Между космосом и повседневностью Владимира Новикова

В Севастополе завершается персональная выставка Владимира Новикова «Бумага/Акварель».
Работы, представленные в экспозиции — это удивительная вселенная, где привычные законы физики уступают место поэтической логике сновидений, это глубокая философская программа мастера, создавшего уникальный художественный язык на стыке абстракционизма и магического реализма.
Обложка и фото: Руслан Микаилов
Синтез реального и фантастического
В работе «Космос. В скоплении эмоций» (2022) Новиков органично соединяет узнаваемые городские мотивы с элементами космической фантазии, создавая метафизическое пространство, где небесные тела — в частности, Сатурн — становятся равноправными участниками земной жизни.
И этот приём роднит работу художника с магическим реализмом, где реальность переплетается с нереальностью и чудом. Новиков мастерски балансирует между конкретностью и абстракцией, создавая произведения, которые, по его собственным словам, «про сны, про сказки и про детство».
Это «немножко детское» восприятие позволяет ему видеть мир через призму чуда, где космические объекты естественно соседствуют с земной архитектурой.
Христианство и античность
Акварельная техника Новикова отличается особой атмосферой и «эффектом призрачности». Виртуозное владение светотеневыми переходами особенно ярко проявляется в работе с мифологическими существами, где нежные полутона и деликатность делают сюжет живым, естественным.
В работах прослеживается глубокая христианская символика («И Я в три дня воздвигну его», 2024, «И врата ада не одолеют Её», 2024), что соответствует многолетнему опыту художника в росписях православных храмов в Челябинске, Одессе, Серпухове и Ялте.
Крылатые существа — грифоны и пегасы — выступают как посредники между земным и небесным мирами. Образ пегаса художник трактует как «символ вдохновения, который, оглядываясь назад через прошлое, в то же время смотрит вперёд, в сторону света». Это архетипический образ творческого начала, связующий древность и современность.
Концепция «межсезонья» отражает философское отношение Новикова ко времени как к переходному состоянию. В представленных работах время либо застывает, либо течёт по особым законам.
Сочетание руин античного Херсонеса («Стража ночная», 2025) с космическими элементами создаёт многослойную временную структуру, где «прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно». Это соответствует эстетике Джорджо де Кирико, основоположника метафизической живописи, для которого «весь мир — это бесконечный музей странностей».
Повседневное как чудо
При этом художник не ограничивается темой космических панорам и духовных откровений. Ему также интересен камерный натюрморт и жанровые сценки в городском антураже. Здесь прослеживается особая интимность и созерцательность в едва заметных деталях на фоне величественной архитектуры («Дом Архановских», 2025, «Дом на Рыночной», 2025).
Автор обращается к микромиру домашнего или уличного пространств, превращая его в объект поэтического размышления. Кошки, нарисованные в качестве «незначительной» детали, демонстрируют зрителю удивительную способность художника находить драматургию в самых обыденных сценах.
Композиция строится на тонком балансе между архитектурными элементами — окнами, дверными проёмами — и живыми существами, создавая эффект «подслушанной» жизни.
Новиков исследует тему «невидимых моментов» повседневной жизни, он фиксирует те мгновения, которые обычно ускользают от внимания: сонные кошки на утреннем солнце, случайные прохожие у витрин, скромный букет цветов на подоконнике. Он находит поэзию в прозаичном.
«Взгляд художника обязательно ищет повод, за что зацепиться, и для него даже лучик света преображает всё», – говорит сам художник.
Резюмируя, скажу, персональная выставка Владимира Новикова «Бумага/Акварель» представляет собой работы зрелого мастера, нашедшего свой уникальный художественный язык. Соединяя традиции русской акварельной школы с европейским символизмом и магическим реализмом, художник создаёт произведения, которые одновременно укоренены в местной культурной традиции и открыты универсальным человеческим переживаниям.
Творчество Новикова доказывает, что современное искусство способно говорить о вечных темах новым, свежим языком, не утрачивая при этом связи с культурным наследием и духовными основами человеческого существования. Кроме того, оно способно порождать общественные дискуссии, что подтверждает актуальность искусства вообще и в Севастополе в частности.
Выставка продлится до 18 сентября. Ознакомиться с работами мастера акварели можно в фойе бывшей гостиницы «Украина». Вход свободный.
Руслан Микаилов