Недетские воспоминания: к 9 мая СевТЮЗ представил премьеру «Вкус медной проволоки»
Мальчишки и девчонки из далёкого 1944 года — дети, у которых война отняла детство. Они узнали, что такое невозвратимые потери, несчастье и разрушения. Потому стремительно взрослели, учились понимать чужую боль, без лишних слов помогали друг другу. 6 и 8 мая в Севастопольском ТЮЗе прошла премьера по «самой жизнеутверждающей книге о войне» Геннадия Черкашина «Вкус медной проволоки».
«Первая ночь войны. Мамин крик: «Землетрясение!». Дребезжание стёкол, крики за окнами, раскаты грома. Не одеваясь, мы выбежали на улицу. Что это? Словно взбесившиеся мотались по небу прожектора, остервенело захлебываясь, вели огонь зенитки на берегу и кораблях. А с противоположной стороны, нарастая, разносился непривычно низкий, нагоняющий тревогу гул приближающегося самолёта. Ещё минута и мы его увидели — он летел на небольшой высоте. А на его крыльях я разглядел кресты — два чёрных креста, окантованных чёрной краской… Это же немцы! Это же война!».
Звуки взрывов, разрушенный Севастополь, голод, плен, ранения и смерть… На этом фоне простые детские радости, игры и дружба, и вера в Победу и в то, что город выстоит.
Сборник рассказов Черкашина — о военном и послевоенном времени, когда всё вокруг напоминает о трагическом прошлом. Тем не менее, это повествование не о смерти, а о торжествующей жизни.
При этом автор как свидетель того, что описывает, делает это очень правдиво и откровенно — не щадит нервы своих читателей.
«У Черкашина особый язык повествования. Его рассказы могут показаться достаточно тяжёлыми современному поколению. Ведь он открыто пишет о том, как всё происходило. Одна из наших главных задач — привлечь внимание к этой непростой теме юных зрителей, которые относятся к этому, как к далёкому прошлому. У автора события описываются во всех красках, прямолинейно — это меня зацепило», — рассказывает ForPost-Афише режиссёр спектакля Данил Высоцкий.
На дымящихся развалинах города, который ещё предстоит вернуть к жизни, главные герои живут своей горькой, обожжённой войной памятью, голодным и тревожным настоящим, прекрасной светлой надеждой на будущее, верой в себя, в своих друзей и в свою Родину.
«Совсем маленькие зрители принимают игровые эпизоды — им нравится движение, быстрая динамика. Не всё может быть понятно. Они сыты, счастливы, любимы. Поэтому то новое, что они увидят — это что-то неизвестное; они наблюдают, запоминают. Речь идёт о воспитании патриотических чувств, любви к своему родному городу», — отмечает Екатерина Скрибцова.
Четверо рассказчика по ходу повествования примеряют на себя разные роли, помогая зрителю открывать для себя новые смыслы и показывая дух несломленного Севастополя — даже в детских играх.
Кажется, жизнь как жизнь: школа, работа, мальчишки играют в футбол — вроде, ничего необычного, разве что мяч вырезан из гусеничной резины подбитого танка. Когда к мальчишкам подошли два американца с видеокамерой и бросили им шоколад, ребята, вместо того чтобы накинуться на него, стали использовать его вместо мяча.
«… Длинный офицер присел, навел на нас кинокамеру и кинул плитку. Плитка взлетела вверх и, кувыркаясь, упала на землю. Меня немного удивило, зачем он её кинул, а не протянул нам, но когда Киндер подбил её ногой, я все понял. Они думали, что мы вцепимся в этот шоколад и будем рвать его друг у друга, как голодные собаки. Мы будем драться, а они будут снимать, а потом показывать у себя в Америке.
Я крикнул:
— Киндер, пас! — и он мастерски пасанул мне эту плитку, а я с ходу послал её Котьке — пусть тоже подержится: шоколад ведь!».
Татьяна Руснак
Фото Анны Корниловой