Муки чужой души на сцене Севастопольского ТЮЗа
Севастопольский театр юного зрителя продолжает пополнять афишу русскими классиками. В середине октября Илья Оршанский представил нам свою «Женитьбу Бальзаминова» Александра Островского. Спектакль, возможно, спорный, но интересный. А буквально на днях мы увидели «Муму» Ивана Тургенева. И если в «Женитьбе» режиссер позволил себе местами отклониться от оригинала, то Тургенева нам прочитали в том виде, как он есть. Рассказ рождался, когда писатель находился под арестом за публикацию запрещенного правительством некролога на смерть Гоголя, и даже попал под цензуру. «Муму» – очень личное, в чем-то исповедальное произведение, отсюда такая пронзительность и трагизм, нежность и сокровенность.
Режиссер-постановщик смог уловить и драматизм рассказа, и проникновенность повествования. Соединив литературу и театр, Илья Оршанский пошел по пути этакого рассказа-показа, при этом уйдя от банальной иллюстрации.
Спектакль выстроен последовательно и образно. Действие происходит на барском дворе и в барском доме. Покои помещицы нам представлены в виде большой вращающейся кровати, ход ироничный и выразительный (художник-постановщик Вера Соколова). Анастасия Овчинникова в роли «салтычихи» капризна, своенравна, сварлива, взбалмошна. Актриса весь этот деспотизм от скуки передает до нюансов точно, через нужные голосовые краски и оттенки вроде писклявой, спесивой чванливости. У бессловесного Герасима (Александр Безродный) есть лишь жест и движение. Его пластический рисунок скуп, точен, соразмерен. Перед нами богатырь с нежной и ласковой душой.
Но, конечно же, самая большая нагрузка легла на Екатерину Александрину, сумевшую взволнованно и трепетно сыграть затравленную Татьяну и саму Муму. Один образ – безобидная крепостная девушка, покорная и униженная. Другая ипостась – благодарное, бесхитростное и верное существо. Выразительные глаза актрисы, обезоруживающая улыбка, умение пользоваться своим особым голосом позволяют быть тем центром, вокруг которого всё и происходит. Екатерина ведет Татьяну-Муму без сентиментальной жалости, не суетясь, не мельча.
Дворня и прочая прислуга – замечательный Гаврила в исполнении Данила Высоцкого, умеющего одним взглядом и репликой создать нужную атмосферу, чудная, забавная приживалка Елены Воронцовой, ещё одна «приживалка» пьяница Капитон Александра Костелова, характерная кастелянша Лины Ясайте, приторно-деликатный лекарь Олега Карасева и лакейская душонка Степан Александра Моторного – работают именно в том контакте, который и создаёт ансамбль.
Александр Ревков (Голос) выступает в роли рассказчика, и именно от него здесь во многом зависит интонация спектакля, его внутреннее повествование, ритмика тургеневского слова. А русская музыка, напевы придают грустно-лирическое, даже порой надрывное настроение действию.
«Муму» идет всего лишь час, но за это время мы проживаем человеческую драму, трагедию глухонемого Герасима, лишившегося и любви, отказавшись от кроткой Татьяны, и привязанности, собственными руками утопив доверчивую, несчастную дворняжку. Перед нами история о кабале и внутренней несвободе, даже если душа полна любви и протеста. И лучше не скажешь, чем современники Тургенева, впечатленные рассказом: «Каким надо быть гуманным, хорошим человеком, чтобы так понять и передать переживания и муки чужой души». Впрочем, это главная тема великой русской классической литературы, которая и сегодня звучит более чем актуально. Понятно, что театр решил и проблему школьной программы, но все-таки будем надеяться, что постановка будет затрагивать сердце каждого зрителя.
Александр Геннадьев
Фото Анны Корниловой