Музыка лечит: чему учит новый фильм «Ненормальный»?
Кино, где ни с кем из героев не происходит ничего плохого, уже не воспринимается как что-то банальное. Особенно когда это контрастирует с главной темой картины. Поэтому когда новый отечественный фильм «Ненормальный» рассказывает о больном мальчике по-доброму и без надрыва — это работает.
Новый подход к социальному кино, яркие локации — чем ещё зрителя может зацепить кинолента? Разбиралась ForPost-Афиша.
Фото обложки: Кинослово/Централ Партнершип
Пробуем по-новому
Тема преодоления трудностей у людей с ОВЗ для кинематографа совсем не нова. Каждый режиссёр привносит в неё что-то своё и смещает фокус. Кто-то больше рассуждает о любви и принятии, кто-то — о неудачах и упорном труде. Обычно через такую призму зритель ожидает увидеть самое горькое и печальное, что может произойти в подобных обстоятельствах.
Кадр: Кинослово/Централ Партнершип
Так и случилось с фильмом Михаила Расходникова «Временные трудности». В 2018 году его выпустил тот же кинопрокатчик, что и «Ненормального». По сюжету Иван Охлобыстин в роли отца пытался «исправить» сына с ДЦП жестокими методами. Вывозил в лес для встречи с медведем в одиночку, унижал, оскорблял. Случилось чудо: в самом конце мальчик «выздоравливает» и становится успешным бизнес-коучем. Угадать реакцию родителей и специалистов, работающих с ДЦП, на такую подачу в киноленте не составит особого труда.
После такого «рецепта счастья» российский кинематограф отчаянно нуждался в реванше. Мир не успел оправиться от пандемии, как дальше последовали военные конфликты и катастрофы. Казалось бы, люди перенасыщены событийной повесткой, а социальное кино просто добьёт и без того перегруженное общество. Но здесь в игру вступает Илья Маланин, создавая «Ненормального» как добродушную формулу превозмогания.
Отцы и дети
На первый взгляд, судовой инженер Юрий (Александр Яценко) тоже верит в силу гимнастики, упражнений и отрицает силу медикаментозного лечения. Но существенная разница всё же есть. Он искренне любит приёмного сына Колю (Елисей Свеженцев), не используя ни морального, ни физического насилия. Он внимателен к проявлениям ребёнка и подмечает важную деталь — его интерес к музыке.
Кадр: Кинослово/Централ Партнершип
Диагноз мальчика — митохондриальная миопатия. В порыве грусти он часто называет самого себя «ненормальным», с чего и начинает развиваться другой виток фильма с детско-родительскими отношениями. Юрий произносит трогательный монолог о том, как переоценена «нормальность». Можно ли считать нормальным родного отца Коли, который бросил сына, узнав о его диагнозе?
И хотя посыл довольно трогательный, уже на середине фильма зритель абсолютно чётко понимает: ничего плохого с героями не случится. Вот Юра покупает Коле фортепиано, тут он начинает играть, а дальше уже едет в Шанхай на международный конкурс. Зато параллельно начинает развиваться другая история: любовь приёмного отца начинает давить на парня по мере взросления. Но мы не забываем, что здесь все темы подсвечиваются мягко. А потому даже в самых серьёзных ссорах герои позволяют себе кричать только один раз за весь хронометраж.
Кадр: Кинослово/Централ Партнершип
Ненавязчивой красной нитью между поколениями тянется мысль: только отпустив Колю (Илларион Маров), Юрий сможет стать ему настоящим отцом. Мягкий тон происходящему задают и локации. Совершенно неважно, происходят действия в Шанхае или родном городе героев — всё выглядит красиво, опрятно и по-своему уютно. Завершает атмосферу доброго кино красивая история любви между Колей и переводчицей Анной (Сюй Шиюэ), которая восхищается его талантом, часто напоминая, как почётно быть пианистом.
Кадр: Кинослово/Централ Партнершип
Смотрели фильм «Ненормальный»? Делитесь мнением у нас в Дзене
В тему: «Не хуже Голливуда: российские блокбастеры, покорившие Китай»
Анастасия Скалдина