«Мона Лиза» — суперзвезда: как началась «джокондомания»

23-01-2019 19:14

Четыре столетия работа Леонардо да Винчи была известна лишь тонким ценителям изобразительного искусства, — пишет портал WAS. 21 августа 1911 года ее сделал поп-звездой Винченцо Перуджа — мастер по зеркалам, бывший сотрудник Лувра, вор.

Половину виноградника под Миланом и «Мону Лизу» Леонардо оставил своему ассистенту и любовнику по кличке Салаи («Дьяволенок»). У его наследников за 4000 экю картину выкупил французский король Франциск I и повесил в своем любимом помещении замка Фонтенбло — в бане. Людовик XIV через сто лет перевез «Джоконду» («Мона Лиза» и «Джоконда» — это синонимы. Полное название картины — Ritratto di Monna Lisa del Giocondo («Портрет госпожи Лизы дель Джокондо»). в Версальский дворец, Французская революция прописала ее в Лувре, Наполеон сначала поместил портрет в своей спальне во дворце Тюильри, а потом вернул обратно в музей.

21 августа 1911 года художник Луи Беру собрался поработать над картиной «„Мона Лиза“ в Лувре». Пришел в Квадратный салон музея и увидел торчащие из стены железные колышки.

Служители решили, что работа Леонардо находится у музейных фотографов. Но «Моны Лизы» не было ни у них, ни у реставраторов, ни вообще в Лувре. Удалось обнаружить только раму, которая лежала на боковой лестнице для персонала. До охраны дошло — картину украли.

Разразился скандал. Директор Лувра Теофиль Омоль годом ранее заявил, что похитить «Мону Лизу» невозможно, как умыкнуть колокольню собора Парижской Богоматери. Он был уволен. На место «Джонконды» повесили портрет Бальдассаре Кастильоне кисти Рафаэля. Это никого не удовлетворило.

УРАГАН ВЕРСИЙ

Сильнее всего возмущены были поклонники искусства, выросшие в период Второй империи. По словам искусствоведа Григория Козлова, они были «сектой, поклонявшейся таинственной и роковой женщине, фото которой держали на письменном столе». В 1858 году поэт и критик Теофиль Готье в журнале L’Artiste впервые отметил загадочность улыбки «сфинкса красоты» — это стало началом культа.

Французская пресса подняла невообразимую шумиху. Консервативный журнал L’Illustration приравнял утрату картины к национальному бедствию. Опасаясь, как бы злоумышленник в страхе быть пойманным не уничтожил произведение, редакция пообещала награду: «45 тысяч франков получит тот, кто принесет „Мону Лизу“, при этом у него даже не спросят имени». За наградой никто не явился. Поиск подозреваемых превратился в общенациональную кампанию.

До Первой мировой войны оставались еще три года, но отношения между европейскими государствами были уже испорчены. Подозрение пало на кайзера Германии Вильгельма II. Писали, будто он приказал шпионам украсть картину, чтобы показать слабость Франции. Немецкие журналисты в ответ утверждали, что кража была делом рук французского правительства, желавшего спровоцировать войну.

Версию об анархистах, решивших подорвать авторитет власти, сменила версия о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу». В организации похищения для своей коллекции обвиняли американского миллионера Джона Моргана. Под неожиданное подозрение попали художники-авангардисты и лично Пабло Пикассо. Выяснилось, что приятель ранее украл для него из Лувра пару древних статуэток.

Впрочем, единственным арестованным по делу «Моны Лизы» стал Гийом Аполлинер, публично грозивший жечь музеи ради обновления искусства. Поэт провел пять суток в тюрьме. Его признают непричастным и выпустят.

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Следствие заходит в тупик во многом из-за упрямства Альфонса Бертильона, разработчика системы идентификации преступников по антропометрическим данным. Он на дух не переносил конкурентный метод дактилоскопии. Обнаружив отпечаток пальца на раме, Бертильон не воспользовался уликой, которая могла привести к злоумышленнику.

Страсти по «Моне Лизе» накаляются. Скорбящие парижане приходят к Лувру с цветами, точно на похороны. Огромные тиражи открыток с изображением похищенной раскупаются, как горячие пирожки. Уличные музыканты распевают песенку про «Джоконду странствующую»: она покинула нас, но непременно вернется. Пафосную ноту в общий хор вносит писатель и оккультист Жозефен Пеладан с заявлением: «Человечество лишилось своей Мадонны».

Газета Le Petit Parisien в течение месяца печатает репродукцию «Моны Лизы» на первой полосе. Репортеры наперебой рассказывают о «загадочной улыбке». Шедевр Леонардо превращается в главного персонажа криминальной и светской хроник. Единственное, что спустя несколько месяцев смогло переключить внимание, — это новость о крушении «Титаника».

БЛАГОЕ ДЕЛО

2 декабря 1913 года, через два с лишним года после исчезновения картины, постоялец флорентийской гостиницы «Триполи» послал антиквару Альфредо Джери записку: «Настоящая “Джоконда” у меня. Хочу вернуть… Леонарди».

Сокровище хранилось в дорожном сундучке с двойным дном, заваленное грязными рубашками и носками. Потрясенный антиквар пригласил директора галереи Уффици, который дал заключение об аутентичности работы. Вместе они уговорили «Леонарди» отдать картину – для сохранности, а после выдали его полиции.

Вскоре мир узнал настоящее имя вора — Винченцо Перуджа. Грабитель некоторое время работал в Лувре. Именно он смастерил остекленный короб-раму, куда «Джоконду» поместили для защиты от вандалов.

В день похищения музей был закрыт для посетителей, однако сторож впустил бывшего коллегу. Винченцо Перуджа, большой патриот Италии, стремился вернуть из Франции домой шедевр итальянского художника. Оказавшись один в Квадратном салоне, злоумышленник не сразу определился. Думал прихватить «Венеру и Марса» Мантеньи, но вспомнил, как посетители благоговели перед «Джокондой», и выбрал работу Леонардо. Он был уверен, что Наполеон украл полотно в Италии.

Два с лишним года вор прятал «Мону Лизу» под матрацем в своей комнатушке на улице Госпиталя Сен-Луи и свято верил, что совершил благое дело. Подвело желание получить от Альфредо Джери небольшое вознаграждение за подвиг.

ГЛАВНЫЙ ЭКСПОНАТ

Итальянский суд учел патриотические побуждения вора и присудил ему всего один год тюрьмы. Он просидел всего семь месяцев, служил в армии во время Первой мировой, а позже вернулся во Францию и работал маляром.

После реставрации картину с триумфом вернули во Францию, но прежде показали на выставках во Флоренции, Риме и Милане. Гостиницу «Триполи», где жил грабитель, переименовали в «Джоконду». Под натиском прессы началась вторая волна «джокондомании». Организованные для парижских рабочих вечерние экскурсии в Лувр превращались в созерцание одного-единственного экспоната. Ничего, кроме полотна Леонардо, народ смотреть не хотел.

Так «Мона Лиза» закрепила за собой статус суперзвезды, а Лувр с тех пор остается самым посещаемым музеем мира.

Заглавное фото: tass.ru

 255 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Куда пойти на выходных: эксклюзив «Уральских пельменей» и «взрывной» шпионский квартет

Казалось бы, праздники должны приходить строго по календарю. Обычно так и происходит. Но поклонники шоу «Уральские пельмени» твёрдо убеждены: праздник приходит, когда приезжают любимые артисты! На этих выходных юмористы выступят в Севастополе и предс

На стыке времён: в арт-отеле «Украина» открылась юбилейная выставка Елены Молчановой

Выставка «Рас-тояние от себя до себя» Елены Молчановой словно на грани двух художественных языков. Здесь как лирика крымских пейзажей, так и декоративный оттенок картин. Гости увидят работы, созданные художницей за последние 15 лет. Название выста

Кино на вечер: топ-10 настоящих мужских сериалов

Очень крутой во всех смыслах кинообзор к нам подоспел от колумниста ForPost Павла КухмироваЕсли вы поклонник трэшовых сериалов, то этот топ-1

Встречаем Новый год: культурная программа в Севастополе

Незаметно подступает один из самых долгожданных праздников для детей и взрослых. Организовать свой культурный досуг, чтобы не упустить самое интересное — задача не из лёгких. Поэтому читайте наш обзор, чтобы узнать о новогодних мероприятиях для всей

«Под небом Севастополя»: в библиотеке Гайдара открылась выставка братьев Либа

Экспозиция знакомит зрителя с Севастополем – городом, выстроенным ещё до войны и восстановленным в 1949 году по проекту петербургских архитекторов. Созданный ими образ, а также сама природа сотворили пространство, которое сегодня больше нигде нельзя

Новости ForPost

Метки

Севастополь художники кинофестиваль Святой Владимир Большие гастроли Лев Толстой Новый год Афиша Севастополя Достоевский опера театр Театр Лавренёва Ольга Панкратова Zакрытый покаZ Конкурс красоты Молодёжь изоляция Динопарк Золотая балка «Эхо БДФ» Сергей Шнуров Опера в Херсонесе День ВМФ художник праздник Севастопольский военно-исторический музей-заповедник концерт Анна Каренина балет Театральная улица Море онлайн-марафон фестиваль Севастопольский театр оперы и балета танцы фильмы искусство Михаил Булгаков Театр им. Кукол театр драмы "Психо Дель Арт" пандемия СевТЮЗ Херсонес Таврический Дворец культуры рыбаков благотворительность Херсонес Крымский военно-исторический фестиваль дети Конкурс "Живая классика" коронавирус живопись шоу книги Федюхины высоты Виталий Либа Театр имени Луначарского Крым Фёдор Достоевский Психо Дель Арт ДКР Балаклава карантин самоизоляция Картины VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» СЦКиИ 9 мая кино Григорий Лифанов Эрмитаж Фонд «Живая классика» Крымская весна Большой севастопольский офицерский бал Андрей Маслов Международный день танца 75 лет Победы музыка мастер-классы творчество спектакли Музеи онлайн выставка арт-отель "Украина" поэзия «Оперные вечера в Севастополе» Севастопольский ТЮЗ День Победы Живая классика Валерий Либа Александр Петров Мариинский театр Санкт-Петербург Великая Отечественная война История Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Клим Шипенко спектакль выставки Таврида-АРТ театр Луначарского Сергей Безруков