Между космосом и повседневностью: выставка Владимира Новикова

12-09-2025 11:35
Выставка Бумага Акварель Владимир Новиков

Это искусство для медленного рассматривания и глубокого переживания. Именно под таким ракурсом лучше проникаться работами севастопольского мастера акварели Владимира Новикова, представленными на его персональной выставке «Бумага/Акварель».

Обложка: Руслан Микаилов

Понятно, что едва ли не каждый автор спешит заявить о внежанровости и мультитематичности своих работ, но, как бы ни старался, он всю жизнь будет писать одну и ту же картину. Как писатель — одну и ту же книгу. Так и у Новикова, несмотря на множество тем, которые он раскрывает в своих работах, почти все они касаются двух-трёх ключевых: религия (христианство), космос и повседневность как чудо.

 

Владимир Новиков Бумага акварельФото: Руслан Микаилов

Композиция «И Я в три дня воздвигну его» (2024), где изображены архангел и радуга над руинами, отсылает зрителя к метафизической живописи Джорджо де Кирико. И если итальянский мастер создавал «археологию будущего», то в работе Новикова ощущается археология надежды.

Античные руины – скорее всего, Херсонеса, — выполненные в охристых тонах, внезапно озаряются радугой. Это глубокая метафора, в которой художник показывает, как преображается мир прошлого, античный мир, с появлением архангела, то есть проявлением божественного, сопровождаемое чудом явления радуги.

Радуга — доминантное, наиболее яркое пятно в картине — это отсылка к детству, к невинности, наивности и чистоте, которым подвластно изменить окружающий мир без насилия. Радуга — это цветовой мост, соединяющий античное прошлое с христианским будущим. И от её вторжения в старый мир цветы, как души умерших, обретают лёгкость и устремляются на небеса. Мир обновился, возникло чудо преображения.

Владимир Новиков

Фото: Руслан Микаилов

Техника исполнения в «И Я в три дня воздвигну его» напоминает акварели американского живописца Джона Сарджента. Однако выполненные словно в манере Исаака Левитана им присуща русская меланхолия.

А вот — псевдоклассический городской пейзаж с призрачными фигурами. Это — композиция «Дом-укрытие» (2025). Здесь ощущается влияние американского художника Эдварда Хоппера, в живописных полотнах которого присутствует тоска и одиночество городского жителя. В частности, жёлтый особняк нарисован с фотографической точностью деталей и одновременно с импрессионистической воздушностью. Фигуры мужчины и женщины намеренно размыты, словно они призраки. Новиков показывает не конкретных людей, а само присутствие жизни в историческом и бытовом пространстве.

Выставки живописи Севастополь 2025

Фото: Руслан Микаилов

При просмотре работы «Космос. В скоплении эмоций» (2022) зрителю открывается смелый художественный эксперимент — соединение бытового пейзажа с космической фантастикой. Это отсылка к традициям русского космизма (картины литовского художника Микалоюса Чюрлёниса и Николая Рериха), но решённая в современном ключе. Сатурн над крымскими домиками — это не наивное фантазирование, а визуализация современного сознания, для которого космос стал частью повседневности. Техника акварели создает эффект сна или видения. Это сюрреализм бельгийца Рене Магритта, но с особой русской лиричностью.

 

Живопись СевастопольФото: Руслан Микаилов

Однако особняком на выставке «Бумага/Акварель» стоит абстрактная картина Новикова «Лиловый луч» (2025). Она показывает художника с неожиданной стороны. На лицо — влияние американского абстрактного экспрессионизма: техника севастопольского автора напоминает акварели Хелен Франкенталер или поздние работы английского живописца Уильяма Тёрнера. Вертикальные потоки цвета создают ощущение дождя, тумана, времени. Несмотря на то, что работа выполнена акварелью, «Лиловый луч» — это чистая живопись, где содержание рождается из самого процесса письма.

Фото: Руслан Микаилов

Резюмируя, скажу, персональная выставка Владимира Новикова представляет собой работы зрелого мастера, нашедшего свой уникальный художественный язык. Соединяя традиции русской акварельной школы с американской реалистической живописью, европейским символизмом и магическим реализмом, художник создаёт произведения, которые одновременно укоренены в местной культурной традиции и открыты универсальным человеческим переживаниям.

Творчество Новикова доказывает, что современное искусство способно говорить о вечных темах новым, свежим языком, не утрачивая при этом связи с культурным наследием и духовными основами человеческого существования. Кроме того, оно способно порождать общественные дискуссии, что подтверждает актуальность искусства вообще и в Севастополе в частности.

Выставка продлится до 18 сентября. Ознакомиться с работами мастера можно в фойе бывшей гостиницы «Украина». Вход свободный.

Руслан Микаилов

Loading



«Бумага/Акварель», Афиша Севастополя, Владимир Новиков, выставка, живопись,

Поделиться:

Похожие посты

«Гойда» и Человек-паук: как прошёл суд Долиной

Со времён Джонни Деппа ни одно заседание не вызывало столько ажиотажа, сколько суд Долиной вокруг её квартиры в Хамовниках. Ещё до того, как Верховный суд России огласил вердикт в пользу покупательницы Полины Лурье, сам судебный процесс превратился в

Comic Con Игромир 2025: главные анонсы и премьеры фестиваля

С 12 по 14 декабря в московском «Тимирязев Центре» прошёл фестиваль поп-культуры Comic Con Игромир 2025. Программа была весьма богатой: новые проекты студии Bubble, аниме по игре «Зайчик», продолжение анимационного сериала «Киберслав», перспективные

Спектакль «Таня» как баланс между внутренними трансформациями и запросами общества

«Таня» (16+) — это про свободу и её обретение. Главная героиня спектакля, поставленного на сцене севастопольского театра им. Луначарского режиссёром Иваном Миневцевым, лишь спустя четыре года жизненных трудностей призналась себе, что обрела, наконец,

«Достать ножи: Воскрешение покойника» — детективный шедевр Райана Джонсона

12 декабря на Netflix вышел фильм «Воскрешение покойника» — третья часть ироничной детективной франшизы «Достать ножи». В триквеле режиссёр Райан Джонсон обращается к теме религии. На этот раз эксцентричный сыщик Бенуа Блан должен раскрыть невозможно

Жуть как трогательно: чем хорош «Человек-бензопила. Фильм: История Резе»

4 декабря в российских кинотеатрах состоялась «взрывная» аниме-премьера — «Человек-бензопила. Фильм: История Резе». Сюжет мультфильма рассказывает о влюблённости главного героя Дэндзи в девушку Резе. Но вот незадача: она оказывается демоницей-взрывча

Новости ForPost

Метки

российские фильмы Игры 2025 театр Луначарского рэп сериалы 2023 День Победы Психо Дель Арт Херсонес Таврический музыка Новый год арт-отель "Украина" BLACKPINK Крым обзор аниме "Кинопоиск" хоррор куда сходить Билли Айлиш поп-музыка Мода СевТЮЗ музыка 2024 Balenciaga Обзор Севастопольский театр оперы и балета Большой севастопольский офицерский бал Севастопольский ТЮЗ Российские сериалы 2025 комедия книги 9 мая фильмы Неделя моды в Париже Российские сериалы Херсонес игры 2024 аниме 2025 мода и стиль фильмы 2023 скандал Charli XCX Гарри Поттер Афиша Севастополя K-pop сериалы 2024 драма афиша Севастополь искусство балет Dior Конкурс "Живая классика" театр выставка Музей-заповедник "Херсонес Таврический" ДКР выставки фильмы ужасов Неделя моды фэнтези сериалы 2025 карантин современное искусство опера концерт спектакль Аниме Netflix Театральная улица фестиваль игры 2023 аниме 2024 Модный показ Хаяо Миядзаки Клим Шипенко музыка 2025 мастер-классы Тейлор Свифт живопись праздник изоляция спектакли мультфильмы 2023 театр драмы "Психо Дель Арт" детектив Дворец культуры рыбаков музыка 2023 коронавирус рецензия СЦКиИ Севастополь Александр Петров Фильмы 2025 мультфильмы фильмы 2024 игры кино Театр имени Луначарского художники Григорий Лифанов мультфильмы 2024