На ночь глядя: история кинотеатров-убийц

17-10-2018 19:22

Когда-то за 5–10 центов можно было подхватить стыдную болезнь, стать жертвой харрасмента и даже умереть. Как кинотеатры становились лучше, рассказывает WAS.

Низкий потолок, тесно, накурено и заплевано, между сеансами не убирают. Так в начале 20 века выглядел типичный кинотеатр — никелодеон. В 1910-х их сменяют дворцы кино — теперь это не клетушки внутри других зданий, а большие строения, созданные специально, чтобы показывать кино. Но отношение к ним еще долго оставалось прежним, презрительным.

ОТ ЭТОГО ТЕРЯЮТ ЗРЕНИЕ

Пиктурит — так к 1908 году была названа болезнь, вызываемая просмотром кинофильмов. Симптомы — головокружение, тошнота. Результат — ухудшение зрения. Газета Chicago Tribune со ссылкой на известного немецкого окулиста утверждала: «Будущее поколение уже не сможет видеть так же хорошо, как мы».

Некоторым действительно становилось плохо в кино. Зрители сидели впритык к экрану, копии пленки были плохого качества, а у киномехаников руки не всегда росли правильно. В первые десятилетия кино многие жаловались на мерцание изображения. Оно возникало из-за того, что фильмы снимали и показывали с меньшим числом кадров в секунду, а техническое оснащение кинотеатров было очень слабым.

Проблему пиктурита решили не медики. Она пропала сама собой благодаря конкуренции: кинотеатры поставили новые проекторы и отодвинули первый ряд дальше. В 1919 году офтальмолог Херберт Харлан заявил, что кино тонизирует уставшие глаза.

ИСТОЧНИК ЭПИДЕМИЙ

Пиктурит был побежден, но кинотеатры продолжали считаться рассадниками болезней. Во время вспышек дифтерии, оспы и скарлатины местные власти требовали перестать показывать кино. Школы, церкви и театры продолжали работать.

Сильнее всего кинотеатры пострадали во время эпидемии «испанки». К октябрю 1918 года, когда эпидемия была в разгаре, работал только каждый десятый кинотеатр в США. В ноябре первая волна эпидемии спала, и кинотеатры стали возобновлять работу. Это приводило к казусам. Так, Palace Theatre стоял ровно на границе между двумя округами штата Нью-Джерси. В одном из них уже разрешили показывать фильмы, в другом продолжал действовать карантин. Владелец разделил зал на две части и продавал билеты только в ту, которая находилась в поборовшем болезнь округе.

К 1920-м годам кинотеатры начали внедрять системы вентиляции и первые системы охлаждения воздуха. Летом это привлекало многих зрителей.

В ТЕМНОТЕ ТАИТСЯ ГРЕХ

Вопиющим недостатком кинотеатров считалось выключение света. Это были первые публичные заведения, где зрители обоих полов сидели в темноте рядом. Моралисты развернули широкую кампанию протеста. В приходских церквях девушек убеждали не ходить на сеансы, ибо «в темноте таится грех». Требования оставлять свет включенным до конца фильма имели место в Нью-Йорке и Денвере. Подобный закон проталкивали в Калифорнии, но губернатор штата отказался его подписать.

Этот дым был не без огня. На третьем ярусе американских театров проститутки встречались с клиентами. Многие кинотеатры тогда строились по примеру театров — с ложами. В Нью-Йорке конца 1920-х годов обслуживание в ложе стоило $1–2.

Другим важным источником раздражения для борцов с кинотеатрами были charity girls. Новая социальная прослойка появилась в крупных городах в конце 19 века. Бедные девушки из провинции не могли позволить себе удовольствия большого города. Их всегда можно было встретить у входа в театр или танцевальный зал и пригласить внутрь. Результат зависел от случая. В отличие от проституток, charity girls не брали денег и могли отказать мужчине в сексе.

Сharity girls проложили путь в кинотеатры для более респектабельных женщин и помогли мужчинам научиться ухаживать в новой городской среде. Сегодня кинотеатр имеет стойкие ассоциации со свиданиями. Но безопасным местом для девушек они стали только в 1950-е года, когда оттуда прогнали приставал.

САМООБОРОНА ОТ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ

Приставалы были бичом не только кинотеатров. И на улице женщину могли потрогать, говорить ей непристойности, просто оскорблять. В прессе это называлось «раздражать». В темноте кинотеатров могло дойти до насилия.

В 1910-х годах приставал стали все чаще бить. Чаще разъяренные мужья или спутники, иногда сами жертвы харрасмента. Некоторые заведения сами заботились о зрительницах. Денверский кинотеатр в 1915 году нанял официального вышибалу. Тот зорко следил за залом и, заметив приставалу, выводил его в подвал на расправу.

Некоторые эмансипированные женщины специально охотились на приставал. Известность в Нью-Йорке приобрела Елена ДеХарт, которая промышляла на Амстердам-авеню недалеко от дома. На ее счету был привод в полицию более 50 приставал разной степени сохранности. Поскольку копы регулярно конфисковывали у Елены любимую дубинку, ей пришлось выучить джиу-джитсу.

На защиту женщин встали и судьи. Самый суровый приговор за «раздражение» тогда был выписан в техасском городе Сан-Антонио. Мужчина приставал к сидевшей рядом женщине, а когда она пыталась уйти, обнял за талию и не отпускал. Получил 1 год тюрьмы.

УБИЙСТВЕННАЯ МАГИЯ КИНО

Смерть могла настигнуть кинозрителя в любой момент. Из-за применения нитратной пленки, которая вспыхивала от малейшего нагревания, часто случались пожары. В 1905 году сумка с катушками в кинотеатре Индианы загорелась от касания электрического фонаря. Один зритель лишился волос на голове; другого из-за крика «Пожар!» хватил удар; а 17-летний парень выбежал в холл и выпрыгнул через окно третьего этажа. Это был редкий случай пожара в кинотеатре без фатальных жертв.

В конце концов, здание могло просто развалиться. В марте 1918 года от порывов ветра сложился, как карточный домик, Pastime в Уинчестере, штат Кентукки. Одиннадцать человек погибли. Но самая страшная трагедия подобного рода произошла в Вашингтоне. Во время вечернего сеанса 28 января 1922 года крыша Knickerbocker Theatre провалилась под весом снега. Итог — 98 погибших и 133 раненых.

Иногда причиной смерти было само кино. В 1911 году Израэль Четлин покончил с собой прямо в зале. Самоубийства периодически случались в кинотеатрах, но этот случай был особым. Брат Израэля настаивал: тот не имел причин убивать себя. Он встал и выстрелил себе в голову ровно после того, как на экране покончил с собой герой фильма.

А в 1923 году в нэшвильский кинотеатр пришла Мэри Мартин. Женщина рядом читала вслух интертитры. Мэри несколько раз просила ее притихнуть, но соседка продолжала. Когда прибыла полиция, Лиззи Ванс лежала в луже крови с перерезанным горлом, а Мэри Мартин игралась раскладной бритвой. Убийца приговаривала: «Это научит ее не разговаривать в кинотеатре».

The End.

Сергей Ксаверов

 498 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

King's Man: шпионаж с привкусом клюквы

Спустя несколько переносов, новое детище Мэттью Вона наконец-то увидело свет. И пока одни зрители рады возвращению балагурного шпионского боевика, другие воспринимают подзаголовок «Начало» как начало конца. Картина изящно рассказывает нам предысто

«Последний богатырь: Посланник Тьмы»: сказка для неприхотливых

Пока славянское фэнтези начинает робко заявлять о себе в поп-культуре, наши киноделы дают мастер-класс по тому, как загнать жанр обратно в забвение. И вот уже третий по счёту, но всё ещё последний «Богатырь», становится их главной жертвой. Пожалуй, н

«Золотой глобус 2022»: приятные итоги умирающей премии

Представьте, что одна из самых престижных кинопремий мира проходит без трансляции и гостей, а результаты вы узнаёте из пресс-релиза или Твиттера. Впрочем, представлять уже нет нужды: достаточно взглянуть на прошедший Золотой глобус. В течение последн

«Не смотрите наверх»: комедия, от которой не до смеха

Пусть этот заголовок не вводит вас в заблуждение. Фильм способен  неоднократно рассмешить. Но в какой-то момент придёт осознание: то, что происходит на экране — не так уж далеко от реальности. И вот это уже не смешно. Астрофизик Рэндалл Минди и ег

Новости ForPost

Метки

Опера в Херсонесе Херсонес Клим Шипенко День ВМФ пандемия поэзия танцы Театральная улица Музей-заповедник "Херсонес Таврический" «Оперные вечера в Севастополе» самоизоляция Херсонес Таврический Севастопольский ТЮЗ театр Луначарского карантин Афиша Севастополя музыка Молодёжь Театр имени Луначарского дети Ольга Панкратова Театр им. Кукол кинофестиваль Святой Владимир Таврида-АРТ История Дворец культуры рыбаков искусство театр драмы "Психо Дель Арт" Большие гастроли Михаил Булгаков изоляция ДКР Севастопольский военно-исторический музей-заповедник 9 мая СевТЮЗ Сергей Шнуров Достоевский День Победы Мариинский театр Крымский военно-исторический фестиваль Великая Отечественная война Севастополь Море Музеи онлайн коронавирус художник балет Золотая балка выставки Сергей Безруков Динопарк Виталий Либа Валерий Либа Санкт-Петербург арт-отель "Украина" Фонд «Живая классика» VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» книги Андрей Маслов Zакрытый покаZ Большой севастопольский офицерский бал Новый год опера Психо Дель Арт Крым кино Балаклава Эрмитаж «Эхо БДФ» выставка праздник концерт Александр Петров Григорий Лифанов благотворительность Крымская весна Фёдор Достоевский Лев Толстой Театр Лавренёва фестиваль онлайн-марафон шоу Картины творчество Федюхины высоты мастер-классы театр Конкурс красоты живопись СЦКиИ спектакль Живая классика 75 лет Победы Конкурс "Живая классика" фильмы спектакли Международный день танца Севастопольский театр оперы и балета художники Анна Каренина