Мечта и современные дети: нужна ли им сегодня «Феодосийская сказка»?

25-08-2021 20:12

В эти дни в кинотеатрах Севастополя и Крыма продолжаются показы фильма «Феодосийская сказка» с участием наших севастопольских артистов. Чем может удивить и порадовать современное российское детское кино? Или, наоборот, разочаровать и заставить призадуматься? Картина Натальи Лебедевой – смелая попытка заговорить о том, нужно ли мечтать современным детям. Насколько эта попытка удалась, в своей рецензии рассуждает Александр Седов.

Работа в жанре детского кино требует от авторов немалого мужества. Мало того, что нужно соблюсти правильную интонацию, не впасть в сюсюканье и не подавить дидактикой, не огорошить брутализмом и не переборщить с иронией, и много ещё чем, так нужно ещё уметь вписаться в рынок, найти заветную дверцу в системе кинопроката. А прокат в российских кинотеатрах – штука сложная. Особенно для такой небольшой кинокомпании как «Киммерия», решившей на второй год пандемии коронавируса предложить кинотеатрам свой первый фильм. Поэтому когда в афише полутора миллионного Екатеринбурга я отыскал единственный кинозал, где шла «Феодосийская сказка», я не знал радоваться мне или горевать. Новую российскую картину крутили по одному сеансу в день.

«Феодосийская сказка» режиссёра-дебютантки Натальи Лебедевой, по всем параметрам, фильм для детей младшего и среднего школьного возраста (посмотреть трейлер фильма). Главный герой, девятилетний Митя (юный актёр Митя Махонин), приезжает вместе с отцом к деду в Крым, в уютную и солнечную Феодосию. Для Мити здесь одно открытие следует за другим. Красивый дедовский дом с верандой – малая родина его, Митиного, отца. Вот комната, которая когда-то была отцовской, здесь странные деревянные фигурки и книги, одна из которых – волшебная. Своего рода дверь в Мир Мечты – мир, напоминающий Крым, с такими же набегающими на берег волнами, с песчаным пляжем и утёсами, но ещё и с чудесами.

Авторы фильмы постоянно подчёркивают: это Мир Мечты. Слово «мечта» неоднократно звучит в устах жителей волшебной страны, напоминая одновременно и о чуде и о постигшем их разочаровании. Некогда прежний владелец книги, Митин отец (актёр Николай Нечаев), будучи маленьким, верил в Мир Мечты, но мальчик давно вырос и забыл путь в волшебный край. Теперь он приехал со своим сыном в Крым, но не для того, чтобы вернуть чудесные воспоминания, а чтобы продать малую родину – отчий дом, а своего старика-отца увезти в уфимскую квартиру: «Мы всё равно ездим отдыхать в Грецию и на Кипр, а у нас тебе, отец, будет лучше», — говорит он.

Такова завязка. Конфликт между мечтой и реальностью, между сыном и отцом. Извечная фабула, которая в том или ином виде не раз воплощалась в мировой литературе и кинематографе. Эти мотивы кому-то напомнят о сказке Погорельского «Чёрная курица»: проводник в Мире Мечты, названный Путешественником, просит мальчика Митю никому не рассказывать об этой тайне, иначе с волшебным миром случится беда. Кто-то вспомнит о «Нарнии» или даже о «Джуманджи», учитывая погони и прочие испытания, выпавшие на долю главных героев. В одном из интервью режиссёр Наталья Лебедева призналась, что была вдохновлена фильмом «Королевство кривых зеркал». Мотивы из этой сказки также прослеживаются в новом фильме.
Правда, бросается в глаза одно важное различие. «Феодосийская сказка» — фильм малобюджетный. Есть в нём красивая природа и знаменитые крымские дворцы, шикарные королевские костюмы и удачно вставленная компьютерная графика, однако в целом история производит впечатление пересказа чужих мотивов, без подробной детализации волшебной страны. На этот момент (объяснимый и где-то даже простительный) можно было бы закрыть глаза, если б та же проблема не проявлялась в сюжете и диалогах.
То, что постановщики обратились к теме мечты и борьбы за право иметь мечту, за право мечтать в наш прагматичный век – само по себе смелый поступок. Взирая на сказочные просторы Крыма, нельзя не вспомнить с каким упорством сто лет назад отстаивал это право писатель-фантаст Александр Грин, навсегда поселившись в Крыму. Примечательно, что авторы не забыли о Грине и послали ему привет – на фоне моря иногда мелькает шхуна с алыми парусами. В фильме много раз повторено и с нажимом подчёркнуто, что «только человек с чистой душой может воспользоваться волшебной книгой», но в чём суть мечтания зрителю не раскрывается.

В советском детском кинематографе тема мечты имела два разномасштабных измерения. С одной стороны признавалось, что человеку свойственно мечтать, что мечта возвышает, что она необходима для развития творческих способностей личности – не только в изящных искусствах, но и в жизни. С другой стороны – по-доброму высмеивались «мечтатели», слишком глубоко ушедшие в мир фантазии, забросившие учёбу и домашние обязанности. Посредством их же фантазий режиссёры возвращали «мечтателей» к реальности (мультфильм «На задней парте»).

В фильме «Феодосийская сказка» Мир Мечты очевидным образом никак не влияет на нашу действительность. Почему Митин отец забросил свою «волшебную страну», кем он стал – нам не раскрывают. В каких отношениях с Миром Мечты был его отец, дед Мити, также не сказано. На участке перед домом стоят забавные деревянные истуканы – мельком обронено, что их вырезал дед. Значит, был художником, скульптором? Неясно. Может, он и смастерил волшебную книгу? Не уточняется. Авторы фильма как бы говорят нам: все эти детали необязательны, следите за приключениями.
Приключения, и, правда, придуманы и разыграны от души – конечно, с поправкой на скромный бюджет. Современных детей они вряд ли удивят изобретательностью, но могут захватить жизненностью обстоятельств. Здесь есть конфликт между приезжим Митей и местной ребятнёй, искушение властью над людьми и испытание дружбой. Надо заметить, что дети-актёры играют весьма убедительно – насколько позволяет сценарий. Помимо главного героя, Мити, необходимо отметить местного вожака Дениса и девочку Веронику. Картина в целом оставляет хорошее впечатление: действие не тормозит, не распадается на куски-эпизоды. Большой плюс – музыка Александра Симоненко, которая записывалась в тон-студии киноконцерна «Мосфильм». Нечастое явление, особенно в российских фильмах для детей.
Однако общий посыл фильма (месседж, как сказали бы сейчас) оставил меня в некотором недоумении. Не потому, что я не согласен с ним. Наоборот, спорить вроде как не с чем – что «красота без любви ведёт к злу». Или что «счастье это когда близкие рядом, и ты им готов помочь». И, главное, что «нужно мечтать». Но уж слишком абстрактно-декларативно звучат прописные истины. Зацепит ли современных детей много раз услышанное слово «мечта»? Проснётся ли у них чувство сострадания к стране Мечты, изображённой столь эскизно и бегло, что не успеваешь узнать и полюбить её сказочных обитателей? Не берусь ответить утвердительно. Сомнения мои не рассеялись.
Александр Седов

 1,151 Всего просмотров



фильм «Феодосийская сказка»,

Поделиться:

Похожие посты

Кино всё-таки будет: нового «Бэтмена» увидеть в Севастополе можно, но сложно

Несмотря на санкции и запреты, в России стартовал показ "Бэтмена" Мэтта Ривза. Хорошую новость сообщил телеграм-канал «Кинократия». Релиз фильма в нашей стране был

К выпуску готовится первый сериал по сценарию нейросети

В России появится сериал, основанный на сценарии нейросети, обученной на комедийных хитах СТС, - сообщает Подробнее

Шаг в бесконечность: топ-5 фильмов про невероятный космос

Наша Вселенная полна загадок и необъяснимых явлений. Да что уж говорить — её размер уже сам по себе является тайной. В кинематографе тема исследования Вселенной отнюдь не нова. «Путешествие на Луну» — первый фильм о разведывании дальних уголков косми

«Мы воспитали зрителя в клиповом мышлении», — сценарист Александр Беланов о кино

«Голливуд» уходит из России. Сможет ли отечественный кинематограф стать альтернативой американской «фабрики грёз»? Актёр и сценарист Александр Беланов — о возможности возвращения к советскому кино, цензуре в искусстве и стандартах качества, которые п

Необыкновенное чудо Григория Лифанова

Григорий Лифанов свой новый, совершенно очаровательный и дивный спектакль «Обыкновенное чудо» посвятил Марку Захарову. «Учителю – великому режиссеру…» – такое признание мы читаем в программке к новой работе Севастопольского академического русского др

Новости ForPost

Метки

самоизоляция Конкурс "Живая классика" кино Севастополь танцы Достоевский История Живая классика Афиша Севастополя Музеи онлайн поэзия Музей обороны Севастополя Сергей Шнуров Молодёжь книги кинофестиваль Святой Владимир творчество Лев Толстой опера День Победы Конкурс красоты Большие гастроли Анна Каренина художник балет концерт Фёдор Достоевский праздник Клим Шипенко Море Мариинский театр спектакль «Оперные вечера в Севастополе» изоляция театр Крымский военно-исторический фестиваль Большой севастопольский офицерский бал театр Луначарского День России Золотая балка Россия Дворец культуры рыбаков Севастопольский ТЮЗ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" 9 мая Zакрытый покаZ Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Александр Петров Севастопольский театр оперы и балета Бесы Театр имени Луначарского Крым Театр Лавренёва Херсонес Таврический музыка Динопарк Таврида-АРТ Ольга Панкратова фильмы Фонд «Живая классика» СевТЮЗ СЦКиИ Сергей Безруков художники онлайн-марафон Валерий Либа Михаил Булгаков ДКР спектакли театр драмы "Психо Дель Арт" ЦГБ им. Л.Н.Толстого карантин Опера в Херсонесе мастер-классы искусство арт-отель "Украина" Эрмитаж живопись Картины Психо Дель Арт Балаклава Григорий Лифанов коронавирус Федюхины высоты Театр им. Кукол Андрей Маслов выставки Международный день танца Херсонес VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» выставка Мастер и Маргарита дети 75 лет Победы День ВМФ Театральная улица пандемия фестиваль Великая Отечественная война Санкт-Петербург