Мечта и современные дети: нужна ли им сегодня «Феодосийская сказка»?

25-08-2021 20:12

В эти дни в кинотеатрах Севастополя и Крыма продолжаются показы фильма «Феодосийская сказка» с участием наших севастопольских артистов. Чем может удивить и порадовать современное российское детское кино? Или, наоборот, разочаровать и заставить призадуматься? Картина Натальи Лебедевой – смелая попытка заговорить о том, нужно ли мечтать современным детям. Насколько эта попытка удалась, в своей рецензии рассуждает Александр Седов.

Работа в жанре детского кино требует от авторов немалого мужества. Мало того, что нужно соблюсти правильную интонацию, не впасть в сюсюканье и не подавить дидактикой, не огорошить брутализмом и не переборщить с иронией, и много ещё чем, так нужно ещё уметь вписаться в рынок, найти заветную дверцу в системе кинопроката. А прокат в российских кинотеатрах – штука сложная. Особенно для такой небольшой кинокомпании как «Киммерия», решившей на второй год пандемии коронавируса предложить кинотеатрам свой первый фильм. Поэтому когда в афише полутора миллионного Екатеринбурга я отыскал единственный кинозал, где шла «Феодосийская сказка», я не знал радоваться мне или горевать. Новую российскую картину крутили по одному сеансу в день.

«Феодосийская сказка» режиссёра-дебютантки Натальи Лебедевой, по всем параметрам, фильм для детей младшего и среднего школьного возраста (посмотреть трейлер фильма). Главный герой, девятилетний Митя (юный актёр Митя Махонин), приезжает вместе с отцом к деду в Крым, в уютную и солнечную Феодосию. Для Мити здесь одно открытие следует за другим. Красивый дедовский дом с верандой – малая родина его, Митиного, отца. Вот комната, которая когда-то была отцовской, здесь странные деревянные фигурки и книги, одна из которых – волшебная. Своего рода дверь в Мир Мечты – мир, напоминающий Крым, с такими же набегающими на берег волнами, с песчаным пляжем и утёсами, но ещё и с чудесами.

Авторы фильмы постоянно подчёркивают: это Мир Мечты. Слово «мечта» неоднократно звучит в устах жителей волшебной страны, напоминая одновременно и о чуде и о постигшем их разочаровании. Некогда прежний владелец книги, Митин отец (актёр Николай Нечаев), будучи маленьким, верил в Мир Мечты, но мальчик давно вырос и забыл путь в волшебный край. Теперь он приехал со своим сыном в Крым, но не для того, чтобы вернуть чудесные воспоминания, а чтобы продать малую родину – отчий дом, а своего старика-отца увезти в уфимскую квартиру: «Мы всё равно ездим отдыхать в Грецию и на Кипр, а у нас тебе, отец, будет лучше», — говорит он.

Такова завязка. Конфликт между мечтой и реальностью, между сыном и отцом. Извечная фабула, которая в том или ином виде не раз воплощалась в мировой литературе и кинематографе. Эти мотивы кому-то напомнят о сказке Погорельского «Чёрная курица»: проводник в Мире Мечты, названный Путешественником, просит мальчика Митю никому не рассказывать об этой тайне, иначе с волшебным миром случится беда. Кто-то вспомнит о «Нарнии» или даже о «Джуманджи», учитывая погони и прочие испытания, выпавшие на долю главных героев. В одном из интервью режиссёр Наталья Лебедева призналась, что была вдохновлена фильмом «Королевство кривых зеркал». Мотивы из этой сказки также прослеживаются в новом фильме.
Правда, бросается в глаза одно важное различие. «Феодосийская сказка» — фильм малобюджетный. Есть в нём красивая природа и знаменитые крымские дворцы, шикарные королевские костюмы и удачно вставленная компьютерная графика, однако в целом история производит впечатление пересказа чужих мотивов, без подробной детализации волшебной страны. На этот момент (объяснимый и где-то даже простительный) можно было бы закрыть глаза, если б та же проблема не проявлялась в сюжете и диалогах.
То, что постановщики обратились к теме мечты и борьбы за право иметь мечту, за право мечтать в наш прагматичный век – само по себе смелый поступок. Взирая на сказочные просторы Крыма, нельзя не вспомнить с каким упорством сто лет назад отстаивал это право писатель-фантаст Александр Грин, навсегда поселившись в Крыму. Примечательно, что авторы не забыли о Грине и послали ему привет – на фоне моря иногда мелькает шхуна с алыми парусами. В фильме много раз повторено и с нажимом подчёркнуто, что «только человек с чистой душой может воспользоваться волшебной книгой», но в чём суть мечтания зрителю не раскрывается.

В советском детском кинематографе тема мечты имела два разномасштабных измерения. С одной стороны признавалось, что человеку свойственно мечтать, что мечта возвышает, что она необходима для развития творческих способностей личности – не только в изящных искусствах, но и в жизни. С другой стороны – по-доброму высмеивались «мечтатели», слишком глубоко ушедшие в мир фантазии, забросившие учёбу и домашние обязанности. Посредством их же фантазий режиссёры возвращали «мечтателей» к реальности (мультфильм «На задней парте»).

В фильме «Феодосийская сказка» Мир Мечты очевидным образом никак не влияет на нашу действительность. Почему Митин отец забросил свою «волшебную страну», кем он стал – нам не раскрывают. В каких отношениях с Миром Мечты был его отец, дед Мити, также не сказано. На участке перед домом стоят забавные деревянные истуканы – мельком обронено, что их вырезал дед. Значит, был художником, скульптором? Неясно. Может, он и смастерил волшебную книгу? Не уточняется. Авторы фильма как бы говорят нам: все эти детали необязательны, следите за приключениями.
Приключения, и, правда, придуманы и разыграны от души – конечно, с поправкой на скромный бюджет. Современных детей они вряд ли удивят изобретательностью, но могут захватить жизненностью обстоятельств. Здесь есть конфликт между приезжим Митей и местной ребятнёй, искушение властью над людьми и испытание дружбой. Надо заметить, что дети-актёры играют весьма убедительно – насколько позволяет сценарий. Помимо главного героя, Мити, необходимо отметить местного вожака Дениса и девочку Веронику. Картина в целом оставляет хорошее впечатление: действие не тормозит, не распадается на куски-эпизоды. Большой плюс – музыка Александра Симоненко, которая записывалась в тон-студии киноконцерна «Мосфильм». Нечастое явление, особенно в российских фильмах для детей.
Однако общий посыл фильма (месседж, как сказали бы сейчас) оставил меня в некотором недоумении. Не потому, что я не согласен с ним. Наоборот, спорить вроде как не с чем – что «красота без любви ведёт к злу». Или что «счастье это когда близкие рядом, и ты им готов помочь». И, главное, что «нужно мечтать». Но уж слишком абстрактно-декларативно звучат прописные истины. Зацепит ли современных детей много раз услышанное слово «мечта»? Проснётся ли у них чувство сострадания к стране Мечты, изображённой столь эскизно и бегло, что не успеваешь узнать и полюбить её сказочных обитателей? Не берусь ответить утвердительно. Сомнения мои не рассеялись.
Александр Седов

Loading



фильм «Феодосийская сказка»,

Поделиться:

Похожие посты

Как устроен «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки

В канун двадцатилетия мультфильма «Ходячий замок» от студии Ghibli, его снова покажут в российском прокате. За эту работу Хаяо Миядзаки получил награду Венецианского кинофестиваля, номинации на премии «Оскар» и «Сатурн». В честь этого разбираемся: по

«Дети перемен»: криминальная драма в духе «Слово пацана»

90-е по-прежнему не отпускают отечественных режиссеров. Спустя год после выхода успешного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» онлайн-кинотеатр START запустил новый проект со схожей тематикой — «Дети перемен». О чем новая история про «лихие» год

«Аркейн»: подробно разбираем финал 2 сезона

23 ноября с выходом последних эпизодов 2 сезона закончился сериал «Аркейн». Что происходило в 7, 8 и 9 сериях? Каким получился финал шоу? Отвечаем на все вопросы и объясняем неоднозначную концовку сериала.
Обложка: Fortiche Production, Riot Game

Славянское фэнтези: что это за жанр и почему он так популярен?

В некоторых царствах, в некоторых государствах… происходит так много всего, что наши режиссёры и авторы просто не могут пройти мимо жанра «славянское фэнтези». Как возник тренд на славянские мифологические мотивы и что в славянском фэнтези нравится а

S.T.A.L.K.E.R. 2 вышла! Вот, что нужно знать о новой игре

S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl официально вышла на цифровых площадках. Это первая игра во вселенной «Сталкера» за долгие 15 лет. Каким получился S.T.A.L.K.E.R. 2? О чём новая игра и какой у неё геймплей? Как о второй части отзываются критики? К

Новости ForPost

Метки

мультфильмы спектакль Валерий Либа Балаклава аниме 2024 Конкурс "Живая классика" Сергей Безруков Неделя моды в Париже Модный показ искусство фильмы 2023 изоляция СевТЮЗ Крым коронавирус "Кинопоиск" Неделя моды Дворец культуры рыбаков Севастопольский театр оперы и балета игры 2023 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" праздник музыка 2024 мода и стиль мастер-классы Обзор Balenciaga Новый год театр Луначарского Dior фестиваль «Природа Искусства» фильмы 2024 Театр Лавренёва театр драмы "Психо Дель Арт" Херсонес Андрей Маслов Фестиваль «Таврида — АРТ» хоррор Григорий Лифанов Театральная улица K-pop 9 мая мультфильмы 2024 спектакли Театр имени Луначарского Виталий Либа Александр Петров Аниме опера живопись балет Афиша Севастополя музыка 2023 Гарри Поттер сериалы 2024 Тейлор Свифт музыка День ВМФ Психо Дель Арт карантин Louis Vuitton СЦКиИ ЦГБ им. Л.Н.Толстого Конкурс красоты Музей обороны Севастополя Netflix концерт игры 2024 куда сходить афиша Севастополь Санкт-Петербург российские фильмы фестиваль сериалы 2023 Золотая балка книги выставки фильмы Федюхины высоты Российские сериалы поэзия День Победы творчество мультфильмы 2023 Мода Клим Шипенко Херсонес Таврический поп-музыка арт-отель "Украина" художники ДКР Севастопольский ТЮЗ «Оперные вечера в Севастополе» рецензия театр Севастополь Театр им. Кукол Большой севастопольский офицерский бал кино выставка