На ночь глядя: история кинотеатров-убийц

17-10-2018 19:22

Когда-то за 5–10 центов можно было подхватить стыдную болезнь, стать жертвой харрасмента и даже умереть. Как кинотеатры становились лучше, рассказывает WAS.

Низкий потолок, тесно, накурено и заплевано, между сеансами не убирают. Так в начале 20 века выглядел типичный кинотеатр — никелодеон. В 1910-х их сменяют дворцы кино — теперь это не клетушки внутри других зданий, а большие строения, созданные специально, чтобы показывать кино. Но отношение к ним еще долго оставалось прежним, презрительным.

ОТ ЭТОГО ТЕРЯЮТ ЗРЕНИЕ

Пиктурит — так к 1908 году была названа болезнь, вызываемая просмотром кинофильмов. Симптомы — головокружение, тошнота. Результат — ухудшение зрения. Газета Chicago Tribune со ссылкой на известного немецкого окулиста утверждала: «Будущее поколение уже не сможет видеть так же хорошо, как мы».

Некоторым действительно становилось плохо в кино. Зрители сидели впритык к экрану, копии пленки были плохого качества, а у киномехаников руки не всегда росли правильно. В первые десятилетия кино многие жаловались на мерцание изображения. Оно возникало из-за того, что фильмы снимали и показывали с меньшим числом кадров в секунду, а техническое оснащение кинотеатров было очень слабым.

Проблему пиктурита решили не медики. Она пропала сама собой благодаря конкуренции: кинотеатры поставили новые проекторы и отодвинули первый ряд дальше. В 1919 году офтальмолог Херберт Харлан заявил, что кино тонизирует уставшие глаза.

ИСТОЧНИК ЭПИДЕМИЙ

Пиктурит был побежден, но кинотеатры продолжали считаться рассадниками болезней. Во время вспышек дифтерии, оспы и скарлатины местные власти требовали перестать показывать кино. Школы, церкви и театры продолжали работать.

Сильнее всего кинотеатры пострадали во время эпидемии «испанки». К октябрю 1918 года, когда эпидемия была в разгаре, работал только каждый десятый кинотеатр в США. В ноябре первая волна эпидемии спала, и кинотеатры стали возобновлять работу. Это приводило к казусам. Так, Palace Theatre стоял ровно на границе между двумя округами штата Нью-Джерси. В одном из них уже разрешили показывать фильмы, в другом продолжал действовать карантин. Владелец разделил зал на две части и продавал билеты только в ту, которая находилась в поборовшем болезнь округе.

К 1920-м годам кинотеатры начали внедрять системы вентиляции и первые системы охлаждения воздуха. Летом это привлекало многих зрителей.

В ТЕМНОТЕ ТАИТСЯ ГРЕХ

Вопиющим недостатком кинотеатров считалось выключение света. Это были первые публичные заведения, где зрители обоих полов сидели в темноте рядом. Моралисты развернули широкую кампанию протеста. В приходских церквях девушек убеждали не ходить на сеансы, ибо «в темноте таится грех». Требования оставлять свет включенным до конца фильма имели место в Нью-Йорке и Денвере. Подобный закон проталкивали в Калифорнии, но губернатор штата отказался его подписать.

Этот дым был не без огня. На третьем ярусе американских театров проститутки встречались с клиентами. Многие кинотеатры тогда строились по примеру театров — с ложами. В Нью-Йорке конца 1920-х годов обслуживание в ложе стоило $1–2.

Другим важным источником раздражения для борцов с кинотеатрами были charity girls. Новая социальная прослойка появилась в крупных городах в конце 19 века. Бедные девушки из провинции не могли позволить себе удовольствия большого города. Их всегда можно было встретить у входа в театр или танцевальный зал и пригласить внутрь. Результат зависел от случая. В отличие от проституток, charity girls не брали денег и могли отказать мужчине в сексе.

Сharity girls проложили путь в кинотеатры для более респектабельных женщин и помогли мужчинам научиться ухаживать в новой городской среде. Сегодня кинотеатр имеет стойкие ассоциации со свиданиями. Но безопасным местом для девушек они стали только в 1950-е года, когда оттуда прогнали приставал.

САМООБОРОНА ОТ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ

Приставалы были бичом не только кинотеатров. И на улице женщину могли потрогать, говорить ей непристойности, просто оскорблять. В прессе это называлось «раздражать». В темноте кинотеатров могло дойти до насилия.

В 1910-х годах приставал стали все чаще бить. Чаще разъяренные мужья или спутники, иногда сами жертвы харрасмента. Некоторые заведения сами заботились о зрительницах. Денверский кинотеатр в 1915 году нанял официального вышибалу. Тот зорко следил за залом и, заметив приставалу, выводил его в подвал на расправу.

Некоторые эмансипированные женщины специально охотились на приставал. Известность в Нью-Йорке приобрела Елена ДеХарт, которая промышляла на Амстердам-авеню недалеко от дома. На ее счету был привод в полицию более 50 приставал разной степени сохранности. Поскольку копы регулярно конфисковывали у Елены любимую дубинку, ей пришлось выучить джиу-джитсу.

На защиту женщин встали и судьи. Самый суровый приговор за «раздражение» тогда был выписан в техасском городе Сан-Антонио. Мужчина приставал к сидевшей рядом женщине, а когда она пыталась уйти, обнял за талию и не отпускал. Получил 1 год тюрьмы.

УБИЙСТВЕННАЯ МАГИЯ КИНО

Смерть могла настигнуть кинозрителя в любой момент. Из-за применения нитратной пленки, которая вспыхивала от малейшего нагревания, часто случались пожары. В 1905 году сумка с катушками в кинотеатре Индианы загорелась от касания электрического фонаря. Один зритель лишился волос на голове; другого из-за крика «Пожар!» хватил удар; а 17-летний парень выбежал в холл и выпрыгнул через окно третьего этажа. Это был редкий случай пожара в кинотеатре без фатальных жертв.

В конце концов, здание могло просто развалиться. В марте 1918 года от порывов ветра сложился, как карточный домик, Pastime в Уинчестере, штат Кентукки. Одиннадцать человек погибли. Но самая страшная трагедия подобного рода произошла в Вашингтоне. Во время вечернего сеанса 28 января 1922 года крыша Knickerbocker Theatre провалилась под весом снега. Итог — 98 погибших и 133 раненых.

Иногда причиной смерти было само кино. В 1911 году Израэль Четлин покончил с собой прямо в зале. Самоубийства периодически случались в кинотеатрах, но этот случай был особым. Брат Израэля настаивал: тот не имел причин убивать себя. Он встал и выстрелил себе в голову ровно после того, как на экране покончил с собой герой фильма.

А в 1923 году в нэшвильский кинотеатр пришла Мэри Мартин. Женщина рядом читала вслух интертитры. Мэри несколько раз просила ее притихнуть, но соседка продолжала. Когда прибыла полиция, Лиззи Ванс лежала в луже крови с перерезанным горлом, а Мэри Мартин игралась раскладной бритвой. Убийца приговаривала: «Это научит ее не разговаривать в кинотеатре».

The End.

Сергей Ксаверов

Loading



Поделиться:

Похожие посты

За что мы так любим дорамы: рассказывает психолог

«Игра в кальмара»  заставила говорить о дорамах весь мир. Теперь даже те, кто не увлекался южнокорейской культурой, знают мемы

Теннис втроём: каким вышел фильм «Претенденты»?

Зендея продолжает сниматься в самых громких кинопремьерах этого года. После ошеломительного успеха второй «Дюны» актриса закрепила успех новой картиной — «Пре

Marvel, подвинься: стоит ли смотреть «Сто лет тому вперед»?

Пропустить эту премьеру было сложно: трейлер постоянно крутили перед сеансами в отечественных кинотеатрах. Да и тренд этого года на переосмысление старых кинолент и произведений тоже подогревал интерес. Сегодня на очереди «Сто лет тому вперед» — филь

«Фоллаут»: как создавали сериал по культовой игре

После высоко оценённого сериала по игре The Last Of Us зрители пересмотрели своё отношение к киноадаптациям известных франшиз. Оказалось, что рассказать знакомую истор

Джокер 2: чего ожидать от сиквела с Харли Квинн?

Сегодня в сети вышел дебютный трейлер второй части «Джокера» с Хоакином Фениксом и Леди Гагой. В 2019 году картина собрала в прокате более одного миллиарда долларов, поэтому ажиотаж вокруг продолжения неудивителен. Что приготовил поклонникам «Джокер

Новости ForPost

Метки

Крым российские фильмы рецензия Balenciaga Тейлор Свифт спектакли Dior Севастополь Фестиваль «Таврида — АРТ» Театр имени Луначарского спектакль выставки Новый год искусство игры 2023 Российские сериалы фильмы Достоевский Море Александр Петров 9 мая кино интервью арт-отель "Украина" Театр Лавренёва куда сходить живопись балет Неделя моды в Париже Конкурс "Живая классика" мультфильмы 2023 Театр им. Кукол День Победы ЦГБ им. Л.Н.Толстого Севастопольский ТЮЗ ДКР «Оперные вечера в Севастополе» СЦКиИ Картины Louis Vuitton фильмы 2023 театр Netflix художники 8 марта Музей обороны Севастополя творчество музыка фильмы 2024 театр Луначарского Федюхины высоты Неделя моды Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Херсонес концерт коронавирус фестиваль Дворец культуры рыбаков Молодёжь Фёдор Достоевский музыка 2023 Динопарк "Кинопоиск" мультфильмы поэзия Модный показ Театральная улица Балаклава Психо Дель Арт Санкт-Петербург Андрей Маслов Большой севастопольский офицерский бал Ольга Панкратова Аниме карантин сериалы 2023 День ВМФ СевТЮЗ праздник Афиша Севастополя Золотая балка Клим Шипенко опера книги Михаил Булгаков фестиваль «Природа Искусства» Севастопольский театр оперы и балета Фонд «Живая классика» Херсонес Таврический мода и стиль мастер-классы кинофестиваль Святой Владимир изоляция выставка Сергей Безруков театр драмы "Психо Дель Арт" Григорий Лифанов Мода хоррор Конкурс красоты