Не ограничиваясь полумерами: Достоевский погружается в «человеческие болезни» до дна

21-01-2022 17:01

25 января отмечается День российского студенчества (Татьянин День). И именно в этот праздник один из самых любимых молодёжью спектаклей театра имени Лавренёва «Отец мой Карамазов» вы сможете увидеть по «студенческой цене». Зачем режиссёр постановки привёл зрителей в суд? Похож ли творческий почерк Достоевского на механику современного ток-шоу? Почему роман можно считать экспозицией Алёши Карамазова? Предлагаем вспомнить самые яркие моменты из беседы с режиссёром спектакля «Отец мой Карамазов» Николаем Нечаевым на ForPost.

О рождении спектакля

Напомним, спектакль посвящён 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. Зритель мог бы его и не увидеть, если бы ранняя задумка режиссёра всё-таки воплотилась в жизнь. Ведь изначально к юбилею автора Николай Нечаев планировал создать моноспектакль.

В итоге постановка, посвящённая юбилею писателя, создана всего за 1,5 месяца! Как это удалось?

«Я бы не смог создать инсценировку за 2 недели, поставить спектакль за месяц, если бы не любил творчество Достоевского. Можно сказать, что я готовился к этой постановке всю жизнь. Мне нравится Фёдор Михайлович как автор, личность. У него невероятная энергия», говорит Николай Нечаев.

Андрей Малахов «своего» времени?

После прочтения произведений Достоевского может возникнуть впечатление, что автор готов на всё, чтобы привлечь читателя. Если говорить современным языком, возникает вопрос: использовал ли он так называемые психологические якоря, на которых строятся современные ток-шоу не без оттенка желтизны?

По мнению режиссёра-постановщика, писатель обращает внимание на вопросы, которые способны изменить жизнь человека, помочь выстроить траекторию приоритетов — не увести в сторону, как делают создатели ток-шоу.

«Ток-шоу не отвечают на коренные вопросы. Они нас наоборот запутывают, и построены на потребности человека узнать нечто скверное о другом. Достоевский же идёт до конца. Он не останавливается на этом, чтобы отвлечь человека, — отмечает Нечаев. — «Кто я?», «Так ли проживаю свою жизнь?», «Может моё место вовсе не здесь?». Мне кажется эти и подобные вопросы потому и «проклятые», так как на них следует ответить не каждому поколению, а человеку в разные этапы своей жизни. Достоевский концентрирует на этом внимание».

Преодоление «человеческих болезней»

Фёдор Михайлович Достоевский — один из самых смелых авторов, который «не ограничивается полумерами». В этом убеждён режиссёр. При этом его творчество позволяет почувствовать контраст в эмоциональных состояниях, которого, возможно, сейчас не хватает.

«Он погружается в «человеческие болезни» до дна, до предела, и выходит из этого. В его произведениях всегда есть свет, говорит Нечаев. Достоевский реалист. Он снимает внутреннее читательское самодовольство, заставляя беспокоиться. Это мне в нём нравится. Он именно тот автор, который постоянно ищет, протестует, борется, преодолевает».

От молодого послушника в революционеры и женский образ в творчестве Достоевского

По мнению Николая Нечаева, роман «Братья Карамазовы» можно назвать экспозицией Алёши Карамазова, который впоследствии (предполагалось написание продолжения романа) должен стать цареубийцей.

Если о причинно-следственных связях политического преступления можно только догадываться, то взаимосвязь между женскими персонажами в творчестве Достоевского явно видна.

«В его произведениях можно выделить два типа женщин. Первый «тень», над которой издеваются и доводят её практически до самоубийства. Второй инфернальный образ. Например, Настасья Филлиповна (героиня романа Ф. М. Достоевского «Идиот» ред). Она создаёт вокруг себя ситуацию катастрофы, которая сталкивает всех и является триггером главного конфликта. Наши главные героини — второй тип».

Все в суд!

Линейно пересказать роман невозможно, да и стоит ли? Для создания спектакля режиссёр искал тот самый «ключ», постановочный эквивалент.

«Суд — это бытовой процесс, который понятен даже тем, кто в нём не участвовал. Но впоследствии он должен перейти в другое качество. Таким образом, суд стал некими предлагаемыми обстоятельствами, с которых всё начинается».

Кто же стал судьей? Вы удивитесь…но, возможно, и нет.

25 января приходите на спектакль «Отец мой Карамазов» в театр имени Лавренёва. Стоимость билета для всех — 200 рублей.

Татьяна Руснак

Фото Анны Корниловой

 

 769 Всего просмотров



спектакль «Отец мой Карамазов», театр имени Лавренёва, Фёдор Достоевский,

Поделиться:

Похожие посты

«Вампиры средней полосы»: финал 2-го сезона

Сериал «Вампиры средней полосы» есть за что хвалить. Первый сезон получился весьма удачным — хороший каст, шутки и необычная подача вампирской темы. Кровопийцы наконец-то обрели по-настоящему русский колорит, за что и полюбились зрителю. Помимо этого

Спортивный кутюрье: о высокой моде на игровой арене

Такие бренды, как Nike, Adidas и Puma, уже давно «одевают» всех мировых спортсменов. Форма, обувь и даже рекламные баннеры — для нас само собой разумеющееся. Но что насчёт высокой моды? Волна неожиданных проектов уже давно докатилась даже до отдалённ

Dead Space Remake — а стоит ли?

Игра Dead Space стала настоящей вехой в жанре ужасов. Кто в 2008 году мог подумать, что выживание в космосе так понравится аудитории? История борьбы Айзека Кларка с некроморфами получила заслуженное продолжение, и по сей день попадает в топы самых ст

Красота по-французски: как проходит Неделя моды в Париже

Неделя моды в Париже уже стартовала! Ежегодное fashion-безумие в этот раз вызывает особенно бурное обсуждение. Зоозащитники возмущаются из-за таксидермической эстетики Schiaparelli, блогеры недоумевают от эпатажных нарядов Doja Cat. А в интернете сме

Оскар 2023: обо всём и сразу

Номинанты премии «Оскар 2023» наконец-то известны. И уже можно сказать, что предстоящая церемония будет яркой и непредсказуемой. О громких возвращениях, странных номинантах и главных фильмах этого сезона в этом материале. По количеству номинаций л

Новости ForPost

Метки

спектакли Мариинский театр театр драмы "Психо Дель Арт" арт-отель "Украина" Фёдор Достоевский Живая классика Эрмитаж рецензия Михаил Булгаков Театральная улица кинофестиваль Святой Владимир Новый год Балаклава Александр Петров Море Динопарк Лев Толстой Великая Отечественная война спектакль День Победы фестиваль Севастопольский театр оперы и балета Театр танца им. В.А.Елизарова Молодёжь Конкурс красоты поэзия Музей обороны Севастополя СевТЮЗ дети Опера в Херсонесе творчество театр Луначарского Федюхины высоты Бесы 75 лет Победы музыка Херсонес Таврический Таврида-АРТ Дворец культуры рыбаков Достоевский Ольга Панкратова Конкурс "Живая классика" театр Фонд «Живая классика» танцы Золотая балка Крым Сергей Безруков Севастополь ДКР кино Анна Каренина Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Фестиваль «Таврида — АРТ» художник Театр им. Кукол Валерий Либа книги Санкт-Петербург опера Севастопольский военно-исторический музей-заповедник искусство изоляция Психо Дель Арт живопись Херсонес карантин Музеи онлайн История фильмы фестиваль «Природа Искусства» Сергей Шнуров праздник Большой севастопольский офицерский бал ЦГБ им. Л.Н.Толстого Театр Лавренёва выставка Виталий Либа Афиша Севастополя коронавирус Картины Мода День ВМФ Мастер и Маргарита мастер-классы «Оперные вечера в Севастополе» Россия 9 мая Севастопольский ТЮЗ выставки СЦКиИ Клим Шипенко Григорий Лифанов Крымский военно-исторический фестиваль Андрей Маслов концерт самоизоляция балет художники Театр имени Луначарского