«Мона Лиза» — суперзвезда: как началась «джокондомания»

23-01-2019 19:14

Четыре столетия работа Леонардо да Винчи была известна лишь тонким ценителям изобразительного искусства, — пишет портал WAS. 21 августа 1911 года ее сделал поп-звездой Винченцо Перуджа — мастер по зеркалам, бывший сотрудник Лувра, вор.

Половину виноградника под Миланом и «Мону Лизу» Леонардо оставил своему ассистенту и любовнику по кличке Салаи («Дьяволенок»). У его наследников за 4000 экю картину выкупил французский король Франциск I и повесил в своем любимом помещении замка Фонтенбло — в бане. Людовик XIV через сто лет перевез «Джоконду» («Мона Лиза» и «Джоконда» — это синонимы. Полное название картины — Ritratto di Monna Lisa del Giocondo («Портрет госпожи Лизы дель Джокондо»). в Версальский дворец, Французская революция прописала ее в Лувре, Наполеон сначала поместил портрет в своей спальне во дворце Тюильри, а потом вернул обратно в музей.

21 августа 1911 года художник Луи Беру собрался поработать над картиной «„Мона Лиза“ в Лувре». Пришел в Квадратный салон музея и увидел торчащие из стены железные колышки.

Служители решили, что работа Леонардо находится у музейных фотографов. Но «Моны Лизы» не было ни у них, ни у реставраторов, ни вообще в Лувре. Удалось обнаружить только раму, которая лежала на боковой лестнице для персонала. До охраны дошло — картину украли.

Разразился скандал. Директор Лувра Теофиль Омоль годом ранее заявил, что похитить «Мону Лизу» невозможно, как умыкнуть колокольню собора Парижской Богоматери. Он был уволен. На место «Джонконды» повесили портрет Бальдассаре Кастильоне кисти Рафаэля. Это никого не удовлетворило.

УРАГАН ВЕРСИЙ

Сильнее всего возмущены были поклонники искусства, выросшие в период Второй империи. По словам искусствоведа Григория Козлова, они были «сектой, поклонявшейся таинственной и роковой женщине, фото которой держали на письменном столе». В 1858 году поэт и критик Теофиль Готье в журнале L’Artiste впервые отметил загадочность улыбки «сфинкса красоты» — это стало началом культа.

Французская пресса подняла невообразимую шумиху. Консервативный журнал L’Illustration приравнял утрату картины к национальному бедствию. Опасаясь, как бы злоумышленник в страхе быть пойманным не уничтожил произведение, редакция пообещала награду: «45 тысяч франков получит тот, кто принесет „Мону Лизу“, при этом у него даже не спросят имени». За наградой никто не явился. Поиск подозреваемых превратился в общенациональную кампанию.

До Первой мировой войны оставались еще три года, но отношения между европейскими государствами были уже испорчены. Подозрение пало на кайзера Германии Вильгельма II. Писали, будто он приказал шпионам украсть картину, чтобы показать слабость Франции. Немецкие журналисты в ответ утверждали, что кража была делом рук французского правительства, желавшего спровоцировать войну.

Версию об анархистах, решивших подорвать авторитет власти, сменила версия о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу». В организации похищения для своей коллекции обвиняли американского миллионера Джона Моргана. Под неожиданное подозрение попали художники-авангардисты и лично Пабло Пикассо. Выяснилось, что приятель ранее украл для него из Лувра пару древних статуэток.

Впрочем, единственным арестованным по делу «Моны Лизы» стал Гийом Аполлинер, публично грозивший жечь музеи ради обновления искусства. Поэт провел пять суток в тюрьме. Его признают непричастным и выпустят.

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Следствие заходит в тупик во многом из-за упрямства Альфонса Бертильона, разработчика системы идентификации преступников по антропометрическим данным. Он на дух не переносил конкурентный метод дактилоскопии. Обнаружив отпечаток пальца на раме, Бертильон не воспользовался уликой, которая могла привести к злоумышленнику.

Страсти по «Моне Лизе» накаляются. Скорбящие парижане приходят к Лувру с цветами, точно на похороны. Огромные тиражи открыток с изображением похищенной раскупаются, как горячие пирожки. Уличные музыканты распевают песенку про «Джоконду странствующую»: она покинула нас, но непременно вернется. Пафосную ноту в общий хор вносит писатель и оккультист Жозефен Пеладан с заявлением: «Человечество лишилось своей Мадонны».

Газета Le Petit Parisien в течение месяца печатает репродукцию «Моны Лизы» на первой полосе. Репортеры наперебой рассказывают о «загадочной улыбке». Шедевр Леонардо превращается в главного персонажа криминальной и светской хроник. Единственное, что спустя несколько месяцев смогло переключить внимание, — это новость о крушении «Титаника».

БЛАГОЕ ДЕЛО

2 декабря 1913 года, через два с лишним года после исчезновения картины, постоялец флорентийской гостиницы «Триполи» послал антиквару Альфредо Джери записку: «Настоящая “Джоконда” у меня. Хочу вернуть… Леонарди».

Сокровище хранилось в дорожном сундучке с двойным дном, заваленное грязными рубашками и носками. Потрясенный антиквар пригласил директора галереи Уффици, который дал заключение об аутентичности работы. Вместе они уговорили «Леонарди» отдать картину – для сохранности, а после выдали его полиции.

Вскоре мир узнал настоящее имя вора — Винченцо Перуджа. Грабитель некоторое время работал в Лувре. Именно он смастерил остекленный короб-раму, куда «Джоконду» поместили для защиты от вандалов.

В день похищения музей был закрыт для посетителей, однако сторож впустил бывшего коллегу. Винченцо Перуджа, большой патриот Италии, стремился вернуть из Франции домой шедевр итальянского художника. Оказавшись один в Квадратном салоне, злоумышленник не сразу определился. Думал прихватить «Венеру и Марса» Мантеньи, но вспомнил, как посетители благоговели перед «Джокондой», и выбрал работу Леонардо. Он был уверен, что Наполеон украл полотно в Италии.

Два с лишним года вор прятал «Мону Лизу» под матрацем в своей комнатушке на улице Госпиталя Сен-Луи и свято верил, что совершил благое дело. Подвело желание получить от Альфредо Джери небольшое вознаграждение за подвиг.

ГЛАВНЫЙ ЭКСПОНАТ

Итальянский суд учел патриотические побуждения вора и присудил ему всего один год тюрьмы. Он просидел всего семь месяцев, служил в армии во время Первой мировой, а позже вернулся во Францию и работал маляром.

После реставрации картину с триумфом вернули во Францию, но прежде показали на выставках во Флоренции, Риме и Милане. Гостиницу «Триполи», где жил грабитель, переименовали в «Джоконду». Под натиском прессы началась вторая волна «джокондомании». Организованные для парижских рабочих вечерние экскурсии в Лувр превращались в созерцание одного-единственного экспоната. Ничего, кроме полотна Леонардо, народ смотреть не хотел.

Так «Мона Лиза» закрепила за собой статус суперзвезды, а Лувр с тех пор остается самым посещаемым музеем мира.

Заглавное фото: tass.ru

 401 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Голливуд в кармане: самое дорогое хобби любителей кино

В Нью-Йорке пройдёт аукцион за реквизит блокбастеров. Мотоцикл Терминатора, золотой билет Вилли Вонки, Щит Капитана Америки и многое другое уйдёт в коллекции самых преданных фанатов. Торги пройдут через несколько недель в аукционном доме Heritage Auc

Выиграть в ящик: выбираем бюджетные адвент-календари

До Нового Года осталось чуть больше месяца, а значит — самое время позаботиться о подарках. С презентами для близких разобраться не так сложно, а что подарить себе любимому? На помощь приходит главный тренд сезона — адвент-календари. ForPost-Афиша по

Сезон скидок: откуда взялась «Чёрная пятница»

25 ноября стартовала самая масштабная распродажа года. Сложно найти витрину, которую бы не украшала надпись «Скидки!». А на первой странице маркетплейсов и онлайн-магазинов нас повсеместно встречает «Чёрная пятница». Но почему в этот день продавцы по

Познавая Пелевина: каким вышел новый фильм про писателя?

22 ноября свой день рождения отмечает самый популярный и загадочный писатель современной России — Виктор Пелевин. По случаю юбилея, режиссёр Родион Чепель попытался узнать больше о писателе, и создал одноимённый документальный фильм. Удалось ли ему р

Как футболисты играют на поле высокой моды?

Некоторые звёзды футбола любят чередовать газон стадиона с подиумом модного показа. Тем временем, эстетика спортивной формы всё активнее проникает в коллекции брендов. Вот и перед ЧМ-2022 Роналду и Месси сделали вирусный проект с Louis Vuitton. В это

Новости ForPost

Метки

9 мая Мастер и Маргарита поэзия праздник Санкт-Петербург Мода живопись Россия Достоевский Анна Каренина балет Живая классика самоизоляция Севастополь спектакли Молодёжь Федюхины высоты Лев Толстой фестиваль «Природа Искусства» Театр им. Кукол «Оперные вечера в Севастополе» Конкурс "Живая классика" Музеи онлайн фильмы История дети Большой севастопольский офицерский бал Михаил Булгаков Мариинский театр Новый год художник Крым Балаклава выставки художники выставка Андрей Маслов Театр Лавренёва коронавирус Таврида-АРТ Конкурс красоты СЦКиИ Крымский военно-исторический фестиваль карантин Фестиваль «Таврида — АРТ» рецензия театр Луначарского День ВМФ Театр имени Луначарского музыка Бесы Афиша Севастополя Севастопольский театр оперы и балета театр искусство Виталий Либа Фёдор Достоевский Дворец культуры рыбаков мастер-классы Севастопольский ТЮЗ кино спектакль Великая Отечественная война Психо Дель Арт Григорий Лифанов Море Валерий Либа изоляция Херсонес Таврический Севастопольский военно-исторический музей-заповедник ДКР Фонд «Живая классика» Картины кинофестиваль Святой Владимир День Победы опера концерт 75 лет Победы арт-отель "Украина" танцы Золотая балка Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Херсонес Театр танца им. В.А.Елизарова ЦГБ им. Л.Н.Толстого Опера в Херсонесе Сергей Безруков Ольга Панкратова Александр Петров Театральная улица книги Музей обороны Севастополя фестиваль Эрмитаж Сергей Шнуров СевТЮЗ Клим Шипенко творчество Динопарк театр драмы "Психо Дель Арт"