«Не бойся быть счастливым»: тихая история с громким эхом
Премьерный спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» — личное высказывание луначарцев, которое отчасти звучит на языке кинематографа. Эта постановка отличается от других спектаклей Григория Лифанова. Вы не увидите привычный почерк режиссёра, тем не менее, одно остаётся неизменным. Подробнее о премьере — в нашем материале.
Март 1942 года
В блокадном Ленинграде в полуразрушенном доме случайно встречаются двое: Марат и Лика. Их не просто объединяет общая беда. Они влюбляются и становятся единственной опорой друг другу.
Та же беда приводит к ним третьего — Леонидика — голодного, истощённого молодого человека, который хочет быть поэтом. Его принимают, с ним делятся добытыми крохами, ставят на ноги.
Марат, Лика и Леонидик по-настоящему сближаются. И здесь случается ещё одна влюблённость. Но настаёт время, когда Лика остаётся одна. Марат и Леонидик идут на войну.
Судьба трёх героев завязывается в крепкий узел в военное время. При этом пьеса — прежде всего о простых людях. Они живут сегодняшним днём, радуются жизни. Но, когда приходят тяжёлые испытания, вырастают до героев.
«Пьеса требует очень вдумчивого отношения к материалу — особенно в наше время, когда мы не должны «кричать», а немного задуматься и говорить тише. Никто не отменяет любви к Родине. Но об этом не обязательно громко говорить. Поэтому мы любим нашу Родину очень тихо в этом спектакле», — отмечает Григорий Лифанов.
Постановка «Не бойся быть счастливым» — о мощной силе, когда любовь спасает в любой ситуации; когда идея является стимулом, чтобы выжить, доказать свои взгляды. Главное, по словам режиссёра, — то, как люди несмотря ни на что остаются людьми и желают достичь максимального результата в своей жизни.
Хоть спектакль достаточно «тихий», он даёт возможности для «взрыва». Здесь это эмоциональный монолог Марата о том, чего он достиг в свои 35 лет. Строительство нескольких мостов не считается им за большое достижение. Он, выживший в войне, в отличие от миллионов других, словно не оправдывает их ожиданий и не справляется.
В произведении представлены разные этапы становления страны. Поэтому речь идёт не только о военном, но и трудовом подвиге, когда страна возрождалась из пепла.
Март 1946 года
Лика, как и мечтала, поступила в мединститут. С фронта приходит потерявший руку Леонидик. Конечно, она принимает его как родного.
А как же любовь? Она продолжает ждать Марата, но за все годы ни одной весточки. Он возвращается Героем Советского Союза. Без тени сомнений убеждён, что раз прошёл фронт, то и в личной жизни всё будет гладко.
Но нет… недоговорил, недопонял, не сказал вовремя нужные слова — и всё! Он жалеет влюблённого в Лику Леонидика, отступает и уезжает. Конечно, чувства не проходят бесследно. Марат переживает внутренний конфликт и чувствует боль на протяжении многих лет.
«Когда главный поступок совершает мужчина — женщине остаётся принять либо уйти. Моей героине такой выбор не был предоставлен. Изначально слова, которые она мечтала услышать, сказал другой. Поэтому она приняла предложение. Ведь остаться одной — это более сильный страх после той травмы, которая нанесла война. Когда Марат уходит, она думает, что они больше не увидятся. Да, произошло не то, о чём она мечтала. Но Леонидик не оставил её и сказал о своих чувствах», — отмечает исполнительница роли Лики Виктория Мулюкина.
Декабрь 1959 года
Лика и Леонидик давно женаты. Но счастливы ли? И вновь предстоит сделать непростой выбор. Пожертвовать собой во имя благополучия близких? И снова да! На этот раз уходит Леонидик.
«Хотел бы сделать моего персонажа не таким, каким он обычно предстаёт — все его хотят согреть, пожалеть. На самом деле для меня он намного сильнее остальных двух героев, потому что уступить любимую девушку другу — очень сильный шаг. На такой поступок способен не каждый человек. Для этого должен быть сильный внутренний стержень», — убеждён исполнитель роли Леонидика Виталий Омельченко.
В спектакле всё подчинено главной идее — рассказать простую человеческую историю. Здесь отсутствуют яркие выразительные средства (присущие многим постановкам в репертуаре театра), минимум декораций и музыкального сопровождения, большое количество пауз в диалогах героев. Всё это помогает приблизиться к пониманию внутреннего мира персонажей со всеми их преимуществами и недостатками. Можно быть героем СССР, но найти в себе силы признаться в любви только через 13 лет.
«Всегда, когда начинаешь работать над пьесой, изучаешь мотивы поступков — душевные метания, когда человек в размышлениях, и принимает те или иные решения исходя из конкретных событий. Пытаясь понять суть мотивов, они становятся более интересными, чем сказанные слова или поступки. Иногда актёры находят свои интонации, и ты их не упускаешь, потому что они честные. Таким образом, мы их включаем в характер героев на сцене. Поэтому это работа очень интересная, даже немного научно-исследовательская», — рассказал ForPost-Афише Григорий Лифанов.
Спектакль завершается так же, как и в пьесе. Лика и Марат остаются вдвоём. Тем не менее о дальнейшей судьбе всех героев можно лишь догадываться. Смогут ли Лика и Марат сохранить отношения? Обретёт ли истинное счастье Леонидик? Вернётся ли он к друзьям? Ведь их связь настолько прочна, как будто они не могут существовать друг без друга вовсе.
Спектакль «Не бойся быть счастливым» продолжает проект «Малая на Большой». 4 ноября постановка снова пройдёт на главной сцене, затем перейдёт на Малую.
Татьяна Руснак
Фото Анны Корниловой