале «The Question». Такие вопросы — не из серии «Ок, Google» — сейчас довольно редко встречаются на просторах интернета. Автор вопроса пожелал остаться анонимным, но интересовался он следующим: «Книги каких культурологов, социологов и искусствоведов — неординарны и увлекательны?»
Анониму ответил Владислав Дегтярёв — искусствовед и культуролог, преподаватель факультета Свободных искусств и наук СПбГУ: «Таких книг много, могу перечислить то, что первым приходит в голову из выпущенного по-русски. Нижеследующий список прошу считать предвзятым, субъективным и разношерстным.
«Культура Италии в эпоху Возрождения» Якоба Буркхардта, «Осень Средневековья» Йохана Хейзинги, «Человек перед лицом смерти» Филиппа Арьеса, «Сыр и черви» Карло Гинзбурга, «Поиски совершенного языка» Умберто Эко, «Джордано Бруно и герметическая традиция» Фрэнсис Йейтс, «Происхождение немецкой барочной драмы» Вальтера Беньямина, «История как искусство памяти» Патрика Хаттона, «Миф машины» Льюиса Мамфорда, «Галактика Гутенберга» Маршалла Маклюэна.
Из работ отечественных авторов: «Поэтика ранневизантийской литературы» Сергея Аверинцева, «Европейский человек наедине с самим собой» Леонида Баткина, «Платон и Атлантида» Дмитрия Панченко, «О близком» и другие книги Михаила Ямпольского, «Содом и Психея» и «Хлыст» Александра Эткинда, книги Александра Якимовича (в первую очередь — «Магическая вселенная»), «Культура Два» Владимира Паперного, «Путешествие с закрытыми глазами» Ольги Седаковой, «Колесо Фортуны» Антона Нестерова, «Modernite в избранных сюжетах» Кирилла Кобрина…»
И это мы ещё не приступали к «раскопкам»! Так, сняли первый слой. А ведь кто-то из «учёных мужей» намеренно использует мировую паутину, как компас для поиска «культурных сокровищ». Задумываешься над тем, что в Интернете, как и в любом произведении искусства, каждый находит своё. Не теряйте ориентиры, господа!