Между космосом и повседневностью: выставка Владимира Новикова

Это искусство для медленного рассматривания и глубокого переживания. Именно под таким ракурсом лучше проникаться работами севастопольского мастера акварели Владимира Новикова, представленными на его персональной выставке «Бумага/Акварель».
Обложка: Руслан Микаилов
Понятно, что едва ли не каждый автор спешит заявить о внежанровости и мультитематичности своих работ, но, как бы ни старался, он всю жизнь будет писать одну и ту же картину. Как писатель — одну и ту же книгу. Так и у Новикова, несмотря на множество тем, которые он раскрывает в своих работах, почти все они касаются двух-трёх ключевых: религия (христианство), космос и повседневность как чудо.
Фото: Руслан Микаилов
Композиция «И Я в три дня воздвигну его» (2024), где изображены архангел и радуга над руинами, отсылает зрителя к метафизической живописи Джорджо де Кирико. И если итальянский мастер создавал «археологию будущего», то в работе Новикова ощущается археология надежды.
Античные руины – скорее всего, Херсонеса, — выполненные в охристых тонах, внезапно озаряются радугой. Это глубокая метафора, в которой художник показывает, как преображается мир прошлого, античный мир, с появлением архангела, то есть проявлением божественного, сопровождаемое чудом явления радуги.
Радуга — доминантное, наиболее яркое пятно в картине — это отсылка к детству, к невинности, наивности и чистоте, которым подвластно изменить окружающий мир без насилия. Радуга — это цветовой мост, соединяющий античное прошлое с христианским будущим. И от её вторжения в старый мир цветы, как души умерших, обретают лёгкость и устремляются на небеса. Мир обновился, возникло чудо преображения.

Фото: Руслан Микаилов
Техника исполнения в «И Я в три дня воздвигну его» напоминает акварели американского живописца Джона Сарджента. Однако выполненные словно в манере Исаака Левитана им присуща русская меланхолия.
А вот — псевдоклассический городской пейзаж с призрачными фигурами. Это — композиция «Дом-укрытие» (2025). Здесь ощущается влияние американского художника Эдварда Хоппера, в живописных полотнах которого присутствует тоска и одиночество городского жителя. В частности, жёлтый особняк нарисован с фотографической точностью деталей и одновременно с импрессионистической воздушностью. Фигуры мужчины и женщины намеренно размыты, словно они призраки. Новиков показывает не конкретных людей, а само присутствие жизни в историческом и бытовом пространстве.

Фото: Руслан Микаилов
При просмотре работы «Космос. В скоплении эмоций» (2022) зрителю открывается смелый художественный эксперимент — соединение бытового пейзажа с космической фантастикой. Это отсылка к традициям русского космизма (картины литовского художника Микалоюса Чюрлёниса и Николая Рериха), но решённая в современном ключе. Сатурн над крымскими домиками — это не наивное фантазирование, а визуализация современного сознания, для которого космос стал частью повседневности. Техника акварели создает эффект сна или видения. Это сюрреализм бельгийца Рене Магритта, но с особой русской лиричностью.
Фото: Руслан Микаилов
Однако особняком на выставке «Бумага/Акварель» стоит абстрактная картина Новикова «Лиловый луч» (2025). Она показывает художника с неожиданной стороны. На лицо — влияние американского абстрактного экспрессионизма: техника севастопольского автора напоминает акварели Хелен Франкенталер или поздние работы английского живописца Уильяма Тёрнера. Вертикальные потоки цвета создают ощущение дождя, тумана, времени. Несмотря на то, что работа выполнена акварелью, «Лиловый луч» — это чистая живопись, где содержание рождается из самого процесса письма.

Фото: Руслан Микаилов
Резюмируя, скажу, персональная выставка Владимира Новикова представляет собой работы зрелого мастера, нашедшего свой уникальный художественный язык. Соединяя традиции русской акварельной школы с американской реалистической живописью, европейским символизмом и магическим реализмом, художник создаёт произведения, которые одновременно укоренены в местной культурной традиции и открыты универсальным человеческим переживаниям.
Творчество Новикова доказывает, что современное искусство способно говорить о вечных темах новым, свежим языком, не утрачивая при этом связи с культурным наследием и духовными основами человеческого существования. Кроме того, оно способно порождать общественные дискуссии, что подтверждает актуальность искусства вообще и в Севастополе в частности.
Выставка продлится до 18 сентября. Ознакомиться с работами мастера можно в фойе бывшей гостиницы «Украина». Вход свободный.
Руслан Микаилов
![]()
