«Нам должна быть присуща психология победителей», – Валерий Рузин
27 августа в Севастополе стартует XVI Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ». В этом году кинофорум посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В преддверии фестиваля мы встретились с руководителем проекта, кинотелепродюсером, президентом Евразийской академии телевидения и радио Валерием Рузиным. Говорили не только о фестивале, не только о Победе. Как меняется документальное кино и какой путь оно проходит сегодня? Есть ли опасные темы для документалистов? Кто сегодня в медийном пространстве сменяет лидеров общественного мнения? Вместе с Валерием Давыдовичем мы попытались ответить на эти вопросы.
– Валерий Давыдович, фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» проводится в Севастополе с 2005 года. Как за это время изменилось документальное кино, подход к нему? И главное, как изменились те, кто это документальное кино создаёт?
– Изменения, безусловно, имеют место быть. Конечно, когда мы начинали фестиваль в 2005 году, тогда ещё не было такого расслоения творческого сообщества как в России, так и в соседних странах. Достаточно вспомнить хотя бы Виталия Манского. Первый фильм, который был создан о президенте России Владимире Путине, был сделан именно Манским. Когда он в 2007 году создал свой фестиваль «Артдокфест», первоначально это был полноценный профессиональный конкурс созданный для продвижения документального кино. В течение нескольких лет фестиваль стал остро политизированной площадкой с участием кинодеятелей.
Часть документалистов выбрала для себя особое направление – выискивать в России всё то, что плохо (этого, к сожалению, немало), откапывать вопиющие факты и делать их содержанием своих подчас талантливых работ. Они нашли для себя выход в Европу, на Запад, в Америку, получали множество зарубежных грантов. На этом пути они утвердились, в результате чего произошёл раскол Союза кинематографистов России. Повод был найден, конечно, другой. Но истинная причина была в идеологических разногласиях. В отношении к своей стране.
Прошли годы, и наше документальное кино за это время, конечно, обрело свободу выражения, очень острый и сильный киноязык. Сегодня есть такие произведения, которые были бы немыслимы или не могли бы быть сделаны 15 лет тому назад. У нас на фестивале будет премьера 11-серийного документального проекта, созданного под руководством замечательного кинематографиста Андрея Осипова. Он называется «Вечная Отечественная». Такой работы с хроникой никогда раньше не было: озвучание хроники (что никогда раньше не делалось), компьютерная обработка, придание ей современного вида, а отсюда и смысла. При этом вы видите, что это подлинная хроника Это работа высочайшего класса всей команды: сценаристов, редакторов, операторов, режиссёров.
Наш фестиваль объединяет российских и зарубежных кинематографистов. стоящих на позициях исторической правды и отстаивающих ее в своем творчестве. И посмотрите! Ведь их с каждым годом всё больше. В прошлом году у нас были заявлены работы из 35 стран, а в этом году – из 45. Но, к сожалению, из-за сегодняшней ситуации в мире мало кому удастся приехать.
Созданный по инициативе Героев Советского Союза в целях сохранения исторической памяти в контексте бессмертного подвига народа в Великой Отечественной войне, собирая лучшие ленты о героике прошлого и сегодняшнего дня, можно сказать, что, наряду с памятниками истории, фестиваль становится своего рода творческим памятником героическому Севастополю.
– Сегодня всё чаще говорят о том, что фильмы о войне уже не те, ибо всё меньше остаётся людей, которые чувствуют и помнят эту эпоху. Но, если не брать игровое кино, а говорить о документальном, как с ним обстоят дела?
– Это действительно сложно – снимать о войне. Происходит то, что Алесь Адамович называл «выцветанием памяти», когда кровавое становится розовым. Мы действительно задумались над тем, как трудно стало находить достойные фильмы на тему войны. И стали искать механизм воздействия.
Третий год подряд мы проводим в Севастополе питчинг – презентацию проектов на уровне сценарного замысла (на тему героики прошлого и настоящего, темы истории и темы, сюжетно связанные с Крымом и Севастополем). Думаю, воспроизводство темы – это одна из важнейших задач нашего фестиваля. Здесь есть чем гордиться Севастополю. И есть, безусловно, кем. Севастопольцы сражались на всех фронтах.
В Китае в городе Чунцин, мы увидели памятник двум советским лётчикам – Котолубенко и Скокову, которые сражались в рядах китайской армии с японскими агрессорами и погибли в бою. Они оба оказались севастопольцами. И на предстоящем питчинге у нас будет представлен проект об этих лётчиках. В этом проекте примут участие наши китайские партнёры. Я говорил с нашим севастопольским региональным отделением совета ветеранов, и Александр Геннадьевич Пушкарев, который возглавляет этот совет, поддержал идею. В Севастополе невероятно много возможностей для реализации любых творческих замыслов, связанных с историей войны и Победы.
– На фестивале будут представлены не только фильмы о войне. На какие болевые точки общества будут давить авторы, какие темы будут поднимать?
– В этом году у нас впервые будет проводиться конкурс социальных короткометражных фильмов, социальных видео и социальной рекламы. Там, конечно, будут представлены проблемные работы, но всё-таки мы отбираем фильмы о людях, которыми гордится страна и город-герой Севастополь.
В прошлом году у нас впервые зародилась традиция, которая продолжится и в этом году – вручать призы уже на открытии фестиваля. Тогда приз «Человек-легенда» был вручён советскому легкоатлету Игорю Тер-Ованесяну, картина о котором участвовала в нашем фестивале. А в нынешнем году у нас есть два фильма о севастопольцах, которые живут и работают в этом городе. На открытии мы им вручим наш уже традиционный приз.
– Что в этом году включает в себя программа фестиваля помимо киносмотров?
– Если обстоятельства позволят, то мы бы хотели в День российского кино, 27 августа, в кинотеатре «Россия» провести творческую встречу с Владимиром Хотиненко, показав его фильм «Наследники». Также все наши артисты, которые приедут на открытие, безоговорочно согласились 30 августа выступить с концертом для севастопольских моряков. У нас, конечно, очень большая, насыщенная программа. Президент фестиваля Владимир Меньшов представит свой новый документальный фильм, сделанный к столетию ВГИКа.
В этом году также исполнилось 160 лет Антону Чехову и Исааку Левитану. Член жюри Галина Евтушенко покажет зрителям свою работу «Чехов и Левитан. Двойной портрет в интерьере эпохи». Хотелось бы, чтобы в Крыму и Севастополе мы вспомнили эту дату. Это люди, которые составляют славу и гордость России, её мудрость.
– В этом году в программе фестиваля будет представлен фильм о Сталине – «Сталин и церковь. Возрождение». Насколько документалисты рискуют, рассматривая в своих работах таких противоречивых и масштабных личностей? Потому что ведь всегда есть опасность в своём анализе, грубо говоря, уйти вообще не в ту степь…
– Да, это сложная картина. Мы этот фильм не взяли в конкурс. Решили организовать для неё специальный показ. А если задуматься, должны ли мы избегать сложных тем? Ведь такая тема существует. Да, в годы войны руководитель страны проявил инициативу в воссоздании отечественного российского православия. Это исторический факт. А документальное кино основывается только на фактах.
У нас будет Международный общественный форум по сохранению памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах, и там тоже будут дискуссии о роли Сталина в войне, а также специальный доклад о том, как можно и с какой меркой нужно подходить к такому человеку, как Сталин. Здесь надо поучиться мудрости у наших китайских коллег. При всём том, что Мао Цзэдун неоднозначная личность и сложная фигура, они ни в коем случае не вычеркивают его из истории и не оплёвывают. И фестиваль как раз к этому и ведёт – надо разучиться оплёвывать свою страну. У нас великая страна, и нам должна быть присуща психология победителей. Фестиваль как раз это утверждает своим названием – «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ». Мы продвигаем кино, которое меняет общественное сознание и не боится острых тем.
– Вы думаете, документальное кино всё-таки найдёт путь к зрителю?
– Должно найти. В прошлом году произошел перелом: на просмотры наших фильмов стало ходить больше людей. Тогда все отметили, что кинозалы стали заполняться. Чтобы документальное кино увидели как можно больше людей, мы идём к зрителю. В кинотеатрах в рамках показов проходят встречи с авторами фильмов. Также мы показываем работы в университетах, школах, в военных училищах. Более того, наши фильмы уже транслируются на севастопольском телевидении, а также на региональных и зарубежных телеканалах. Мы делаем всё, что в наших силах.
– Сегодня блогеры заполонили интернет, ведут прямые эфиры на своих каналах. Некоторые просто рассказывают, что поели, куда пошли, с кем встретились, о чём подумали. Это тоже своего рода «документ эпохи». И вот такое «документальное кино» впитывает в себя молодое поколение. Так мы в итоге победили? Вместе? По-моему, у этой войны нет конца и края…
– Эта война будет вечной. Это верно. Таковы пороки школьного образования. Хотя среди нынешних блогеров есть очень интересные молодые люди, которые поднимают глубокие темы, рассматривают серьёзные проблемы. Раньше у нас были лидеры общественного мнения – ЛОМы, как мы их называли. Вот вся беда в том, что теперь в медийном пространстве ЛОМов сменили ЛОСы – лидеры общественной суеты. Это принципиальное расхождение. Мне кажется, осознание порочности этого пути в обществе нарастает. Просто у молодёжи сегодня свои тренды и фишки, и, чтобы её увлечь, нужны какие-то сильные художественные решения, необычные ходы. Всё сегодня зависит от нас.
– В принципе, как и всегда. Валерий Давыдович, спасибо большое за беседу!
Беседовал Арсений Веденин
Фото автора, Ольги Бурцевой, pobedilivmeste.ru, naar.ru
Поделиться:
Похожие посты
Каким получился ремейк «Носферату»?
«Кибертакси» — оцениваем душевный спецэпизод «Кибердеревни»
Лучшие российские фильмы и сериалы 2024
«Игра в кальмара»: в чем феномен сериала?
«Игра в кальмара» вышла в 2021 году и по-прежнему остается самым популярным проектом Netflix. Феномен первого сезона заставил весь мир пересмотреть свое отношение к Подробнее