Не ограничиваясь полумерами: Достоевский погружается в «человеческие болезни» до дна
25 января отмечается День российского студенчества (Татьянин День). И именно в этот праздник один из самых любимых молодёжью спектаклей театра имени Лавренёва «Отец мой Карамазов» вы сможете увидеть по «студенческой цене». Зачем режиссёр постановки привёл зрителей в суд? Похож ли творческий почерк Достоевского на механику современного ток-шоу? Почему роман можно считать экспозицией Алёши Карамазова? Предлагаем вспомнить самые яркие моменты из беседы с режиссёром спектакля «Отец мой Карамазов» Николаем Нечаевым на ForPost.
О рождении спектакля
Напомним, спектакль посвящён 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. Зритель мог бы его и не увидеть, если бы ранняя задумка режиссёра всё-таки воплотилась в жизнь. Ведь изначально к юбилею автора Николай Нечаев планировал создать моноспектакль.
В итоге постановка, посвящённая юбилею писателя, создана всего за 1,5 месяца! Как это удалось?
«Я бы не смог создать инсценировку за 2 недели, поставить спектакль за месяц, если бы не любил творчество Достоевского. Можно сказать, что я готовился к этой постановке всю жизнь. Мне нравится Фёдор Михайлович как автор, личность. У него невероятная энергия», — говорит Николай Нечаев.
Андрей Малахов «своего» времени?
После прочтения произведений Достоевского может возникнуть впечатление, что автор готов на всё, чтобы привлечь читателя. Если говорить современным языком, возникает вопрос: использовал ли он так называемые психологические якоря, на которых строятся современные ток-шоу не без оттенка желтизны?
По мнению режиссёра-постановщика, писатель обращает внимание на вопросы, которые способны изменить жизнь человека, помочь выстроить траекторию приоритетов — не увести в сторону, как делают создатели ток-шоу.
«Ток-шоу не отвечают на коренные вопросы. Они нас наоборот запутывают, и построены на потребности человека узнать нечто скверное о другом. Достоевский же идёт до конца. Он не останавливается на этом, чтобы отвлечь человека, — отмечает Нечаев. — «Кто я?», «Так ли проживаю свою жизнь?», «Может моё место вовсе не здесь?». Мне кажется эти и подобные вопросы потому и «проклятые», так как на них следует ответить не каждому поколению, а человеку в разные этапы своей жизни. Достоевский концентрирует на этом внимание».
Преодоление «человеческих болезней»
Фёдор Михайлович Достоевский — один из самых смелых авторов, который «не ограничивается полумерами». В этом убеждён режиссёр. При этом его творчество позволяет почувствовать контраст в эмоциональных состояниях, которого, возможно, сейчас не хватает.
«Он погружается в «человеческие болезни» до дна, до предела, и выходит из этого. В его произведениях всегда есть свет, — говорит Нечаев. — Достоевский — реалист. Он снимает внутреннее читательское самодовольство, заставляя беспокоиться. Это мне в нём нравится. Он именно тот автор, который постоянно ищет, протестует, борется, преодолевает».
От молодого послушника в революционеры и женский образ в творчестве Достоевского
По мнению Николая Нечаева, роман «Братья Карамазовы» можно назвать экспозицией Алёши Карамазова, который впоследствии (предполагалось написание продолжения романа) должен стать цареубийцей.
Если о причинно-следственных связях политического преступления можно только догадываться, то взаимосвязь между женскими персонажами в творчестве Достоевского явно видна.
«В его произведениях можно выделить два типа женщин. Первый — «тень», над которой издеваются и доводят её практически до самоубийства. Второй — инфернальный образ. Например, Настасья Филлиповна (героиня романа Ф. М. Достоевского «Идиот» — ред). Она создаёт вокруг себя ситуацию катастрофы, которая сталкивает всех и является триггером главного конфликта. Наши главные героини — второй тип».
Все в суд!
Линейно пересказать роман невозможно, да и стоит ли? Для создания спектакля режиссёр искал тот самый «ключ», постановочный эквивалент.
«Суд — это бытовой процесс, который понятен даже тем, кто в нём не участвовал. Но впоследствии он должен перейти в другое качество. Таким образом, суд стал некими предлагаемыми обстоятельствами, с которых всё начинается».
Кто же стал судьей? Вы удивитесь…но, возможно, и нет.
25 января приходите на спектакль «Отец мой Карамазов» в театр имени Лавренёва. Стоимость билета для всех — 200 рублей.
Татьяна Руснак
Фото Анны Корниловой
Поделиться:
Похожие посты
Московская неделя моды 2024: лучшие показы
Грязная диета: зачем блогеры едят землю, глину и мел?
Призраки против пришельцев: о чём аниме «Дандадан»
Комедия из Севастополя: Как снимали «Женатого холостяка»
Большой разбор Недели моды в Париже весна-лето 2025
Новости ForPost
- В Севастополе женщина сорвалась с Тигрового мыса и погибла
- В Севастополе свернули платный отдых и рыбалку в заказнике
- В Севастополе частично открыли очень важную развязку
- Севастопольский транспорт способен довести до развода
- Севастопольцам предлагают проститься с летом
- Льготники могут подготовиться к ЕГЭ бесплатно и получить стипендию в СевГУ
- Стометровке в Севастополе грозит массовый снос торговых объектов
- Когда до победы ещё далеко
- Почему Севастополь не торопится из демографической ямы – ForPost «Реактор»
- Севастопольцев просят не «спасать» дельфинов