Не ограничиваясь полумерами: Достоевский погружается в «человеческие болезни» до дна

21-01-2022 17:01

25 января отмечается День российского студенчества (Татьянин День). И именно в этот праздник один из самых любимых молодёжью спектаклей театра имени Лавренёва «Отец мой Карамазов» вы сможете увидеть по «студенческой цене». Зачем режиссёр постановки привёл зрителей в суд? Похож ли творческий почерк Достоевского на механику современного ток-шоу? Почему роман можно считать экспозицией Алёши Карамазова? Предлагаем вспомнить самые яркие моменты из беседы с режиссёром спектакля «Отец мой Карамазов» Николаем Нечаевым на ForPost.

О рождении спектакля

Напомним, спектакль посвящён 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. Зритель мог бы его и не увидеть, если бы ранняя задумка режиссёра всё-таки воплотилась в жизнь. Ведь изначально к юбилею автора Николай Нечаев планировал создать моноспектакль.

В итоге постановка, посвящённая юбилею писателя, создана всего за 1,5 месяца! Как это удалось?

«Я бы не смог создать инсценировку за 2 недели, поставить спектакль за месяц, если бы не любил творчество Достоевского. Можно сказать, что я готовился к этой постановке всю жизнь. Мне нравится Фёдор Михайлович как автор, личность. У него невероятная энергия», говорит Николай Нечаев.

Андрей Малахов «своего» времени?

После прочтения произведений Достоевского может возникнуть впечатление, что автор готов на всё, чтобы привлечь читателя. Если говорить современным языком, возникает вопрос: использовал ли он так называемые психологические якоря, на которых строятся современные ток-шоу не без оттенка желтизны?

По мнению режиссёра-постановщика, писатель обращает внимание на вопросы, которые способны изменить жизнь человека, помочь выстроить траекторию приоритетов — не увести в сторону, как делают создатели ток-шоу.

«Ток-шоу не отвечают на коренные вопросы. Они нас наоборот запутывают, и построены на потребности человека узнать нечто скверное о другом. Достоевский же идёт до конца. Он не останавливается на этом, чтобы отвлечь человека, — отмечает Нечаев. — «Кто я?», «Так ли проживаю свою жизнь?», «Может моё место вовсе не здесь?». Мне кажется эти и подобные вопросы потому и «проклятые», так как на них следует ответить не каждому поколению, а человеку в разные этапы своей жизни. Достоевский концентрирует на этом внимание».

Преодоление «человеческих болезней»

Фёдор Михайлович Достоевский — один из самых смелых авторов, который «не ограничивается полумерами». В этом убеждён режиссёр. При этом его творчество позволяет почувствовать контраст в эмоциональных состояниях, которого, возможно, сейчас не хватает.

«Он погружается в «человеческие болезни» до дна, до предела, и выходит из этого. В его произведениях всегда есть свет, говорит Нечаев. Достоевский реалист. Он снимает внутреннее читательское самодовольство, заставляя беспокоиться. Это мне в нём нравится. Он именно тот автор, который постоянно ищет, протестует, борется, преодолевает».

От молодого послушника в революционеры и женский образ в творчестве Достоевского

По мнению Николая Нечаева, роман «Братья Карамазовы» можно назвать экспозицией Алёши Карамазова, который впоследствии (предполагалось написание продолжения романа) должен стать цареубийцей.

Если о причинно-следственных связях политического преступления можно только догадываться, то взаимосвязь между женскими персонажами в творчестве Достоевского явно видна.

«В его произведениях можно выделить два типа женщин. Первый «тень», над которой издеваются и доводят её практически до самоубийства. Второй инфернальный образ. Например, Настасья Филлиповна (героиня романа Ф. М. Достоевского «Идиот» ред). Она создаёт вокруг себя ситуацию катастрофы, которая сталкивает всех и является триггером главного конфликта. Наши главные героини — второй тип».

Все в суд!

Линейно пересказать роман невозможно, да и стоит ли? Для создания спектакля режиссёр искал тот самый «ключ», постановочный эквивалент.

«Суд — это бытовой процесс, который понятен даже тем, кто в нём не участвовал. Но впоследствии он должен перейти в другое качество. Таким образом, суд стал некими предлагаемыми обстоятельствами, с которых всё начинается».

Кто же стал судьей? Вы удивитесь…но, возможно, и нет.

25 января приходите на спектакль «Отец мой Карамазов» в театр имени Лавренёва. Стоимость билета для всех — 200 рублей.

Татьяна Руснак

Фото Анны Корниловой

 

 525 Всего просмотров



спектакль «Отец мой Карамазов», театр имени Лавренёва, Фёдор Достоевский,

Поделиться:

Похожие посты

Октябрь: дайджест месяца

К началу каждого месяца ForPost-Афиша собирает для вас список самых интересных новинок, на которые стоит обратить своё внимание. Как провести время в октябре — уже в этом дайджесте.

Почитать:

Своё, родное: что модные российские бренды предлагают этой осенью?

Осень 2022 стала прорывом в мире моды. Но что делать, если за окном непогода, а из торговых центров пропали любимые магазины? ForPost-Афиша предлагает решение, обращаясь к российским брендам одежды в поисках самых стильных образов сезона. Многие ж

«Блондинка»: хроника страданий Мэрилин Монро

Спустя 60 лет Мэрилин Монро продолжает оставаться культовой персоной мира Голливуда. Её стиль — в творчестве тысяч «вдохновившихся», а сияющее от улыбки лицо — на рекламных постерах и старых афишах. Но реальная жизнь дивы не была лишена страданий. Им

«Осенний приём»: как в Севастополе будут возрождать культуру меценатства?

24 сентября в бизнес-центре «Царская пристань» состоялся «Осенний приём». Представители власти, бизнеса и искусства собрались с весьма амбициозной целью — возродить в Севастополе традиции меценатства. О самом вечере и перспективах, которые он открыва

Чёрт знает что: секрет популярности анимационного сериала «Адский босс»

После восьми месяцев затишья анимационный сериал «Адский босс» наконец получил продолжение. Летом стартовал второй сезон инди-комедии для взрослых: на YouTube доступен только первый эпизод, а выход следующего ожидается этой осенью. Пока огромная фана

Новости ForPost

Метки

музыка Молодёжь фестиваль праздник Международный день танца Театр Лавренёва Музей-заповедник "Херсонес Таврический" арт-отель "Украина" Фёдор Достоевский Великая Отечественная война опера дети СЦКиИ художники концерт Федюхины высоты Психо Дель Арт выставки Севастопольский театр оперы и балета Александр Петров Фонд «Живая классика» коронавирус Фестиваль «Таврида — АРТ» Балаклава самоизоляция Херсонес Севастопольский военно-исторический музей-заповедник творчество 75 лет Победы Музеи онлайн карантин Опера в Херсонесе Сергей Безруков Григорий Лифанов Крымский военно-исторический фестиваль Золотая балка балет Море фестиваль «Природа Искусства» Крым Виталий Либа Михаил Булгаков пандемия онлайн-марафон Сергей Шнуров ЦГБ им. Л.Н.Толстого Театр им. Кукол выставка Херсонес Таврический поэзия Музей обороны Севастополя Валерий Либа мастер-классы День ВМФ Большие гастроли книги Конкурс "Живая классика" История спектакль танцы Анна Каренина Большой севастопольский офицерский бал Бесы театр Луначарского День Победы Севастопольский ТЮЗ художник Россия искусство кинофестиваль Святой Владимир Севастополь фильмы Динопарк Клим Шипенко 9 мая изоляция Лев Толстой Андрей Маслов театр драмы "Психо Дель Арт" Театральная улица кино Достоевский ДКР Картины спектакли «Оперные вечера в Севастополе» Конкурс красоты СевТЮЗ Дворец культуры рыбаков Таврида-АРТ Театр имени Луначарского Мастер и Маргарита Санкт-Петербург театр Ольга Панкратова Живая классика живопись Эрмитаж Афиша Севастополя Мариинский театр