Мода по уставу: как возрождались традиции дореволюционной русской армии
Всероссийский музей декоративного искусства представляет виртуальную выставку «Мода по уставу», посвящённую военной форме советской армии в период 1941—1945 годов. Как выглядели представители пограничных войск НКВД, красноармейцы-снайперы, бойцы-наблюдатели, лётчики морской авиации — смотрите в этом материале.
Прообразом Красной Армии были красногвардейские отряды. Они не имели никакой установленной формы одежды. Их отличала только красная нарукавная повязка с надписью: «Красная гвардия» или красная лента на головном уборе, а в отдельных отрядах — нагрудный красногвардейский знак (пришитый или приколотый булавкой красный бант).
Приказом Наркомвоена от 7 мая 1918 года было объявлено положение о конкурсе по установлению формы обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В разработке формы участвовали такие видные художники, как Виктор Васнецов, Борис Кустодиев, Михаил Езучевский.
За основу новой формы было взято походное солдатское обмундирование русской армии: шинель, походная рубаха и шаровары защитного цвета, а также фуражка с козырьком (летний головной убор). Также были утверждены первые отличительные знаки, указывающие на принадлежность к РККА: нагрудный знак и значок-кокарда на головной убор. И нашиваемые на форму так называемые «разговоры».
Тогда же появился и особый шлем из сукна, который сначала назвали богатыркой, затем — по примеру отряда, который начал первым носить его — фрунзевки, и, наконец, будёновки.
В форме того периода были отменены погоны. Их заменили различными геометрическими элементами: треугольниками, ромбами, полосками.
К 1943 году, к переломному моменту Великой отечественной войны, были возрождены не только погоны. Шло постепенное восстановление и других традиций формы дореволюционной русской армии. Была введена парадная форма для всех категорий военнослужащих, артиллеристам возвращаются их приборные чёрно-красные цвета, устанавливается традиционная форма для казачьих частей. Многие приметы Красной армии сходят на нет, в том числе отменяется знаменитая будёновка.
Майор. Кавалерия. 1940-1942
Разработать военную форму — непростая задача. Ведь кроме формы, которая меняется в зависимости от характера решаемых задач и климатических условий местности, важными факторами являются цвет, фактура ткани, износ, выцветание после стирки и т.д. Даже вырез на груди гимнастёрки имел специальную форму для снятия её в экстренной ситуации методом разрыва. Например, при попадании напалма (загущённый бензин, горючий продукт, применяемый в качестве зажигательных и огнемётных смесей — ред).
На протяжении всей войны Технический комитет Главного интендантского управления Красной Армии разрабатывал формы обмундирования и воинских знаков различия. В этой работе принимали участие художники А.И. Кузнецов, М.Л.Лукина, Е. М. Романов и другие, имён многих из которых мы сегодня не знаем.
Подполковник. Пехота. 1943-1945
Всероссийский музей декоративного искусства благодарит за помощь в подготовке материалов и предоставление предметов из собственных коллекций консультанта по военному костюму Российской государственной библиотеки искусств К.В. Цыпленкова, а также И.Ю. Савченкова и А.И. Шалито.
Виртуальную выставку «Мода по уставу» смотрите здесь. Она будет доступна до 29 мая.
По материалам Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства