Мечта и современные дети: нужна ли им сегодня «Феодосийская сказка»?
25-08-2021 20:12
В эти дни в кинотеатрах Севастополя и Крыма продолжаются показы фильма «Феодосийская сказка» с участием наших севастопольских артистов. Чем может удивить и порадовать современное российское детское кино? Или, наоборот, разочаровать и заставить призадуматься? Картина Натальи Лебедевой – смелая попытка заговорить о том, нужно ли мечтать современным детям. Насколько эта попытка удалась, в своей рецензии рассуждает Александр Седов.
Работа в жанре детского кино требует от авторов немалого мужества. Мало того, что нужно соблюсти правильную интонацию, не впасть в сюсюканье и не подавить дидактикой, не огорошить брутализмом и не переборщить с иронией, и много ещё чем, так нужно ещё уметь вписаться в рынок, найти заветную дверцу в системе кинопроката. А прокат в российских кинотеатрах – штука сложная. Особенно для такой небольшой кинокомпании как «Киммерия», решившей на второй год пандемии коронавируса предложить кинотеатрам свой первый фильм. Поэтому когда в афише полутора миллионного Екатеринбурга я отыскал единственный кинозал, где шла «Феодосийская сказка», я не знал радоваться мне или горевать. Новую российскую картину крутили по одному сеансу в день.
«Феодосийская сказка» режиссёра-дебютантки Натальи Лебедевой, по всем параметрам, фильм для детей младшего и среднего школьного возраста (посмотреть трейлер фильма). Главный герой, девятилетний Митя (юный актёр Митя Махонин), приезжает вместе с отцом к деду в Крым, в уютную и солнечную Феодосию. Для Мити здесь одно открытие следует за другим. Красивый дедовский дом с верандой – малая родина его, Митиного, отца. Вот комната, которая когда-то была отцовской, здесь странные деревянные фигурки и книги, одна из которых – волшебная. Своего рода дверь в Мир Мечты – мир, напоминающий Крым, с такими же набегающими на берег волнами, с песчаным пляжем и утёсами, но ещё и с чудесами.
Авторы фильмы постоянно подчёркивают: это Мир Мечты. Слово «мечта» неоднократно звучит в устах жителей волшебной страны, напоминая одновременно и о чуде и о постигшем их разочаровании. Некогда прежний владелец книги, Митин отец (актёр Николай Нечаев), будучи маленьким, верил в Мир Мечты, но мальчик давно вырос и забыл путь в волшебный край. Теперь он приехал со своим сыном в Крым, но не для того, чтобы вернуть чудесные воспоминания, а чтобы продать малую родину – отчий дом, а своего старика-отца увезти в уфимскую квартиру: «Мы всё равно ездим отдыхать в Грецию и на Кипр, а у нас тебе, отец, будет лучше», — говорит он.
Такова завязка. Конфликт между мечтой и реальностью, между сыном и отцом. Извечная фабула, которая в том или ином виде не раз воплощалась в мировой литературе и кинематографе. Эти мотивы кому-то напомнят о сказке Погорельского «Чёрная курица»: проводник в Мире Мечты, названный Путешественником, просит мальчика Митю никому не рассказывать об этой тайне, иначе с волшебным миром случится беда. Кто-то вспомнит о «Нарнии» или даже о «Джуманджи», учитывая погони и прочие испытания, выпавшие на долю главных героев. В одном из интервью режиссёр Наталья Лебедева призналась, что была вдохновлена фильмом «Королевство кривых зеркал». Мотивы из этой сказки также прослеживаются в новом фильме.
Правда, бросается в глаза одно важное различие. «Феодосийская сказка» — фильм малобюджетный. Есть в нём красивая природа и знаменитые крымские дворцы, шикарные королевские костюмы и удачно вставленная компьютерная графика, однако в целом история производит впечатление пересказа чужих мотивов, без подробной детализации волшебной страны. На этот момент (объяснимый и где-то даже простительный) можно было бы закрыть глаза, если б та же проблема не проявлялась в сюжете и диалогах.
То, что постановщики обратились к теме мечты и борьбы за право иметь мечту, за право мечтать в наш прагматичный век – само по себе смелый поступок. Взирая на сказочные просторы Крыма, нельзя не вспомнить с каким упорством сто лет назад отстаивал это право писатель-фантаст Александр Грин, навсегда поселившись в Крыму. Примечательно, что авторы не забыли о Грине и послали ему привет – на фоне моря иногда мелькает шхуна с алыми парусами. В фильме много раз повторено и с нажимом подчёркнуто, что «только человек с чистой душой может воспользоваться волшебной книгой», но в чём суть мечтания зрителю не раскрывается.
В советском детском кинематографе тема мечты имела два разномасштабных измерения. С одной стороны признавалось, что человеку свойственно мечтать, что мечта возвышает, что она необходима для развития творческих способностей личности – не только в изящных искусствах, но и в жизни. С другой стороны – по-доброму высмеивались «мечтатели», слишком глубоко ушедшие в мир фантазии, забросившие учёбу и домашние обязанности. Посредством их же фантазий режиссёры возвращали «мечтателей» к реальности (мультфильм «На задней парте»).
В фильме «Феодосийская сказка» Мир Мечты очевидным образом никак не влияет на нашу действительность. Почему Митин отец забросил свою «волшебную страну», кем он стал – нам не раскрывают. В каких отношениях с Миром Мечты был его отец, дед Мити, также не сказано. На участке перед домом стоят забавные деревянные истуканы – мельком обронено, что их вырезал дед. Значит, был художником, скульптором? Неясно. Может, он и смастерил волшебную книгу? Не уточняется. Авторы фильма как бы говорят нам: все эти детали необязательны, следите за приключениями.
Приключения, и, правда, придуманы и разыграны от души – конечно, с поправкой на скромный бюджет. Современных детей они вряд ли удивят изобретательностью, но могут захватить жизненностью обстоятельств. Здесь есть конфликт между приезжим Митей и местной ребятнёй, искушение властью над людьми и испытание дружбой. Надо заметить, что дети-актёры играют весьма убедительно – насколько позволяет сценарий. Помимо главного героя, Мити, необходимо отметить местного вожака Дениса и девочку Веронику. Картина в целом оставляет хорошее впечатление: действие не тормозит, не распадается на куски-эпизоды. Большой плюс – музыка Александра Симоненко, которая записывалась в тон-студии киноконцерна «Мосфильм». Нечастое явление, особенно в российских фильмах для детей.
Однако общий посыл фильма (месседж, как сказали бы сейчас) оставил меня в некотором недоумении. Не потому, что я не согласен с ним. Наоборот, спорить вроде как не с чем – что «красота без любви ведёт к злу». Или что «счастье это когда близкие рядом, и ты им готов помочь». И, главное, что «нужно мечтать». Но уж слишком абстрактно-декларативно звучат прописные истины. Зацепит ли современных детей много раз услышанное слово «мечта»? Проснётся ли у них чувство сострадания к стране Мечты, изображённой столь эскизно и бегло, что не успеваешь узнать и полюбить её сказочных обитателей? Не берусь ответить утвердительно. Сомнения мои не рассеялись.
В канун двадцатилетия мультфильма «Ходячий замок» от студии Ghibli, его снова покажут в российском прокате. За эту работу Хаяо Миядзаки получил награду Венецианского кинофестиваля, номинации на премии «Оскар» и «Сатурн». В честь этого разбираемся: по
90-е по-прежнему не отпускают отечественных режиссеров. Спустя год после выхода успешного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» онлайн-кинотеатр START запустил новый проект со схожей тематикой — «Дети перемен». О чем новая история про «лихие» год
23 ноября с выходом последних эпизодов 2 сезона закончился сериал «Аркейн». Что происходило в 7, 8 и 9 сериях? Каким получился финал шоу? Отвечаем на все вопросы и объясняем неоднозначную концовку сериала.
В некоторых царствах, в некоторых государствах… происходит так много всего, что наши режиссёры и авторы просто не могут пройти мимо жанра «славянское фэнтези». Как возник тренд на славянские мифологические мотивы и что в славянском фэнтези нравится а
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl официально вышла на цифровых площадках. Это первая игра во вселенной «Сталкера» за долгие 15 лет. Каким получился S.T.A.L.K.E.R. 2? О чём новая игра и какой у неё геймплей? Как о второй части отзываются критики? К