Не Голливудом единым: 4 достойных фильма не на английском языке
США уже долгие годы восседает на «троне» кино. Неподалёку скромно стоят Великобритания, Канада и Австралия. Но эта картина мира порядком устарела: сейчас фильм из любого уголка света может стать сенсацией. В этой подборке расширяем свой кругозор и знакомимся с интересными киноработами стран мира. Изящно избегая сугубо англоязычные.
Ещё по одной (2020)
Страна: Дания, Швеция, Нидерланды
Снимать алкодрамы непросто. Когда метафоричная бутылка является осью сюжета, очень легко пропустить момент, когда киноязык превращается в пошлый и невнятный пьяный бубнёж. А вот у Томаса Винтерберга получилось скорее философствование подшофе. И это прекрасно.
Четыре учителя средних лет сталкиваются с типичными проблемами своего возраста: разлад в семье, эмоциональное выгорание, мучительная рефлексия. И вот один из них рассказывает о теории, согласно которой человеку с рождения не хватает 0,5 промилле. И каждый день эту нехватку надо восполнять, иначе никакого счастья. Сказав что-то в духе «а что мы теряем?», компания решается на эксперимент. Как позже выяснится, потерять можно многое.
Картина рассказывает не только о кризисе среднего возраста, но и попутно захватывает алкогольную проблему родины режиссёра — Дании. Только алкоголизм там не у взрослых, а у подростков. С этим контекстом фильм приобретает большую глубину, проецируя камерную историю на целую страну. А если убрать социальную подоплёку, останется довольно печальная история о неизбежности смерти и жизненных трагедиях. К чести создателей, прекрасно снятая и сыгранная.
Цоци (2005)
Страна: ЮАР
Это причудливое на наш слух слово означает «вор». О нём и пойдёт речь в фильме. Юный Цоци промышляет в брутальных и пугающих пригородах Йоханнесбурга вместе с тремя подельниками. Он давно забыл своё настоящее имя и отзывается только на кличку. Парень жесток и агрессивен, и эти качества, казалось, успели в нём закостенеть.
Но здесь в историю Цоци вмешивается сама жизнь. И подкидывает ему… младенца. Такой обескураживающий подарок судьбы побуждает парня переосмыслить свою жизнь. Он вспоминает своё детство, покойную мать. А цинизм и жестокость, без которых не выжить в трущобах, начинают вытесняться стремлением к любви, покою. Исполнитель главной роли Пресли Чвенайдаэ отлично передаёт эти метаморфозы. Он откровенен со зрителем: ни злясь, ни плача, актёр не кажется фальшивым.
Режиссура «Цоци» открывает перед нами суровое южноафриканское гетто, где оно оттеняется на фоне богатой столицы. Но главное здесь — история, причём весьма универсальная. Свои грехи люди везде искупают одинаково. Даже если это происходит где-то в трущобах.
Олдбой (2003)
Страна: Южная Корея
За шестнадцать лет до воцарения оскароносных «Паразитов», именно эта картина щекотала нервы любителям кино. И завязка здесь куда интереснее. Мелкого бизнесмена О Де-су похищают неизвестные, после чего на пятнадцать лет помещают в комнату без окон. Вернее, есть одно своеобразное — телевизор. Из него он узнаёт про смерть жены и свой статус главного подозреваемого. Это побуждает О Де-су бежать. А вот получится ли это сделать — вопрос.
Сюжет фильма представляет из себя эдакие американские горки. Имейте в виду: режиссёру не особо интересно, комфортно ли вам во время поездки. Повествование здесь зыбкое и рваное, напоминающее кошмарный сон (что немудрено). Западному зрителю такой подход до сих пор кажется экзотичным, а тогда и вовсе ошеломлял. Квентин Тарантино окрестил его «абсолютным шедевром», и это вполне справедливо. Когда фильм удивляет даже спустя десятилетия после выхода — это дорогого стоит.
Лабиринт Фавна (2006)
Страна: Мексика, Испания
Гильермо дель Торо уж очень любит мистику. В этом фильме она сплетается в причудливый симбиоз с темой Второй мировой войны. 1944 год, в лесах испанской Наварры идут бои повстанцев с фашистами. Там же оказывается и мечтательная девочка Офелия со своей больной матерью. Увлечение малышки сказками заводит её вглубь леса, где находится лабиринт Фавна. Там она узнаёт о своей необычной судьбе.
Может появиться впечатление, что сказка и военное кино — сомнительный дуэт. Но сказка эта довольно мрачная и местами жестокая: с политическими и религиозными аллегориями. Как и в других фильмах дель Торо, монстры выступают аллюзиями на людей. А в фэнтези присутствует быт реальной жизни.
С визуальной точки зрения «Лабиринт фавна» великолепен. Он пугающе реалистичен и может похвастаться уникальной стилистикой, что неудивительно: ведь фэнтези здесь идёт рука об руку с брутальной военщиной. Сказка дель Торо точно не предназначена для детей, да и не каждый взрослый сможет её осилить. С другой стороны, кино и не обязано вызывать ощущение комфорта. Если вместо этого оно оставляет в смятении и противоречиях — значит вы потратили своё время не зря.
Денис Котляров
Фото: kinopoisk.ru